Аудиомастеринг на Вашем компьютере: как достичь классно звучащих результатов - Часть 1

Опубликовано в журнале «Sound on Sound» в августе 2005 года.

Многие домашние звукооператоры надеются усовершенствовать свою продукцию, самостоятельно делая мастеринг на своём студийном компьютере. Однако, как мне кажется, немногие из них достигают действительно классных результатов. Так чего же Вы можете действительно достичь, действуя в одиночку, и какие методы дадут результаты высшего качества?

Крэйг Андертон

Мастеринг – жизненная часть процесса записи, и всё, что связано с ним, обросло мощным мифологическим слоем. Все мы слышали о дорогостоящих мастеринг-инженерах, имеющих собственное, специально разработанное оборудование на основе позолоченных электронных ламп (которые, к тому же, были тайком вынесены с древних советских подлодок) – или на чём-то подобном. Но мы также слышали и о владельцах компьютерных студий, которые пользуются аудиоредактором и некоторым набором плагинов для мастеринга своего материала.

Так можете ли Вы делать свой собственный мастеринг?

До начала цифровой революции мастеринг имел очень определённый набор функций. Вы приносили свои треки на ленте к мастеринг-инженеру, который переписывал их на другую ленту через различные процессоры, разработанные, чтобы «подсластить» звук. Треки собирались в определённом порядке, и осуществлялась испытательная печать на ацетатном диске, чтобы оценить продукт перед отправкой в массовое производство. Мастеринг был справедливо оценён как тайное, мистическое искусство. У немногих музыкантов был доступ к высококачественным и дорогим мастеринговым инструментам, и при этом у них не было опыта такого человека, который слушал тысячи разных записей и знал, как подготовить их к выходу в реальный мир.

Сегодня, инструменты для качественного мастеринга стали, наконец, в пределах финансовой и технической досягаемости любого, кто серьёзно относится к записи. Но 95% мастеринга находится не в оборудовании – это находится в ушах. И если у Вас не выросли уши мастеринг-инженера, то не стоит надеяться на то, что какое-то оборудование или программное обеспечение предоставит их Вам.
Так это значит, что только эксперты могут делать мастеринг? Во-первых, не каждая ситуация требует контакта с профессионалами. Например, у Вас есть живая запись, которую Вы хотите раздать своим друзьям или хотите продавать её на своих выступлениях. Несомненно, Вы можете просто записать ничем не обработанные треки, но «фанера», которую хоть как-то отмастерили, даст Вашим слушателям больше впечатления. Во-вторых, Вы можете записать несколько песен, и Вам хочется проверить, как эти песни текут вместе в пределах альбома. Так почему бы не отмастерить эти вещи самому? После того, как Вы получили примерное представление о мастерённом звуке и скомпилировали альбом, Вы можете обратиться к профессионалу. И когда он будет работать, Вы будете в состоянии внятно рассказать ему о том, чего Вы хотите – потому что Вы знакомы с процессом и Вам уже есть на что ориентироваться.

Кроме того, единственный способ добиться хороших результатов в какой-то области – это постоянно заниматься практикой. В течение многих лет я только пользовался услугами профессиональных мастеринг-инженеров. Я никогда не мечтал о том, что когда-то смогу делать мастеринг самостоятельно. Но я учился, наблюдая за работой профи, и постепенно начал мастерить собственный материал – и теперь люди нанимают меня, чтобы я обработал их записи, потому что им нравятся результаты, которые я получаю. Однако, если Вы имеете сомнения относительно своих способностей, то ищите профессионала, который сможет представить Вашу музыку в самом выгодном свете.

