Мастерим как в Abbey Road - Часть 2

Abbey Road: мастеринг с Джеофом Пеши

Если Вы собираетесь сделать для своего трека профессиональный мастеринг, так почему бы не обратиться к лучшим из лучших? И вот, покрывшись лёгким румянцем, мы отправились в Abbey Road Studios…

На сегодняшний день, знаменитая Abbey Road стала более доступной для простых смертных. Это произошло благодаря сервису он-лайнового мастеринга. Вы заходите на сайт (abbeyroadonlinemastering.com), выбираете в меню нужные варианты, составляете краткий список своих пожеланий и загружаете трек. И в течение пяти дней один из экспертов займётся Вашим творением и даст ему соответствующую обработку. Здесь есть три мастеринговых комнаты, каждая с двумя инженерами, работающими посменно. Отдел мастеринга возглавляет Люси Лаундер (Lucy Launder). Она использует своё острое ухо, чтобы Ваши творения попали к «правильному» человеку, наиболее компетентному в соответствующем жанре.

Так вот, нашим мастеринг-инженером стал Джеоф Пеши. Это заслуженный по самое не балуйся ветеран музыкального производства с 20-летним стажем. Список тех, с кем он сотрудничал, может повергнуть в благоговейный трепет… Но давайте ближе к теме. Вот краткое описание оборудования, находящегося в его комнате. Здесь находятся две системы Sadie (на PC) – одна для воспроизведения, другая – для записи. Мониторинг обеспечивают большие, как холодильники, B&W Nautilus 801 – каждый монитор с усилителем Bryston. Ближнее поле предоставляют Yamaha NS10. Но настоящее волшебство, однако, находится в сделанной на заказ мастеринговой консоли EMI TGI2410. Каждая из трёх комнат оборудована собственным идентичным пультом. По сути дела – это раритетный аналоговый эквалайзер/фильтр с шаговыми регуляторами. Естественно, функции recall здесь нет, поэтому Джеоф заносит настройки для каждой сессии в записную книжку, чтобы была возможность возвратиться к проекту, если потребуется сделать какие-то коррективы. Далее по цепи стоит мастеринговые эквалайзер Prism Sound MEA-2 и компрессор Prism Maselec MLA-2. Самый последний – цифровой динамический процессор/ограничитель Jünger Accent 2. Ещё в комнате есть станок для нарезки виниловых мастер-дисков. Так что, если у Вас есть желание, то в дополнение к скучному WAV-файлу или компакт-диску Вы сможете заказать свою музыку на 7" или 12" виниловом
мастере.

Geoff Pesche. Джеоф работал в Sanctuary Townhouse Studios и Abbey Road Studios. В его послужном списке такие знаменитости, как New Order, Chris De Burgh, Mike Oldfield, Beta Band, Aphex Twin, Therapy, Lily Allen, William Orbit, Noah and the Whale, Adele, All Saints, Jack Penate, Arctic Monkeys, Snoop Dogg, Coldplay, Kylie и Gorillaz.

Итак, первое прослушивание трека. Джеоф принял удобное положение в кресле, предварительно отогнав всех посторонних из зоны оптимального прослушивания, и включил воспроизведение.

«Прекрасно!» - кричит Джеоф громче, чем играет музыка. «Я точно знаю, что требуется этому треку!» И после этих слов он начинает крутить ручки на консоли. «Я могу довольно быстро принять решение, потому что хорошо знаю свою комнату» - говорит он. Весьма забавно наблюдать за этим процессом. Иногда, изменения кажутся дикими и внезапными, но Джеоф непрестанно что-то крутит на консоли. Ещё одно воспроизведение… И ещё одно…

«Я не пользуюсь плагинами, я пользуюсь коробками. Это всё реальные железные устройства» - объясняет он. «Люди не смогут приобрести подобные вещи себе домой, потому что они не продаются. Эти модули выпущены EMI в 1972 году. Я использую их на материале, который не нуждается в особо углублённой обработке. Но этому треку как раз таки требуется большая обработка. Для этой цели прекрасен эквалайзер от Prism, который более жёсток и более точен. Хорошая студия мастеринга должна иметь пару эквалайзеров, хороший стереокомпрессор, хорошие фейдеры и хорошие конверторы. Если Вы видите комнату, полностью заставленную шкафами с оборудованием, то парень явно в затруднительном положении – у него слишком много вещей! Всё, что мы имеем здесь, проверено и реально работает».

