Бобби Овсински. Сведение и мастеринг в T-Racks 3. Часть 12. Глава 11. Мастеринг в T-Racks

Итак, в предыдущих главах мы рассмотрели теорию и принципы мастеринга, и теперь пора перейти к изучению процесса мастеринга непосредственно в T-RackS 3. Автономная версия T-RackS 3 – это очень мощный инструмент, предлагающий массу способов для выполнения этого важного этапа музыкального производства. Давайте рассмотрим некоторые наиболее типичные возможности.


Цепь обработок


Как я уже говорил ранее, порядок расположения приборов в мастеринговой цепи очень важен, если Вы хотите добиться качественного современного звучания. Далее будут представлены некоторые примеры выполнения этой задачи.

«Простая» цепь
Рисунок 11.1 показывает типичную цепь обработок, где первым стоит эквалайзер Linear Phase EQ, вторым – компрессор Vintage Compressor 670, и последним – ограничитель Brickwall Limiter.

Цепь приборов для мастеринга
Рисунок 11.1 «Простая» цепь обработки.


Есть несколько причин, почему эквалайзер установлен первым. Можно сказать, что это наследие аналоговых времён, когда именно такой порядок процессоров обеспечивал наиболее лучшее звучание при записи в рабочую станцию с аналогового источника. Во многих случаях, эквалайзер просто не мог дать достаточного усиления по выходу, не приводя при этом к искажениям. Поэтому после него и ставился компрессор, в котором обычно имеется мощный и чистый выходной усилитель, позволяющий легко поднять уровень сигнала до нужных значений. В наши цифровые времена это не является какой-либо проблемой (особенно, если используются небольшие приращения 2 – 3 dB), но, тем не менее, такое расположение процессоров всё ещё пользуется популярностью.

Однако, у такого порядка есть и минусы. Дело в следующем: если какая-то частота поднята эквалайзером, то это заставляет компрессор реагировать в первую очередь именно на эту частоту, а не на полную музыкальную программу, что часто приводит к неожиданным и неприятным результатам. Поэтому, никто не осудит, если Вы поменяете порядок процессоров и первым поставите Vintage Compressor 670, а вторым - Linear Phase EQ (особенно, если требуется значительное усиление каких-то частот).

Есть общее эмпирическое правило, которым можно пользоваться при конфигурировании цепи:
■ Если требуется большое количество эквализации, ставьте эквалайзер после компрессора.
■ Если требуется большое количество компрессии, ставьте компрессор после эквалайзера.

Brickwall Limiter должен всегда стоять самым последним, особенно если Вы активировали функцию D/A Distortion Protection, предохраняющую от межсэмпловых искажений (смотрите Главу 7).

Давайте рассмотрим некоторые типичные настройки вышеперечисленных процессоров.


Linear Phase EQ
Эквалайзер Linear Phase EQ (Рисунок 11.2) можно использовать тогда, когда в треке уже есть нужный Вам звуковой характер и требуется только лишь чистая, аккуратная и бесцветная эквализация для настройки общего частотного баланса.

Линейно-фазовый эквалайзер
Рисунок 11.2 Linear Phase EQ.

Этот эквалайзер имеет несколько уникальных фишек. Во-первых, у него шесть полос, что встречается далеко не в каждом эквалайзере. Во-вторых, в нём имеется линейно-фазовый режим, который включается соответствующей кнопкой с названием Linear Phase [кто бы мог подумать :-)]. При активации этой функции звучание эквалайзера явно изменяется, поскольку начинают работать более ресурсоёмкие алгоритмы, выравнивающие фазы фильтров и обеспечивающие большее количество динамического запаса (headroom). Не забывайте, что этот режим можно активировать только тогда, когда выбрана опция Oversampling + Linear Phase в меню Preferences (Глава 7). Сравните обычное и «линейное» звучание, и выберите то, что больше по вкусу (многие люди предпочитают фазосмещающие эквалайзеры, считая линейно-фазовые слишком стерильными).

Поскольку этот эквалайзер звучит так чисто, то мне нравится добавлять при его помощи немного «воздуха» в области 12 кГц. Кроме того, он прекрасно работает и в роли high-pass фильтра (Рисунок 11.4). В некоторых случаях, можно значительно очистить общее звучание микса, просто срезав частоты ниже 20 или 30 Гц.

