Мастеринг сингла за 2,5 часа - Часть 1

Опубликовано на сайте ProRec.com

Ким Лахойя

В середине февраля, Марк Грейсон (http://www.soundclick.com/mgvsxxxx) попросил меня отмастерить его песню. Обычно, я не выношу на публику подробности этого процесса. Но, на сей раз, мы решили сделать его достоянием общественности.

Вот полный исходный немастерённый файл: LGO-0.RawComplete.mp3

Вместо того, чтобы загружать множество версий одного файла, демонстрирующих разные этапы обработки, я буду использовать лишь небольшой его фрагмент. Вот он в исходном виде: LGO-1.Raw.wav.

Мастеринг этой песни занял большую часть первой половины дня. Обычно, мой день разделён на три сессии (10:00, 14:00 и 20:00), но я считаю, что мастеринг лучше всего делать утром. Уши тогда ещё свежие, и я больше доверяю своим суждениям.

10:00 – 10:30. Поиск референсных треков

Прослушав исходный файл, я начал рыться в своей музыкальной библиотеке, чтобы найти треки с похожим звучанием. В итоге, я выбрал четыре композиции: две из них представляли электронную поп-музыку, две других – «чистый» клубняк. Поскольку мне надо было обрабатывать песню с женским лид-вокалом, то и выбранные композиции также содержали женский вокал. Вот эти треки:

Just Dance – Lady Gaga
What You Waiting For? – Gwen Stefani
Sotu Mundo – 2 Pie Island and Fluke
Tracking Treasure Down – Gabriel and Dresden

Две первых поп-песни были нужны в качестве образца для лид-вокала и «дружественного радио» саунда. Два клубных трека служили образцом специфических для этого жанра элементов – плотной мощной бочки и баса.

Я всегда использую несколько референсных треков по нескольким причинам. Во-первых, любые странности в одном из треков могут быть легко идентифицированы при сравнении его с другим в таком же жанре. Во-вторых, практически невозможно отмастерить песню так, чтобы она на 100% совпадала с единственным референсным треком. Различия в сведении, инструментовке, голосе и т.п., дают песне свою собственную уникальность. Вместо того, чтобы пытаться на 100% подогнать песню к звучанию другого трека, я стремлюсь достаточно близко (приблизительно на 90%) подойти к звучанию ВСЕХ выбранных референсных композиций.

10:30 – 11:00. Техническая подготовка

Это довольно простая работа. Нужно просто запустить DAW, создать проект и импортировать все треки. Моё любимое программное обеспечение – Cubase 5. Люди, специализирующиеся на мастеринге, обычно используют такие программы, как Pro Tools, Sequoia или Sadie. Но я использую Cubase потому, что мастеринг – это лишь небольшая часть моей работы. Я провожу много времени, занимаясь сочинением музыки, записью, сведением и продюсированием.

Короче, как только проект подготовлен, он будет выглядеть примерно так:

Проигнорируем пока что плагины, вставленные в инсерты каналов. Здесь Вы видите, что каждая референсная композиция находится на своём треке. В самом низу находится отданная на публичное «растерзание» песня. Я всегда работаю с треком в режиме СОЛО. Так я могу легко переключаться между песнями, просто используя курсорные клавиши «вверх» и «вниз».

Внизу экрана расположен измеритель из пакета T-RackS Singles. Не думайте, что раз окно плагина находится в режиме ‘always-on’, то я смотрю на него не отрываясь. Я только лишь посматриваю на него время от времени, чтобы удостовериться, что слышу именно то, что выходит из компьютера. T-RackS Meters вставлен в инсерт мастер-шины, поэтому он всегда показывает информацию – какой бы трек не играл.

11:00 – 11:30. Звуковой анализ

Теперь я буду анализировать тон и уровень каждой песни. Для начала, я использую функцию Cubase Statistics, чтобы проанализировать особенности уровня каждой песни. Эта информация поможет определить, насколько поднять уровень и использовать ли компрессию.

В этой статистике меня интересуют три раздела: Peak Value, DC Offset и RMS.

Peak Value. Обратите внимание, что у всех референсных треков максимальная пиковая амплитуда ограничена 0dBfs. У песни, с которой мне надо работать, есть пики, немного превышающие это значение. Вообще, у звуковых файлов не может быть пиков выше 0dBfs, но в данном случае это стало возможностью, поскольку файл был представлен в формате 32 бита с плавающей запятой (это формат внутренней обработки в большинстве DAW).

DC Offset. Это показывает, насколько далеко (в среднем) сместилась волновая форма от своей «геометрической оси». Если это значение велико, то это уменьшает динамический запас (headroom) и мешает достичь прозрачного ограничения (лимитирования).

RMS. Это прямо связано с тем, как громко звучит песня. Нас интересуют здесь два значения: ‘Max RMS Power’ и ‘Average’. Поскольку RMS измеряется для очень небольших промежутков времени (например 50 мс), то его значение в разных местах песни будет меняться (например, низкое значение во время тихого вступления и большое – во время громкого заключительного припева). ‘Max RMS Power’ показывает RMS в самой громкой части песни. А вот ‘Average’ – это среднее значение всех измерений RMS во всей песне. Знать эту информацию полезно во многих случаях.

‘Average’ показывает, насколько велика общая громкость всей песни. Различие между обрабатываемой и референсной песнями показывает, насколько требуется поднять уровень, чтобы получить соответствие между ними. Разница между ‘Average’ и ‘Max RMS Power’ показывает, каков динамический диапазон песни. Для всех пяти файлов эта разница была около 6dB. Если динамический диапазон обрабатываемой песни намного больше, чем в образцовом треке, то имеет смысл использовать широкополосный компрессор, чтобы уменьшить его. С другой стороны, если произошла обратная ситуация, то, скорее всего, обрабатываемая песня перекомпрессированна, либо референсный трек подобран неверно.

Не забывайте, что воспринимаемая громкость песни определяется не только RMS. Многие факторы влияют на то, насколько громким мы ощущаем звук. В данном случае, я поднял уровень своей песни на 9dB, хотя измерение RMS предполагало, что для соответствия образцам будет достаточно всего 6dB.

Анализ тона

Для этого я буду использовать плагин MeldaProduction MAutoEqualizer. Сначала будем анализировать референсные треки. Комбинированная (усреднённая) тональная кривая показана жёлтым цветом.

Теперь анализируется наша песня. Её тональная кривая показана синим цветом.

Вы видите множество ползунков для управления эквализацией. Они стоят в тех или иных положениях. MAutoEqualizer предполагает, что это будут самые лучшие параметры эквализации, позволяющие подогнать тональность обрабатываемой песни под звучание референсного трека. В одних случаях эти параметры подходят на 98%, в других – на 60% (как в нашем случае). Как и анализатор уровней, тональный анализатор не расскажет Вам полностью, почему песня звучит именно так, а не иначе. Это просто индикатор. Автоматический анализ и коррекция могут сделать 80% работы, но к остальному должен приложить руку человек.

ЧАСТЬ 2→

 


Загрузка беседы