Война за громкость: хронология - Часть 2

Радио: Ошибка громкости

Хорошо, таким образом, итогом всего этого материала можно назвать то, что музыкальные компакт-диски стали за последние годы всё более громкими. Но это также заставляет песни казаться громче, когда их воспроизводят по радио, верно?

НЕВЕРНО! Каждая радиостанция использует специальные эфирные аудиопроцессоры, чтобы приспособить широкое разнообразие звуковых программ и сгладить перепады уровня так, чтобы Вам не пришлось крутить ручку громкости при переходе от тихой песни к громкой (или наоборот). Цель этого состоит в том, чтобы заставить каждую песню играть на Вашем радиоприёмнике примерно с одинаковой громкостью. Аудиопроцессор на радиостанции делает это, тщательно компрессируя сигнал и, иногда, даже обрезая (лимитируя) его. Он также выравнивает уровни басовых и высоких частот, чтобы одна песня не казалась бубнящей и глухой, а другая – жестяной и пронзительной.

Когда это всё должным образом регулируется, звуковая обработка может творить чудеса. Она предоставляет радиостанциям требуемый ими тип звучания: будет ли это мягкая и расслабляющая станция классической музыки, или громкая и нахальная станция хэви-металла…Но эта обработка полагается на «пики и долины» поступающего звука: она поднимает тихие места и ограничивает уровень громких.

Но когда всё это последовательно громко на протяжении всего времени, то эфирный процессор на радиостанции (основываясь на своём представлении о пиковых уровнях) понижает уровень сигнала. Поскольку в поступающей музыке практически отсутствуют изменения в громкости, то весь этот материал становится тихим при передаче в эфир. Это похоже на то, как Вы идёте по улице и проходите мимо стройплощадки, где работает отбойный молоток. Из-за постоянного громкого шума у Вас не остаётся иного выбора, кроме как заткнуть уши и ждать, пока он не остановится.

Сравните этот пример (где отбойник) с фейерверком. Во время взрывов Вы можете прикрыть свои уши, но с другой стороны, остальные вещи вокруг Вас гораздо более тихие, так что Вы можете усилить их и не повредить свой слух. Это похоже на компакт-диски 80-х, которые мы рассмотрели выше. Высокие пики ограничены так, чтобы радиостанция не превысила уровень того сигнала, который она может передать. Но остальная часть звука фактически поднята в уровне для того, чтобы это вышло в эфир погромче.

Вы можете получить такой же самый эффект и дома, просто крутя ручку громкости своей стереосистемы. Вы хотите чтобы музыка была громкой? Вы непосредственно сами можете поднять громкость, и при этом будет сохранено и полное звуковое качество, и динамический диапазон музыки. Да, даже диск Брайана Адамса может играть громче, чем ужасно изготовленный диск Рикки Мартина – это дело Вашего выбора. Но когда все Ваши диски записаны так, что они сами по себе являются чрезвычайно громкими, то у Вас больше нет этого выбора. Вы теперь не имеете Множества «громкой» или «успокаивающей» музыки, и не можете что-либо выбрать из них и слушать на том уровне, который удовлетворяет Вашему музыкальному вкусу. Компании грамзаписи не только заполняют Ваши диски искажённым и извращённым звуком, но и заставляют Вас слушать свою музыку в определённой манере. Вы действительно хотите этого?

Тем временем в Европе

По крайней мере, компании по другую сторону океана не столь быстро наращивали мышцы в этой «войне за громкость», как это происходило в США. Возьмите, например, оригинальный сингл (выпущен в апреле 1999г) с песней «SwearItAgain» ирландской группыWestlife (RCA/BMG 74321 66206 2).

Это очень напоминает диск Билла Нельсона. Только единственный пик во всей песне достигает максимального уровня (в данном случае, это 97,1%), и он не подрезан:

Но нечто непонятное случилось с этой же песней, когда она вышла в составе полноценного альбома в этом же году:

Это похоже на решительное увеличение громкости, но стоит заметить, что по сравнению с американской поп-музыкой 90-х годов, в ней всё ещё есть запас пространства для всех этих пиков и долин. Если мы изменим масштаб, то увидим, что только пять пиков достигают максимального уровня, но ни один из них не подрезан:

Это, в значительной степени, пример ОТВЕТСТВЕННОГО подхода к производству компакт-дисков. Это позволяет музыке казаться громкой, но не разрушает при этом звук из-за клиппинга.

Но, увы, влияние американской поп-музыки стало слишком большим, и британские компании чувствовали, что им надо чем-то ответить. Таким образом, они обратились к тем же трюкам (что и американцы) для своей музыкальной продукции. Здесь пример – первый трек со второго альбома группы Westlife«CoastToCoast» (RCA/BMG 74321 824302):

Что мне трудно здесь понять, так это то, почему пиковый уровень в этой песне так противоестественно низок – всего 88,1%. Несмотря на то, что имеется ещё 1dB динамической высоты, звук подрезан в многочисленных местах:

Вы могли бы решить, что кто-то установил слишком низкий уровень записи, но будет интересно сравнить это с той же самой песней на азиатском релизе этого же альбома:

Пиковый уровень теперь намного ближе к максимальному пределу (99,3%), и, по крайней мере, некоторые пики и долины всё ещё могут быть замечены среди этого сильно скомпрессированного звука. Но, к сожалению, при увеличении масштаба мы снова можем увидеть, что этот релиз также использовал клиппинг на некоторых пиках:

Отметьте, что в каждом из вышепредставленных случаев, я выбирал самый подрезанный пример из всей песни – т.е. тот момент, где подряд имеется самое большое число расплющенных сэмплов. Тем не менее, хоть азиатская версия и содержит клиппинг-искажение, это не столь тяжело выражено, как в британском релизе. Может азиатские уши более чувствительны к клиппинг-искажению, чем британские? Может компания знает что-то, чего не знаем мы…Опубликовано CD Mastering Services http://www.cdmasteringservices.com

Перевод подготовил Бережной Вячеслав www.unisonrecords.ru

 

РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ:

Эммануэль Дерюти. Динамический диапазон и война за громкость

←ЧАСТЬ 1


Загрузка беседы