Линейно-фазовый эквалайзер
Рисунок 11.3 Кнопка Linear Phase.

Линейно-фазовый эквалайзер
Рисунок 11.4 Linear Phase EQ в роли high-pass фильтра.


Как Вы уже видели, многие процессоры из T-RackS 3 могут работать в режиме M/S. Linear Phase EQ не исключение. Этот режим можно активировать кнопкой, расположенной вверху слева (Рисунок 11.5). Благодаря этой функции, Вы можете независимо обрабатывать монофонический и пространственный компоненты звукового сигнала. Скорее всего, наиболее востребованной будет обработка только лишь М-компонента, хотя, в некоторых случаях, полезным будет вмешательство и в Side-составляющую. Например, если требуется добавить яркость в трек, но при этом не повлиять на ведущий вокал.


Рисунок 11.5 Режим M/S-обработки.


Vintage Compressor Model 670
Из-за своего гладкого звучания, оригинальный процессор долгое время было фаворитом в среде мастеринг-инженеров. Он имеет несколько уникальных функций, отличающих его от других компрессоров (Рисунок 11.6). Во-первых, регулятор Threshold определяет, насколько жёсткой или мягкой будет компрессия (влево – мягкая, вправо – жёсткая).

Во-вторых, он имеет набор фиксированных параметров атаки и восстановления, которые управляются переключателем Time Constant (Атака: 0,2 мс в позициях 1, 2 и 6; 0,4 мс в позициях 3, 4 и 5. Восстановление: Позиция 1: 0,3 сек; Позиция 2: 0,8 сек; Позиция 3: 2 сек; Позиция 4: 5 сек; Позиция 5: Программно-зависимое управление восстановлением – 2 секунды для индивидуальных пиков; 10 секунд в случае повторяющихся пиков; 25 секунд в случае последовательно высокого программного уровня.)

Если во время сведения или трекинга весьма часто используется подавление более 20 dB, то мастеринг - это уже совсем другая история. Большинство профессионалов использует только 1 или 2 dB подавления, и, в особых случаях, не больше 3 или 4. У многих компрессоров (особенно у Vintage 670) есть своё собственное звучание, которое можно услышать даже в том случае, когда процессор практически никак не воздействует на сигнал. Но, в любом случае, слишком большое подавление отправит Вас на скользкую дорогу гиперкомпрессии, поэтому, будьте осторожны в своём выборе.

Ламповый компрессор для мастеринга
Рисунок 11.6 Vintage Compressor Model 670.


Компрессор – это Ваш источник приращения уровня, и если 670-й стоит вторым в цепи, поднимите его регулятор Output до 7 и проверьте показания на измерителе подавления (Gain Reduction meter) в ограничителе Brickwall Limiter. Если измеритель иногда помаргивает, то Вы всё сделали правильно. Если там темнота, поднимайте выход компрессора, пока индикатор не начнёт шевелиться. Если подавление в течение продолжительного времени составляет более 2 - 3 dB, то понизьте выходной уровень Vintage 670.

Типичные настройки Vintage Compressor Model 670 при мастеринге
Time Constant: 1, 5 или 6
Threshold: около 2
Input Gain: чтобы было 1 - 3 dB подавления
Output: Между 7 и 9. Увеличивайте до тех пор, пока индикаторы следующего за компрессором лимитера не начнут показывать подавление.

Brickwall Limiter
Наиболее критичный элемент мастеринговой цепи – это ограничитель Brickwall Limiter (Рисунок 11.7), поскольку это последняя линия защиты от цифровых перегрузок. Поэтому, старайтесь не устанавливать регулятор выходного уровня Output Ceiling выше 0,1 dB.

Конечно, Вы можете получить от лимитера значительный прирост программного уровня, но не забывайте, что чем он громче, тем сильнее скомпрессирован сигнал. Понятно, что Вы можете специально добиваться такого пережатого звучания, но самые чистые результаты обычно получаются тогда, когда подавление составляет всего лишь несколько децибелов на пиках.

Параметры атаки и восстановления (Attack и Release) имеют большее влияние на музыку, чем большинство других параметров. То, как они будут настроены, зависит от типа музыки, но, в общем, чем больше панча требуется в звучании, тем дольше будет атака и короче восстановление.

