Бобби Овсински. Сведение и мастеринг в T-Racks 3. Часть 04. Глава 3. Использование динамических процессоров T-Racks 3 при сведении.

Все процессорные модули T-RackS 3 могут использоваться в виде плагинов формата VST, RTAS или Audio Unit. Это даёт возможность применять их для обработки индивидуальных каналов, подгрупп или мастер-шины. Давайте рассмотрим некоторые из процессоров и их применение на индивидуальных треках.


Компрессоры


В старые добрые времена, требовалось управлять динамикой музыки, чтобы привести огромный динамический диапазон естественного звука к довольно маленькой искусственной динамике носителей записи, таких, как магнитная лента и виниловый диск. С появлением новых носителей (CD, DVD и прочие средства цифровой дистрибьюции), которые имеют намного больший динамический диапазон, уже не требуется настолько уменьшать естественную звуковую динамику. Однако, звуковой характер, порождённый динамической обработкой, стал очень популярен. Таким образом, эта обработка стала нормой, с каждым годом приобретая всё более изощрённые формы. Фактически, компрессия теперь является одним из самых существенных элементов профессионально звучащей фонограммы.


Краткое описание


Компрессор – это устройство автоматического управления уровнем. Существует ряд распространённых параметров, при помощи которых можно подстроить компрессор под конкретный музыкальный материал.

Параметр «Ratio» (Отношение), определяет, в какой пропорции относительно увеличения входного уровня будет увеличиваться выходной. К примеру, если установлено отношение 4:1, то входной сигнал, превысивший порог на 4 децибела, приведёт к повышению выходного уровня только лишь на 1 децибел. Некоторые компрессоры имеют фиксированное отношение, но большинство устройств позволяет настраивать этот параметр в очень широком диапазоне – от 1:1 (отсутствие компрессии) до 100:1 (ограничение). Параметр «Threshold» (Порог) определяет уровень входного сигнала, при котором начинается срабатывание компрессора. Если сигнал ниже этого уровня, то обработка к нему не применяется.

У большинства устройств есть такие параметры, как «Attack» (Атака) и «Release» (Восстановление). Они определяют, насколько быстро (или медленно) компрессор будет реагировать на начало (Attack) и конец (Release) амплитудной огибающей поступающего сигнала. Кроме того, у многих компрессоров есть автоматический режим, в котором прибор самостоятельно устанавливает время атаки и восстановления согласно входной динамике. Во многих случаях, автоматика работает достаточно хорошо, однако она не учитывает точные параметры, требуемые для специфического музыкального материала. Некоторые процессоры (как Vintage 670), используют фиксированные значения атаки и восстановления (670-й имеет пять переключаемых вариантов), что является одним из слагаемых их отличительного звукового характера.

Когда компрессор сжимает сигнал, то его уровень уменьшается. Поэтому есть дополнительный регулятор, обычно называемый Make-Up Gain или Output. Он позволяет так настроить выходной уровень, чтобы компенсировать уменьшение громкости, вызванное процессом подавления. Многие компрессоры имеют режим автоматической компенсации уровня.


Управление динамикой


Динамический диапазон – это разница между самыми тихими и самыми громкими звуками. Традиционный компрессор понижает уровень громких звуков, уменьшая это различие. Как следствие, уменьшается динамический диапазон. Это позволяет получить более устойчивый общий уровень фонограммы (или отдельных инструментов), помогая тихим пассажам не потеряться на фоне более громких. Чтобы контролировать динамику, обычно используется отношение 2:1 – 8:1 и уровень подавления 2 – 6 децибелов. Хотя, в некоторых случаях могут потребоваться более радикальные настройки.



Вот некоторые ситуации, где компрессия особенно полезна, и часто просто необходима:

■ Бас-гитара. При игре на живом басу, обязательно будут присутствовать ноты, сыгранные излишне громко или тихо относительно остальных. Чтобы сгладить это различие, можно использовать отношение 4:1 – 8:1 и несколько децибелов подавления.

■ Ведущий вокал. Многие певцы не могут пропеть все слова (или слога) с безупречно устойчивым уровнем, и, в результате, некоторые фрагменты будут либо слишком тихими, либо слишком громкими. Компрессия уменьшит эти перепады и поможет лучше услышать каждое слово. Количество подавления может варьироваться в больших пределах, ведь зачастую вокал имеет очень широкий динамический диапазон – перепады от шёпота до полного крика в пределах одной песни не так уж и редки. Таким образом, уровень подавления 10 и более децибелов весьма обычен в таких ситуациях.

■ Большой и малый барабаны. Если барабанщик не выдерживает интенсивность каждого удара, это приводит к неустойчивости общего пульса песни. Компрессия поможет уплотнить и выровнять звучание. Опять же, для достижения цели обычно достаточно нескольких децибелов подавления и отношения 4:1 – 8:1.