Джеоф продолжает работать. С каждым разом манипуляции становятся всё тоньше, и изменения в звуке всё менее и менее заметны. Мы сидим, затаив дыхание. И… «Вот оно!» - выпаливает Джеоф, и внезапно музыка останавливается. Мы начинаем дышать, и собираемся вокруг пульта для более близкого взгляда.

«Так, нажмите тут» - инструктирует Джеоф. Он показывает на маленькую квадратную светящуюся кнопку в левой части консоли. «Она пускает сигнал в обход эквалайзеров, поэтому Вы сможете услышать звучание до и после». Включаем трек с начала. Здесь, возле консоли, звук полон, плотен, даже несколько затоплен, и звучит достаточно громко, чтобы показать детали, которые мы не расслышали прежде. И этот трек явно нуждается в работе. Мы нажимаем на кнопку и… опля. Бас немедленно уменьшается, середина раскрывается и становится более прозрачной, а высокие частоты – более деликатными, яркими и менее хрупкими. Мы снова жмём на кнопку, и поражены, как некоторые басовые ноты звучат настолько навязчиво, что напоминают отдалённый раздражающий гул. Как мы не замечали этого раньше?

Так что же мы слышим? «Хорошо, есть две частоты, которые я уменьшал. Это 150 Гц и 90 Гц (немного выше бочки). Кроме того, были немного подняты частоты в области 16 кГц. Это помогло осветлить трек.

Самая странность была в конце. Когда вступает финальная синтезаторная партия, она просто наваливается на трек. Это огромный звук и для него не предусмотрели никакого места. Трек, который и так уже достаточно громкий, становится ещё громче. Это реальное безумие. Поэтому, я запрограммировал изменение громкости так, что когда врывается этот синтезатор, общий уровень трека снижается на 2,5 dB. Это фейд продолжительностью более 10 секунд, так что Вы ничего не заметите». И мы не замечаем…

Трек сразу кажется более громким, но в нём всё же сохранилась динамика. Появилась ясность в середине, а высокие стали более сияющими. И нет больше гула. Шикарная, профессиональная и точная работа.

Порядок обработки:
1. Исходный WAV-файл (24-bit, 44.1kHz) воспроизводится в Sadie.
2. EMI TGI2410 для «волшебного» звука Abbey Road.
3. Мастеринговый эквалайзер Prism Sound MEA-2 понизил частоты 90 и 150 Гц, и повысил область 16 кГц.
4. Компрессия от Prism Maselec MLA-2.
5. При помощи ТС Electronics 6000 увеличен уровень трека.
6. Ограничение от цифрового динамического процессора Jünger Accent 2.
7. Сигнал вернулся в другую Sadie, где был создан WAV-файл формата 16 бит, 44.1 кГц.

Домашняя студия: мастеринг с Джоно Бьюкененом

Джоно – знаток и повелитель Logic. И он решил сделать мастеринг нашего тестового трека, пользуясь только лишь виртуальными процессорами. Или, иными словами – «в коробке». Несмотря на то, что его студия теперь уже находится не дома, она организована вполне типично для большинства домашних студий. Есть Mac, пара средних мониторов Genelec, Mackie Big Knob и кое-что ещё. Идеальный сценарий для попытки сделать мастеринг в коробке.

Jono Buchanan. Джоно является продюсером, композитором и сонграйтером. Он делал ремиксы для Whitney Houston, LeAnn Rimes и Shania Twain. Он пишет музыку для кино и телевидения. Недавно он закончил альбомы для Professor Penguin и Annakin. Кроме того, Джоно читает лекции в Guildhall School of Music & Drama (Лондон).

Ну что ж, пора начинать действовать. Джоно загружает трек в Logic. Он комментирует: «Можно сказать, что трек переполнен. Без барабанов – это чистый эмбиент. Это свистяще-шумяще-атмосферный трек, поверх которого прилеплен бит. Главная проблема здесь в том, что он очень не ясен в середине. Здесь много, очень много продолжительных пэдов!»