Лимитер для мастеринга
Рисунок 11.7 Brickwall Limiter.


Хотя и заманчиво вывернуть все регуляторы на максимум, вряд ли этого будет много пользы. Если сделать слишком медленную атаку, но многие лимитер будет пропускать много пиков, что не позволит добиться большой громкости. Если восстановление будет слишком быстрым, то возникнут слышимые побочные эффекты, такие, как пампинг. Кстати, это одна из причин, почему далеко не всегда получается использовать одни и те же настройки для всех песен в альбоме. Песни различны, и каждая из них требует к себе индивидуального подхода.

Brickwall Limiter снабжён уникальной функцией с названием Style, которая в некоторой степени позволяет влиять на общее звучание песни. Выбирать стили можно в окошке с таким же названием. Если выбрать стиль Clean, то процессор не будет вносить никакой окраски. Стили Advanced 1, 2, 3 и 4 добавляют то или иное количество сатурации, смешанной с чистым сигналом. Если Вы хотите более сильной окраски, то можете выбрать стили Sat 1, 2 или 3, где сатурация уже разворачивается в полный рост. Не забывайте, что измеритель подавления в этих режимах не работает. Последний стиль – это Clipping, который просто отсекает сигналы, превышающие 0 dB. В результате, это приводит к определённым искажениям (кстати, многим людям нравится такое похрустывающее звучание). Короче говоря, всё зависит от Ваших личных предпочтений.

Типичные настройки Brickwall Limiter для мастеринга
Output Ceiling: 0.1 или 0.2 dB
Input: Настраивайте так, чтобы подавление на пиках было всего лишь несколько dB.
Attack: начните с 5 мс
Release: начните с 10 мс
Style: начните с Clean


Пресеты
Для каждого процессорного модуля имеется большой набор пресетов, заточенных под различные типы звукового материала. Чтобы загрузить пресет, кликните по окну Preset (Рисунок 11.8) и в выпадающем меню выберите нужный. Через кнопку Preset можно открыть папку пресетов, что позволяет вручную перемещать, группировать, переименовывать или копировать файлы пресетов.

Пресеты для мастеринга
Рисунок 11.8 Меню пресетов.


Если Вы придумали какие-то эффективные для Вас настройки, то можете сохранить их в виде пресета. Как мы уже говорили, пресеты могут быть глобальными (то есть, относиться ко всему T-RackS), так и индивидуальными, относящимися только к конкретному процессорному модулю. Чтобы сделать сохранение, надо нажать кнопку Save. Если Ваша конфигурация сделана, так сказать, с нуля (не на основе ранее загруженного пресета), то откроется диалоговое окно, где будет предложено выбрать диск и папку для его сохранения (по умолчанию предлагается папка Preset). Если пресет уже существует, то программа спросит, переписывать его или нет (если убрать отметку в соответствующем квадратике, то перезапись будет осуществляться без подтверждения). Кнопка Save As действует аналогично кнопке Save, только здесь сразу открывается диалог с предложением сохранить пресет под другим названием.

Кнопка Delete Preset удаляет текущий загруженный пресет, а кнопки Global и Module позволяют сохранить либо общие настройки T-RackS, либо те, что связаны с текущим выбранным процессором.

Пресеты для мастеринга
Рисунок 11.9 Окно сохранения Save.


«Продвинутая» цепь
Зачастую, такая простая конфигурация, как была описана выше, не обеспечивает нужных результатов. Если Вы видите, что требуется более интенсивная обработка (например, 10 dB эквализации или 6 dB компрессии), то, скорее всего, лучший способ – это использовать несколько процессоров, каждый из которых будет понемногу что-то добавлять, нежели пытаться всё сделать сразу в одном.

EQP-1A Equalizer
Вот сигнальная цепь, в которую мы вставили эквалайзер Tube Program Equalizer EQP-1A, чтобы поднять верхнюю середину и создать больше щелчка в барабанах, и компрессор Classic T-RackS Compressor, который помогает усилить низкие частоты и расширить стереообраз. Они использованы в дополнение к трём вышеперечисленным модулям.