Компрессия как эффект


Компрессия может радикально изменить звучание трека. Инструмент, обработанный подходящим компрессором с правильными параметрами настройки, может зазвучать ближе к слушателю, а также может приобрести большую агрессивность и «впечатлительность». Регулируя атаку и восстановление, можно изменить огибающую сигнала, заставляя его звучать более энергично и атакующее, либо мягче и спокойнее. «Художественное» воздействие может возникнуть не только из-за массивного количества компрессии (15 – 20 dB или даже больше), но и при практически полном её отсутствии, только лишь благодаря врождённому звуковому характеру специфического компрессора. Собственно говоря, некоторые звукоинженеры используют определённые модели компрессоров не столько из-за их возможностей по управлению динамикой, сколько из-за характерной звуковой окраски (искажения, сатурация и т.п.), вносимой в проходящий сигнал.


Количество компрессии


По большей части, количество применённой компрессии определяется личными пристрастиями и художественным вкусом. Хотя, в общем, чем больше компрессии – тем заметнее эффект. Умеренное сжатие (6 и менее децибелов) обычно используется для управления динамикой без вмешательства в тембр. Хотя, очень распространены радикальные количества компрессии (20 dB или больше), обычно используемые с такими источниками, как электрические гитары, барабаны, микрофоны комнаты и даже вокал. Количество сжатия зависит от песни, аранжировки, музыкантов, комнаты, инструментов или вокалиста, а также от требуемого звукового характера.


Настройка компрессора


Как уже говорилось, параметры атаки и восстановления играют важную роль. Вот несколько советов, которые помогут настроить компрессор. Если в песне имеется более или менее постоянный темп, попробуйте использовать малый барабан, чтобы настроить эти параметры. Этот метод аналогично работает и с другими инструментами.

1.Начните с самой медленной атаки и самого быстрого восстановления.
2.Уменьшайте время атаки, пока инструмент (в данном случае – малый барабан) не начнёт приобретать вялость. Остановитесь перед этой чертой.
3.Настройте время восстановления так, чтобы к следующему удару уровень сигнала возвращался к 90 – 100% от своего нормального состояния.
4.Теперь включите все остальные элементы своего микса и послушайте. Если требуется, сделайте дополнительные небольшие регулировки этих параметров.

Идея состоит в том, чтобы заставить компрессор дышать в одном ритме вместе с песней.

Компрессорные модули


T-RackS 3 Deluxe имеет три модуля-компрессора, каждый со своими собственными звуковыми характеристиками.

Vintage Tube Model 670
Vintage Tube Model 670 (Рисунок 3.1) звучит прекрасно с любым музыкальным материалом. Он неосязаемо склеивает все вещи в единое целое, даже если индикатор подавления едва шевелится. Это происходит благодаря врождённой звуковой окраске этого процессора. Регулируя входные параметры, эту окраску можно увеличить или ослабить. Испытайте его на вокалах, басу или гитаре (хоть электрической, хоть акустической), установив переключатель Time Constant в положение 1 и используя 5 – 6 децибелов подавления. Звучание не будет казаться сжатым, но при этом приобретёт последовательность и устойчивость. Если требуются самые прозрачные результаты, держите переключатель Threshold в положении 2 или 3. Если же требуется более явный эффект, используйте более высокие значения (5 и выше).


Рисунок 3.1 Vintage Tube Model 670.

670-й великолепен для обработки барабанного субмикса. Будете ли Вы использовать небольшое количество подавления, или накрутите более радикальный эффект – этот прибор скроет несогласованности, сплотит и сфокусирует звучание. В зависимости от пульса песни, можно попробовать различные положения переключателя Time Constant. Хотя, значения 5 и 6 обычно работают очень хорошо. Другая интересная особенность – режим Lat/Vert. В этом режиме включается M/S-матрица, где MID-компонент управляется левым каналом, а SIDE-компонент управляется правым. Это позволяет независимо обрабатывать монофонический и пространственный компоненты стереосигнала.

Таблица 3.1 Стартовые настройки для Vintage 670

AGC - Link
Left-Right Time Constant - 1
Left-Right Input Gain - настроить так, чтобы подавление было около 2 dB.
Left-Right Threshold - 3
Level - 0 dB

■ Увеличивайте значения Left и Right Time Constant, чтобы подстроить время восстановления под конкретный музыкальный материал.
■ Увеличивайте значения Left и Right Threshold, чтобы сделать звучание компрессии более агрессивным.

