Бобби Овсински. Сведение и мастеринг в T-Racks 3. Часть 06. Глава 5. Компрессия мастер-шины.

Наряду с компрессированием индивидуальных дорожек, многие звукоинженеры также вставляют компрессор в мастер-шину микса, чтобы повлиять на общее звучание песни. Первоначально, эта методика появилась тогда, когда артисты начали спрашивать, почему в студии их материал звучит не так, как на радио или пластинке. Хотя, и радио, и диск тоже звучали по-разному. Так вот, это отличие возникало в результате того, что применялась компрессия как при мастеринге, так и при трансляции в эфир. Таким образом, микс-инженеры стали моделировать этот звук, используя лёгкую компрессию на мастер-шине всего микса. Этот звуковой характер настолько всем полюбился, что теперь большая часть песен имеет некоторое её количество. Причём, это делается, даже зная, что песня будет скомпрессированна при мастеринге, и ещё раз (или не раз) при трансляции на радио или телевидении.


Зачем используется компресия мастер-шины


Собственно говоря, многие известные микс-инженеры используют мастер-компрессор, чтобы лучше склеить все элементы в единое целое. Однако, количество сжатия применяется довольно умеренное – децибел или два, не больше. С другой стороны, многие из них предлагают своим клиентам и более «приплющенные» версии, чтобы было понятно, как будет звучать песня после мастеринга. При изготовлении подобного «микса для клиента» обычно используется набор процессоров, примерно такой же, как и при мастеринге, то есть, компрессор и ограничитель.


Но поскольку клиенты привыкают слушать «клиентский микс», это часто приводит к чрезмерному увлечению этим видом обработки. Одна из проблем, связанная с мастер-компрессией заключается в том, что она оставляет мастеринг-инженеру намного меньше пространства для манёвра. В случае, если материал уже очень тяжёло компрессирован, это практически полностью препятствует какой-либо мастеринговой обработке.

Когда её использовать?


Есть два способа применения мастер-компрессии. Первый способ – это вставлять компрессор в конце сведения. И второй – изначально сводить через него. Хоть, на первый взгляд, особой разницы в этом нет, каждый из способов приводит к несколько другим результатам.


Рис. 5.1 Цепь обработки для «клиентского микса».


В конце сведения


Если Вы вставите компрессор на завершающей стадии процесса сведения, то параметры его настройки будут достаточно умеренными, поскольку, скорее всего, Вы уже использовали довольно много компрессии в индивидуальных треках. Обычно компрессор вставляют тогда, когда в микс уже добавлены основные инструменты и эффекты, и настало время сконцентрироваться на балансах. Одно из преимуществ установки компрессора в конце сведения состоит в том, что если Вам не нравится создаваемый им звук, то Вы легко сможете заменить его другим или вообще убрать. Не требуется сильного сжатия (обычно 1 или 2 децибела), чтобы уплотнить и усилить звучание микса.


В начале сведения


Другой путь состоит в том, чтобы изначально сводить через компрессор. Поскольку этот метод с самого начала затрагивает динамику микса, к нему быстро вырабатывается «вредная» привычка, хотя он и имеет некоторые преимущества. Во-первых, все элементы объединяются быстрее, поскольку этот «клей» присутствует там изначально. Во-вторых, Вы сможете использовать меньше компрессии в индивидуальных треках.


И, в-третьих, поскольку мастер-компрессор несколько выравнивает уровни индивидуальных инструментов, Вам придётся меньше заморачиваться с автоматизацией. Отрицательная сторона этого состоит в том, что если Вы поставите другой компрессор, то это может нарушить звучание и баланс микса. Начиная сводить через компрессор с самого начала, Вы найдёте, что будете использовать большее количество сжатия – приблизительно 3 или 4 dB.


Альтернативы


Если Вам не нравится звучание, получаемое при компрессии мастер-шины, или Вы считаете, что не имеете достаточного контроля за этим процессом, есть альтернативный метод, заключающийся в компрессии отдельных групп инструментов. Это означает, что Вы направляете однотипные элементы на свои отдельные подгруппы (типично – барабаны, бас, гитары, клавишные и вокалы). В некоторых случаях неплохо работает даже простейшая конфигурация, состоящая всего из двух подгрупп – музыки и вокала. Такие подгруппы (или субмиксы) называются стемами (stem), и их использование это основной метод работы при микшировании звукового сопровождения в кинопроизводстве.


Обычно, звукоинженеры дубляжа предпочитают получать не полные миксы, а наборы стемов, поскольку это даёт больше контроля над музыкой при добавлении диалогов и звуковых эффектов. Весь трек обычно разбивается на следующие субмиксы:


■ Барабаны и перкуссия
■ Бас
■ Остальная часть музыки
■ Ведущий инструмент или вокалы
■ Любые инструменты с большим количеством высоких частот, такие, как треугольник, колокольчик или флейта-пикколо.


Таким образом, используя эту методику, Вы можете сжать каждый субмикс индивидуально и получить больше контроля над компрессией. Конечно, это займёт больше времени и вычислительных ресурсов, поскольку организация микса становится более изощрённой.