Большинство мастеринговых работ сделано на специализированных аудиоредакторах, таких как Sonic Foundry Sound Forge (ныне Sony Sound Forge), Steinberg Wavelab, Bias Peak, Adobe Audition и др. Они предлагают хорошую навигацию, масштабирование отображения волновых форм, инструмент «карандаш» для коррекции щелчков и большой набор инструментов и плагинов для задач мастеринга (плюс ко всему этому, имеют возможность подключать плагины сторонних представителей). Однако, если Ваши требования не слишком высоки, то есть несколько путей делать мастеринг непосредственно в программах многодорожечной записи (DAW). Что интересно, некоторые из них позволяют делать вещи, которые недоступны специализированным редакторам.

Подготовка к мастерингу

Нормализация аудиоПроцесс мастеринга фактически должен начинаться ещё на стадии сведения, поскольку есть несколько шагов, которые Вы должны сделать, чтобы Ваши треки стали более лёгкими для мастеринга. Вы должны сделать их независимо от того, сами ли Вы собираетесь мастерить, или хотите воспользоваться услугами профессионала. Если Вы делали запись с высоким разрешением, то и микс делайте с таким же. Держите это высокое разрешение и на стадии мастеринга, и если есть желание, понизьте его потом, в самом конце, до спецификаций Audio CD (16 бит / 44.1 кГц). (Да, и при понижении разрядности не забудьте о дизеринге). Не добавляйте дизеринг к индивидуальным трекам, не добавляйте к ним какие-либо фейды. Все фейды или кросс-фейды между треками делайте в стадии мастеринга – Вы тогда уже будете видеть общую картину и общее чувство альбома, и сможете выбрать идеальное время для своих фейдов.

Что касается обрезания свободных мест в начале и конце трека: здесь Вам решать. На каком-то материале Вам может захотеться оставить немного шума комнаты, а не мёртвую тишину, или оставить несколько миллисекунд упреждающего места перед первой нотой, чтобы избежать слишком резкого перехода от тишины к музыке. Другой аспект вовлекает возможную потребность в подавлении излишних шумов. Иногда, это может быть небольшое шипение, гул или другой постоянный шум на очень низком уровне. Если Вы сможете получить чистый образец (отпечаток) этого шума, то он может быть загружен в программу шумоподавления, которая математически вычитает шум из трека. Даже если это уменьшает громкость трека, то всё равно это может облагородить звук очень тонким способом – раскрывая его, и улучшая стереоразделение.

Не добавляйте какую-либо обработку на на общий микс – только на индивидуальные каналы. Обработка финальных миксов – прерогатива мастеринга. Когда Вы сводите – наблюдайте за перегрузками (искажениями). Какие-то перегрузки, возможно, не будут слышимы во время сведения, но они могут вылезти, если Вы примените эквалайзер или лимитер на стадии мастеринга. Лучше уступить несколько децибелов, чтобы снизить риск искажений. Нормализация финального микса – тоже не всегда хорошая идея, поскольку дополнительная обработка может слегка ухудшить звук. Вам, так или иначе, придётся изменять уровни треков, компилируя их в законченный альбом.

И, наконец, всегда оставляйте в запасе оригинальные, необработанные файлы. Если по какой-то причине придётся повторно делать мастеринг, то у Вас будет меньше головной боли.

А это работает в моно?

В качестве заключительной проверки в реальных условиях, переключите сигнал с выходной шины в режим «моно» и удостоверьтесь, что нет никакого ослабления или утоньшения звука. В стадии мастеринга Вы мало что сможете сделать: Вам придётся возвратиться к сведению и проанализировать индивидуальные треки, чтобы увидеть, где же проживает проблема. Типичная причина – это эффекты, изменяющие фазу для получения сверхширокого стереопространства. Такие проблемы могут также происходить, когда какой-то инструмент снимался двумя (или несколькими) микрофонами, и они находились на разных расстояниях от источника. Вы всегда можете поменять фазу на любом канале, и часто это помогает. Но при желании, Вы можете оставить всё как есть. В любом случае, не забывайте переключить шину назад в стерео, когда экспортируете файл или прожигаете компакт-диск!



ЧАСТЬ 2→


Загрузка беседы