Opto Compressor
Opto Compressor (Рисунок 3.2) эмулирует компрессор, построенный на основе оптоэлектронного элемента подавления. Среди наиболее известных устройств – легендарный LA-2A. Тем не менее, звучание плагина достаточно отличается от его железных «прародителей». Дело в том, что разработчики решили сделать в нём максимально чистую и прозрачную сигнальную цепь, тогда как аппаратные оригиналы привносят некоторую окраску. Но что в них общее – это плавная кривая восстановления, дающая очень нежные и музыкальные результаты.


Рисунок 3.2 Opto Compressor.

Благодаря своему звуковому характеру, Opto Compressor прекрасно работает с такими источниками, как вокал, бас и даже барабаны. Для начала, установите регуляторы Attack и Release в среднее положение, а Ratio поставьте в значение 2:1. Тем не менее, если требуется более явный эффект, не бойтесь использовать более высокие настройки отношения (10:1 и выше). Ручка Compression действует аналогично регулятору порога (Threshold) в других процессорах. Чем дальше по часовой стрелке Вы поворачиваете его, тем больше применяется компрессии.

Помните, что при низких значениях отношения (как 2:1), для этого типа компрессоров нормальное количество подавления составляет всего лишь 3 – 4 децибела. Если требуется большее подавление, увеличивайте отношение.

Таблица 3.2 Стартовые настройки для Opto Compressor
Attack - 50 ms
Release - 30 ms
Ratio - 3:1
Compression - 5
Input - 0 dB

■ Уменьшайте время атаки, если требуется «ловить» транзиенты.
■ Увеличивайте время восстановления, чтобы заставить компрессор дышать вместе с треком или сделать звучание компрессии более гладким.
■ Увеличивайте значение регулятора Compression, если хотите большее количество сжатия.


Classic Tube Compressor

Classic Tube Compressor эмулирует типичный «древний» ламповый компрессор, разработанный ещё в те времена, когда экстремальные параметры обработки не считались нормой. Его максимальное отношение немного меньше 5:1, но удивительно, насколько хорошо он звучит при ещё меньших значениях, таких, как 1,5:1. Многие ламповые компрессоры имеют достаточно медленную атаку, и этот процессор тоже не исключение. Однако, это свойство может стать полезным при обработке богатого транзиентами материала, даже если регулятор атаки вывернут полностью против часовой стрелки. Ручка Input Drive действует аналогично регулятору порога (Threshold) в других процессорах.

У Classic Tube Compressor есть несколько полезных дополнительных особенностей. Первая – это регулятор Sidechain High-Pass Filter, который заставляет компрессор детектировать только те сигналы, чьи частоты находятся выше установленного значения. Другими словами, если Sidechain HPF установлен на 76,4 Гц, то компрессор будет реагировать на всё, что выше, а более низкие частоты никакого воздействия на его работу не окажут.


Рисунок 3.3 Classic Tube Compressor.

Благодаря этой особенности, Вы можете поднять низкие частоты, поскольку к ним будет применяться очень небольшое количество сжатия, и заодно избежать «просадок» в более высоких частотах, вызванных энергичными басовыми звуками. Однако, будьте осторожны со значениями фильтра более 100 Гц, поскольку это может привести к чрезмерному усилению низких частот. Ещё одна интересная особенность – это регулятор Stereo Enhancement, влияющий на ширину стереобазы. Он не предназначен для радикальных манипуляций со стерео, и полезен в тех случаях, когда трек нуждается в небольшом расширении. Тем не менее, в процессе расширения бдительно следите за фазокоррелометром, чтобы удостовериться, что моносовместимость не нарушается.

Classic Tube Compressor – достаточно универсальный процессор, прекрасно воздействующий на барабаны (попробуйте отношение 1,5:1 и 5 – 6 dB подавления), бас, пианино, акустическую и электрическую гитару, петли и синтезаторы. Каких-то особо радикальных эффектов Вы от него вряд ли добьётесь, но зато всегда сможете рассчитывать на его превосходное звуковое качество.

Таблица 3.3 Стартовые настройки для Classic Tube Compressor

Sidechain HPF - 32 Hz
Attack Time - 82 ms
Release Time - 29 ms
Ratio - 3:1
Input Drive - 0 dB
Stereo Enhancement - 0 dB

■ Поднимайте значение Input Drive, чтобы увеличить количество компрессии.
■ Увеличивайте значение Stereo Enhancement, чтобы расширить стереобазу.
■ Уменьшайте время атаки, чтобы захватывать переходные процессы (транзиенты).
■ Увеличивайте время восстановления, чтобы заставить компрессор дышать вместе с треком или сделать звучание компрессии более гладким.
■ Поднимайте значение Sidechain HPF, чтобы усилить низкочастотный ответ.

Ограничители (лимитеры)


Некоторые компрессоры могут работать в роли ограничителей, но в основном это отдельные самостоятельные устройства. В принципе, компрессию с отношение более 10:1 уже можно рассматривать как ограничение. Ограничитель или лимитер – это, по существу, кирпичная стена на пути звукового сигнала, не позволяющая ему превысить какой-то установленный уровень.