Настройки компрессора


В современной музыке компрессоры используются, чтобы сделать мощный, буквально выпрыгивающий из колонок звук. Основная хитрость здесь – это правильно настроить параметры атаки и восстановления. Слишком быстрая атака сделает звучание вялым, а слишком долгое восстановление заставит компрессор «качать» не в ритме с музыкой.


Рис. 5.2 Подгруппы


Поскольку это очень важные параметры, вот несколько советов для их правильной настройки. Если в песне постоянный темп, то для настройки атаки и восстановления Вы можете использовать малый барабан.


1.Начните с самой медленной атаки и самого быстрого восстановления.
2.Уменьшайте время атаки, пока инструмент (в данном случае – малый барабан) не начнёт приобретать вялость. Остановитесь перед этой чертой.
3.Настройте время восстановления так, чтобы к следующему удару уровень сигнала возвращался к 90 – 100% от своего нормального состояния.
4.Теперь включите все остальные элементы своего микса и послушайте. Если требуется, сделайте дополнительные небольшие регулировки этих параметров.


Идея состоит в том, чтобы заставить компрессор дышать в одном ритме вместе с песней.


Типичные параметры настройки компрессора


Обычно используется очень небольшое отношение – 1,5:1 или 2:1, и подавление в пределах 1 – 2 децибелов. Гейн должен быть увеличен до тех пор, пока общая громкость песни не будет сопоставима с другими коммерческими релизами в аналогичном музыкальном жанре.


Если при создании «клиентского микса» задействован ограничитель, настройте его так, чтобы уровень никогда не превышал 0.1 dB, что позволит избежать цифровых перегрузок. Вы можете усилить громкость, поднимая выходной уровень компрессора или входную чувствительность ограничителя.


Таблица 5.1 Типичные параметры настройки мастер-компрессора

Ratio - 1:1.5 или 1:2
Attack - 50 мс или медленнее
Release - Auto, 250 мс или быстрее
Gain Reduction (если компрессор вставлен в конце сведения) — 1 или 2 dB; если изначально сводилось через компрессор — 3 или 4 dB


Стоит сказать, что вклад мастер-компрессора заключается не только в накачке уровня и уплотнении динамики. Некоторые из них имеют ощутимо окрашивающий характер работы. Зачастую, это очень благотворно влияет на общее звучание микса. T-RackS также имеет несколько модулей, прекрасно подходящих для роли мастер-компрессора.


Classic Compressor: типичные настройки
Classic Compressor великолепен в этой роли. Поскольку у него медленная атака, это предохраняет транзиенты от повреждения, а функция Sidechain HPF помогает удержать бас под контролем.


Таблица 5.2 Типичные параметры настройки Classic Compressor при обработке мастер-шины

Sidechain HPF - 70 Гц — увеличивайте или уменьшайте, чтобы лучше контролировать фундамент микса
Attack - 20 мс
Release - 100 мс – увеличивайте или уменьшайте, чтобы заставить компрессор дышать вместе с песней
Ratio - 3:1
Input Drive - 0 dB — увеличивайте для более сильной компрессии
Output - 0 dB — поднимайте для увеличения уровня


Vintage 670: типичные настройки
В старые аналоговые дни, только самые крутые студии могли позволить себе такой аппарат. Эти устройства были жутко дороги (25000$), были громоздки и требовали постоянного дорогостоящего обслуживания. К счастью, T-RackS теперь предлагает практически идентичную виртуальную копию этого легендарного компрессора/ограничителя.


Таблица 5.3 Типичные параметры настройки Vintage 670 при обработке мастер-шины

Time Constant (Left и Right) – положение 5 или 6 в зависимости от типа музыки
Input (Left и Right) – настраивайте так, чтобы индикатор показывал 2 - 3 dB подавления
Threshold – положение 3 – увеличивайте, если хотите более агрессивно звучащую компрессию
AGC - Link
Output - 0 dB – поднимайте, если хотите увеличить уровень


Brickwall Limiter: типичные настройки

Поскольку Вы поднимаете выходной уровень мастер-компрессора, то вскоре заметите, что пики начинают зашкаливать, показывая перегрузку. Чтобы не допустить клиппинга и сделать для своего клиента хороший и громкий трек, после компрессора следует установить Brickwall Limiter, который будет держать эти пики под полным контролем.


Таблица 5.4 Типичные параметры настройки Brickwall Limiter при обработке мастер-шины
Input - 0 dB – увеличивайте, если хотите получить больший уровень (и сделать трек более громким)
Attack - 6 мс – увеличивайте или уменьшайте для лучшего контроля над транзиентами
Release - 30 мс - увеличивайте или уменьшайте, чтобы заставить ограничитель дышать вместе с песней
Output Ceiling - 0.1 dB
Style - Clean для прозрачного ограничения пиков


Рекомендуем также прочитать следующую статью:

Уилл Хаас: Сведение через компрессор


Перевод подготовил Бережной Вячеслав

Загрузка беседы