Цепь процессоров для мастеринга
Рисунок 11.10 «Продвинутая» цепь обработки.


EQP-1 – это абсолютно уникальный эквалайзер и нет ничего, чтобы звучало так, как он (Рисунок 11.11). Чтобы добавить щелчка малому барабану, мы ставим переключатель High Frequency на 3 или 4 кГц, и медленно поднимаем регулятор High Frequency Boost до тех, пока не получим желаемого эффекта. Чтобы добавить в трек немного хорошего «мяса», установите переключатель Low Frequency на 30 или 60 Гц, и медленно поднимайте регулятор Low Frequency Boost. Тепло и полнота появятся даже при небольших приращениях. Чтобы добавить искр в верхах, немного поднимите диапазон 10 или 12 кГц.

Ламповый эквалайзер для мастеринга
Рисунок 11.11 EQP-1 Tube Program Equalizer.


EQP-1 интересен также тем, что в каждой полосе у него есть регуляторы Boost и Attenuation, работающие на разных частотах. Поэтому, они не уравновешивают друг друга. В некоторых случаях, можно добиться чудесных результатов, одновременно пользуясь обоими.

Не забывайте, что EQP-1 тоже снабжён M/S-матрицей. Иногда эта функция бывает очень полезной.


Classic Tube Compressor
Этот компрессор имеет несколько особенностей, прекрасно подходящих для задач мастеринга (Рисунок 11.12). Во-первых, у него есть HP-фильтр в боковой цепи, который позволяет компрессору реагировать только на частоты, находящиеся выше установленного среза. Другими словами, если регулятор Sidechain HPF установлен на 100 Гц, то компрессор будет реагировать только на более высокие частоты. А всё, что ниже, никакого воздействия не окажет.

Классический ламповый компрессор для мастеринга
Рисунок 11.12 Classic Tube Compressor.


Благодаря этому, можно эффективно усилить басы, поскольку они не будут подвергаться компрессии. Но, будьте осторожны, чтобы звук не стал слишком «большим». Если Вы собираетесь использовать Sidechain HPF, то, на мой взгляд, лучше поместить после этого компрессора ещё один, который будет держать низа под контролем. Хотя, конечно, это зависит от исходного материала и Ваших личных пристрастий.

Ещё одна интересная функция этого компрессора – расширитель стереобазы, управляемый регулятором Stereo Enhancement. Поворачивая вправо, Вы расширяете стерео, поворачивая влево (ниже 0 dB) – сужаете. Эта функция прекрасно работает, если трек узковат в среднечастотном диапазоне и требуется добавить немного ширины. Бдительно следите за фазокоррелометром, дабы удостовериться, что не нарушается моносовместимость.

Как и с любой другой сигнальной цепью, соблюдайте правильную структуру уровней, не допуская ситуации, когда выходной сигнал предыдущего процессора перегружает вход следующего. И, конечно, самый последний в цепи – это Brickwall Limiter, который позволяет нарастить уровень и не создать при этом цифровых перегрузок.


Параллельная обработка
Используя цепочки из последовательно включённых процессоров, не забывайте, что каждый из них находится под влиянием предыдущего. В некоторых случаях, более лучший вариант – это параллельная обработка, и T-RackS 3 предоставляет прекрасные возможности для этого. Он позволяет конфигурировать параллельные цепи для первых четырёх позиций общей цепи обработки.

В этом примере мы сделаем две параллельных цепи. Цепь А будет осуществлять агрессивную обработку, а цепь В будет создавать гладкость (Рисунок 11.13).

Opto Compressor
Все оптические компрессоры имеют специфический звуковой характер, связанный с тем, что время восстановления у них достаточно сильно зависит от мощности поступающего сигнала. Иными словами, чем мощнее входной сигнал, тем дольше компрессор будет «думать», прежде чем начнёт отрабатывать программу, заданную регулятором Release. Благодаря этому, Opto Compressor работает очень гладко, что очень ценится при обработке акустической музыки. В нашем случае, мы установим отношение 2:1, типичную медленную атаку и быстрое восстановление (стоит сказать, что из-за особенностей конструкции оптические компрессоры не обладают быстрой атакой). Восстановление настроим так, чтобы компрессор «дышал» вместе с треком. Атаку – в зависимости от того, сколько транзиентов мы хотим оставить в обработанном сигнале.