Джоно слушает ближе. Потом поворачивается к мониторам спиной и продолжает: «Нет чёткости в басу и сияния в верхах. Если это танцевальный трек, то я должен добавить ему веса и уменьшить навязчивость пэдов в середине».

Когда мы возвратились через полчаса, то обнаружили, что работа уже практически сделана. Джоно объясняет: «Для начала, я эквализовал трек, пользуясь канальным эквалайзером Logic. Первая главная цель – сделать нормальные высокие частоты. В оригинале нет воздуха – он ярок, но в нём нет пространства. После этого я хотел найти частоту басового барабана и немного повысить её, чтобы сделать бочку более забойной. И, наконец, есть очень перегруженный среднечастотный диапазон. В нём я сделал некоторое понижение. Вы можете использовать спектроанализатор в этом эквалайзере, чтобы определить, в каком диапазоне слишком много энергии».Теперь пришло время оставить Джоно в покое, чтобы он смог, не отвлекаясь, заняться треком. А мы, тем временем, отправились попить чайку.

Что ж, теперь звук стал более чистым и менее загромождённым. Что дальше? «Теперь сигнал пошёл в Multiband Compressor. Я использовал в басу отношение 2:1, чтобы убрать дряблость и добавить плотности. Уровни низкой и высокой середины были понижены, а высокая полоса немного поднята.

После этого, сигнал пошёл в обычный Stereo Compressor. Он просто помог склеить всё вместе. Я использовал очень низкое отношение, медленную атаку и восстановление. Это очень тонко пригладило общую динамику.

Далее, сигнал поступил в стереорасширитель Stereo Spreader. Поскольку это очень плотный, с большим количеством средних частот, трек, я решил сделать его немного просторнее. Я ограничил рабочий диапазон плагина частотами от 700 Гц до 7 кГц. Это оживило микс и добавило в него немного блеска».

«Окончание песни сделано очень странно» - продолжает объяснять Джоно. Он нашёл главную ловушку в этом треке – огромная подавляющая синтезаторная партия в заключительной секции песни. «В ней есть резонансная низкая середина, и практически весь звук в треке свален влево. Применялись очень специфические настройки, помогшие привести это место в нормальный вид.

И последним стоит Logic Limiter. По сути дела, он не использовался для максимизации громкости – он просто контролировал выходной уровень, предохраняя от клиппинга. На всякий случай, я поставил после него дополнительный измеритель уровня, чтобы на 100% удостовериться, что на выходе нет никаких перегрузок».

И каков результат? Трек стал намного «больше» и сфокусированнее. Более плотные басы, поднятые верха и расширенная стереофония усилили общую экспрессию трека, но при этом его громкость осталась практически на оригинальном уровне.

Порядок обработки:
1. Исходный WAV-файл (24-bit, 44.1kHz) воспроизводится в Apple Logic.
2. Канальный эквалайзер срезал частоты ниже 40Hz, поднял 106Hz (чтобы усилить басовый барабан), сделал вырез в районе 385Hz, поднял области 1.2kHz, 4.4kHz и 12kHz
3. Multiband Compressor с отношением 2:1 в низкой полосе. Уровни низкой и высокой середины понижены, уровень высокой полосы повышен.
4. Stereo Compressor с отношением 1.8:1
5. Стереорасширитель Stereo Spreader с рабочим диапазоном от 700Hz до 7kHz.
6. Adaptive Limiter: вход –1 db; gain 5,0db; выход - 0,1 db.
7. Level Meter для контроля значений Peak и RMS.
8. Баунсинг в формате 16-bit/44.1kHz/WAV.

Конечно, читать всё это интересно, но ведь наверное не помешает и послушать, что же там получилось у наших экспертов? Если имеется такое желание, вот адрес, где находится архив со всеми вариантами: http://bit.ly/apCM0G. Пишите Ваши впечатления и комментарии на Твиттер (@FutureMusicMag), либо, более подробно, по электронной почте (futuremusic@futurenet.com). PS: Заодно можете и нам написать что-нибудь на Unisonrecords.

Перевод подготовил Бережной Вячеслав
www.unisonrecords.ru

←ЧАСТЬ 1

 


Загрузка беседы