Ограничители очень широко используются в аудиоиндустрии. Их можно найти и на живых концертах, где они предохраняют от сверхуровней, могущих вызвать повреждение слуха или громкоговорителей; и в конце сигнальной цепи на радио и телестанциях, чтобы не дай бог не превысить разрешённую эфирную мощность; и в мастеринговых студиях, где они предохраняют от возникновения перегрузок на носителе записи.

Во время трекинга и сведения, ограничители используются не настолько широко, как компрессоры. Но они применяются в тех случаях, когда у инструмента имеются сильные пики-транзиенты (как у слэпового баса).


Ограничительные модули


T-RackS 3 Deluxe имеет три модуля-ограничителя, каждый со своими собственными звуковыми характеристиками.

Brickwall Limiter
Этот ограничитель особенно хорош, когда требуется радикально поднять окружение в барабанных треках. Благодаря его жёсткой компрессии, окружение получает такой же уровень, как и удары инструмента. Он прекрасно работает со стереофоническими петлями и барабанным субмиксом.


Рисунок 3.4 Brickwall Limiter.

Установите Ceiling в значение -0,1 dB и поднимайте регулятор Input до тех пор, пока подавление не составит 8 или 10 децибелов. Переключателем Style выберите любой из режимов Advanced или Saturation. Регулятор Attack поверните полностью вправо, а Release – полностью влево. Теперь, вращая ручку Release, Вы можете управлять количеством окружения. Быстрое восстановление будет усиливать окружение, тогда как медленное, в той или иной степени, сохранит оригинальную пропорцию между прямыми и окружающими звуками.

Таблица 3.4 Стартовые настройки для Brickwall Limiter
Input - 0 dB
Attack Time - 1 ms
Release Time - 60 ms
Style - Clean
Output Ceiling - -0.1 dB

■ Отрегулируйте Input, чтобы подавление было от -3 до -6 dB.
■ Уменьшайте время атаки, чтобы ловить пики-транзиенты и предотвратить перегрузку.
■ Увеличивайте время восстановления, чтобы заставить процессор дышать вместе с треком или сделать звучание компрессии более гладким.


Classic Clipper

Classic Clipper – ещё один плагин, прекрасно работающий с барабанами. Он прост в управлении и даёт хорошее пробивное звучание. Поднимайте значение Gain, пока подавление не будет 8 – 10 dB. Установите Output на -1 dB и поверните регулятор Slope до конца влево. Это должно дать «большое» звучание барабанов с изрядным количеством окружения. Клиппинг, как таковой, здесь практически не будет заметен, поскольку он осуществляется очень мягко и больше похож на сатурацию. Поворачивая Slope по часовой стрелке, Вы услышите, что барабаны становятся более агрессивными и «острыми», поскольку количество сатурации уменьшается, и всё чаще происходит прямой клиппинг. Тем не менее, с осторожностью увеличивайте значение Slope, поскольку в определённый момент могут появиться слышимые искажения.


Рисунок 3.5 Classic Clipper.

Таблица 3.5 Стартовые настройки для Classic Clipper

Gain - 0 dB
Slope - -12 dB
Output - -1 dB

■ Увеличивайте значение Gain, пока не получите желаемое количество подавления.
■ Поворачивайте регулятор Slope вправо, если хотите увеличить агрессивность компрессии.


Multiband Limiter
При помощи этого плагина Вы можете сформировать тон инструмента, причём сделать это способом, недоступным для обычного эквалайзера. Регулируя частоты разделов, и поднимая или опуская уровень каждой полосы, Вы можете изменить тональный и динамический баланс инструмента.


Рисунок 3.6 Multiband Limiter.

К примеру, если требуется сжать басовый компонент, Вы можете поднять уровень низкочастотной полосы и так отрегулировать low/mid-кроссовер, чтобы обработка происходила только в нужной частотной области. Это прекрасно работает с «непослушно» звучащими барабанами, басом, акустической гитарой и пианино.

Таблица 3.6 Стартовые настройки для Multiband Limiter

Band Threshold - 0 dB
Band Level - 0 dB
Crossover - 200 Hz и 7.5 kHz
Input Drive - 3.5
Release Time - 80 ms
Overload - 0 dB

■ Уменьшайте значение Band Threshold, чтобы увеличить количество компрессии в какой-то частотной полосе.
■ Поднимайте Input Drive, чтобы увеличить количество компрессии сразу во всех частотных полосах.
■ Увеличивайте время восстановления, чтобы заставить процессор дышать вместе с треком или сделать звучание компрессии более гладким.
■ Увеличивайте значение Overload, если хотите поднять общую громкость.


Перевод подготовил Бережной Вячеслав


Загрузка беседы