Параллельная обработка при мастеринге
Рисунок 11.13 Пример параллельной обработки.

Оптический компрессор для мастеринга
Рисунок 11.14 Opto Compressor.


Как и большинство железных приборов, Opto Compressor позволяет контролировать входной и выходной уровни, а также количество подавления. Звучание реально немного изменяется, если входной или выходной сигнал превышает 6 децибелов, поэтому убедитесь, что у Вас всё в порядке.

Типичные настройки Opto Compressor для мастеринга
Ratio: 2:1
Compression: от 2.5 до 3
Attack: 17 мс
Release: 100 мс
Gain Reduction: от 2 до 4 dB


Отображение цепи (Show Chain)
Зачастую полезно иметь схематичное отображение сигнальной цепи, чтобы точно понять, какая обработка осуществляется. Особенно это актуально в случае параллельной обработки, где порядок расположения процессоров не сразу очевиден. Чтобы открыть схему, надо нажать кнопку Show Chain (Рисунок 11.15). Когда схема не требуется, достаточно нажать на эту кнопку ещё раз.


Рисунок 11.15 Кнопка включения схематичного отображения сигнальной цепи.


M/S-мастеринг
Использование M/S-режима иногда даёт возможности, недоступные при обычной стереообработке. Высокоэнергичные MID-сигналы (вокал, малый барабан, бас-гитара и так далее), часто можно безболезненно отделить от SIDE-сигналов (гитары, клавишные, тарелки). В результате, пользуясь M/S-обработкой, Вы сможете воздействовать на отдельный проблемный элемент, а не на весь микс. Даже если материал прекрасно звучит в L/R-режиме (то есть, в стерео), ничто не мешает проверить его и в M/S.

Сравнение различных конфигураций (Comparison)


В T-RackS 3 имеются кнопки A-B-C-D, которые позволяют мгновенно переключаться между четырьмя конфигурациями обработки (Рисунок 11.16). Конечно, Вы можете сохранить абсолютно различные наборы параметров, однако, на мой взгляд, более полезное применение для этой функции – это сравнение между настройками индивидуальных процессоров. Скажем, Вы никак не можете решить, что звучит лучше – подъём в области 2 или 4 кГц. Таким образом, можно сохранить одни настройки на кнопку А, а вторые – на кнопку В, и потом переключаться между ними во время воспроизведения. Понятно, что одними эквалайзерами это не ограничивается: точно также можно экспериментировать с параметрами компрессии, ограничения и так далее. Аналогичным образом можно проверять порядок расположения процессоров и сравнивать, как он влияет на звучание (и влияет ли вообще).


Рисунок 11.16 Кнопки сравнения конфигураций.


Чтобы скопировать параметры настройки, нажмите кнопку Copy To. Кнопки A, B, C, D начнут мигать. Нажмите одну из них, и текущая конфигурация будет сохранена на эту кнопку. Помните, что эти настройки не сохраняются вместе с сессией, поэтому, не забывайте сохранять нужные конфигурации при помощи стандартной процедуры.


Сравнение с исходным материалом (Compare)


Одна из важнейших функций T-RackS 3 – это функция сравнения между обработанным и исходным материалами (Compare). Ключевой аспект данной функции – это регулятор уровня, который позволяет выровнять громкость между обеими версиями. Легко решить, что обработанный файл звучит лучше, просто потому, что он громче. Таким образом, чтобы провести действительно корректное сравнение, нужно сделать так, чтобы оба файла звучали с одинаковой громкостью.


Регулятор уровня не активен, пока кнопка Compare не подсвечена. Поднимайте уровень до тех пор, пока громкость при подсвеченной кнопке не станет такой же, как у обработанного файла. Если в конце цепи не стоит лимитер, то это, скорее всего, приведёт к загоранию индикаторов перегрузки. Это ничего не значит, хотя, в случае особо горячих уровней, звучание может стать немного похрустывающим.


В процессе мастеринга постоянно сравнивайте обработанную версию с оригиналом, чтобы звучание становилось действительно лучше, а не просто другим.


Рисунок 11.17 Функция Compare.


Отображение волновой формы (Waveform Display)


T-RackS 3 имеет встроенный дисплей, отображающий волновую форму обрабатываемого материала. Он позволяет осуществлять навигацию, определять точки зацикливания, делать подрезку файла и расставлять фейды (Рисунок 11.18).


Рисунок 11.18 Дисплей отображения звуковой волны.


Когда нажата кнопка Play, жёлтый курсор начинает перемещаться по изображению звуковой волны, а счётчик отмечает текущую позицию. Вы можете мгновенно переместиться в любое место песни, просто щёлкнув мышью по изображению волны. Вы также можете изменять масштаб дисплея, нажимая на кнопки + и – , расположенные внизу слева.

Подрезка (Trim)
Если Вам нужно укоротить начало или конец трека – нет проблем. Просто переместите зелёные иконки In или Out, и трек начнётся (или закончится) в том месте, где стоит маркер (Рисунок 11.18).

Фейды
Практически любой, кто работал с DAW, знает, как использовать фейды. Но это не означает, что он знает, как сделать правильные фейды для песни. Одна из важных задач профессионального мастеринга – это удостовериться, что фейды в песне (если они есть) имеют гладкое звучание. В результате, мастеринг-инженеру часто приходится либо делать их самому, либо исправлять то, что было наделано во время сведения.

Вы можете установить вводные или выводные фейды (Fade In/Out), перемещая соответствующие маркеры, расположенные с обоих концов волновой формы (Рисунок 11.18).

Области фейдов подсвечены зелёным цветом. Точную настройку продолжительности фейдов можно сделать в цифровой форме на панели Fade. На этой же панели можно выбрать форму кривой фейда.

Вводные фейды (Fade-Ins)
Есть два подхода к тому, как начинать трек. Один призывает делать резкий прямой старт, другой – использовать сравнительно плавное нарастание громкости. Независимо от того, какой тип будет выбран, важно избавиться от нежелательных шумов, проникших в запись (отсчёты, кашель, шорохи и прочее). Это выглядит лёгкой процедурой, однако, требуется позаботиться о том, чтобы сохранить естественность самого первого звука в песне. По идее, это должно быть сделано ещё во время сведения, но удивительно, насколько часто данному вопросу не уделяется должного внимания.

Выводные фейды (Fade-Outs)

Тип фейда может иметь большое влияние на звучание. Зачастую, люди пользуются только линейной формой, хотя, во многих случаях, логарифмическая форма (Рисунок 11.19) даёт более гладкое и реалистичное затухание громкости.

Даже если фейды были сделаны в процессе сведения, в них могут присутствовать некоторые несогласованности, особенно, если фейд делался вручную на микшере. Чтобы исправить это, надо выбрать кривую, наиболее соответствующую форме оригинального фейда, что позволит сделать гладкое и согласованное затухание.


Рисунок 11.19 Различные типы фейдов.


Петли (Loops)
Если активна кнопка Loop, то после окончания песня начнёт воспроизводиться заново. Если требуется зациклить какую-то секцию в песне, достаточно просто перетащить маркеры петли в нужные места. Не забывайте, что петля работает только тогда, когда горит зелёный индикатор на транспортной панели. (Рисунок 11.18).

Сохранение индивидуальных параметров обработки для отдельных секций песни (Snapshots)
В некоторых случаях, различным частям одной и той же песни требуется разная обработка. T-RackS 3 позволяет осуществлять подобные манипуляции, имея функцию с названием Snapshots (снимки). Итак, чтобы сохранить индивидуальные настройки для текущей секции песни, просто измените нужные параметры и нажмите кнопку Snap в панели Snapshot. Там, где находится курсор, появится маркер Snapshot с каким-то номером (Snapshot 1 всегда находится в начале песни). Созданный маркер можно переместить в нужное место при помощи мыши. Теперь, когда песня дойдёт до этого места, параметры настройки изменятся (чтобы снимки были активны, надо нажать кнопку On в панели Snapshot).

Имеется также кнопка Copy, позволяющая копировать снимки. К примеру, Вам требуется изменить параметры эквализации и компрессии во время проигрыша, и после его окончания вернуться к исходным настройкам. Чтобы сделать это, просто скопируйте Snapshot 1 и установите копию в конец проигрыша.

Загрузка беседы