Рич Кости. The Foo Fighters: «The Pretender»

Секреты микс-инженеров: Рич Кости
The Foo Fighters: «The Pretender»

Опубликовано в журнале «Sound on Sound» в марте 2008 года

Пол Тинген

Рич Кости (Rich Costey), сфотографированный в студии Avatar Studios (Нью-Йорк) со своей личной коллекцией оборудования. Череп на заднем плане – реальный бинауральный микрофон! (Эта иллюстрация с большим разрешением здесь)

Песня «The Pretender» рок-группы The Foo Fighters является одной из самых успешных песен альтернативного рока в истории американской музыки. Она пробыла 18 недель на первом месте в чарте Modern Rock Tracks; это была самая играемая по радио (в 2007 году) песня альтернативного рока. Также, она была представлена на три номинации премии Grammy: «Лучшая запись года», «Лучшая рок-песня» и «Лучшее хард-роковое исполнение». Эта песня, конечно не разрушала тотальную гегемонию жанров хип-хоп / R&B, достигнув только лишь 37 места в регулярных чартах журнала Billboard и 8 места в Великобритании. Однако, эта песня реально помогла продвинуть альбом «Echoes, Silence, Patience & Grace» (также выдвинутый на две номинации Grammy: «Альбом года», «Лучший рок-альбом»), к вершинам хит-парадов всей планеты.

Однако ясно, что «The Pretender» действительно поразил хит-парады. Что этому причиной? Аранжировка и исполнение, брошенные прямо Вам в лицо; политический подтекст или конфронтационное видео – всё это, конечно спорные вопросы, хотя каждый предполагает, что всего было понемножку. Успех песни внушителен с любой точки зрения, но, ни микс-инженер Рич Кости, ни группа, ни продюсер Джил Нортон не видели, откуда же это всё прибыло. Кости, который стал очень востребованным продюсером и микс-инженером в последние годы, специализируется на артистах, известных своей музыкальной целостностью – таких, как Muse, Mars Volta, Fiona Apple, Franz Ferdinand и Interpol.

«В то время, когда мы сводили альбом, мы действительно не обсуждали относительно того, какая из песен будет синглом», говорит Рич Кости. «Я смикшировал «The Pretender», и мы знали, что будет сильная песня, но для нас это был просто ещё один микс…»

«Энергия пчелиного роя»

Кости говорил с нами из студии Avatar Studios (Нью-Йорк), где он работал в качестве микс-инженера в течение большей части этой зимы. Как микс-инженер и продюсер он необычен тем, что имеет тенденцию смешивать альбомы целиком, а не только индивидуальные песни. «Я думаю, что меня наняли сводить альбом Foo Fighters потому, что они хотели вторую, а может быть третью или четвёртую пару ушей на проекте. Есть две школы сведения. Одна заключается в том, что микс-инженер берёт абсолютно сырой материал, «варит» его, добавляет «травы и специи», чтобы сделать из него готовое блюдо. Я тоже делал подобные проекты».

«Моя работа с Foo Fighters попала во вторую категорию. Они уже сделали большую предварительную подготовку и вещи были в хорошей кондиции. Следовательно, я должен был постараться сохранить то, что они уже сделали. Это означало, что моя работа заключалась, в основном, в балансировании и «поездках» на фейдерах, чтобы создать необходимую динамику. Конечно, определённая обработка всё ещё была необходима, но она должна была только лишь увеличить то, что уже сделали группа, Джил Нортон и звукоинженер Эдриан Бёшби. Для микс-инженера это что-то вроде Клятвы Гиппократа – «Не убивать пациента». Я думаю, что есть люди, которые убивают своих пациентов…Я пытаюсь ничего не добавлять к этой проблеме».

«Было два основных вызова при сведении этой песни. Первый заключался в том, что множество наложенных друг на друга гитар складывались в бесконечную стену, которая гудела как рассерженный пчелиный рой. Это – столкновение интересов, потому что Тэйлор Хоукинс всегда хочет, чтобы его барабаны были погромче, а Дейв Гроул предпочитает «энергию пчелиного роя». Гитары в этой песне весьма заполнены, они имеют различные контрмелодические составляющие и т.п. Все они имеют тенденцию играть в одном и том же диапазоне, и таким образом, всё это становится весьма плотным. Надо было сохранить энергию трека, но в то же время, найти для всего место. Настройка нужного баланса гитар была довольно кропотливой работой, и по сравнению с этим, барабаны и вокалы были весьма легки».

«Другая трудность с этой песней была в том, чтобы заставить всю динамику работать должным образом. Песня начинается с очень упрощённого вступления – маленькая струнная секция, гитара и вокал. Потом врывается запев, после него – припев и вставка (проигрыш). Дальше, опять же запев / припев и энергия всё наращивается и наращивается. Есть ряд проигрышей и вставок, которые включают в себя повтор вступления. И наконец, последний припев, где вступают гитары, играющие в октаву. И эти гитары должны быть услышаны на вершине стены остальных звуков. Единственный способ сделать такое сведение заключается в том, чтобы просто «ездить» на фейдерах и выстраивать громкость элементов. Я не думаю, что эквалайзер может заменить это».

«Я не говорю, что стесняюсь использовать эквалайзер. Я не помню, где развил эту привычку, но я не сокращаю много частот, когда свожу. Когда я был моложе, то имел обыкновение кромсать их, но сейчас, в конечном счёте, я прекратил делать это. Я немного подрезаю на барабанах, на вокалах тоже приходится управлять проблемными областями. А с синтезаторами я вообще могу обращаться очень брутально…»

Важность вступления

«Если Вы посмотрите в окно Edit этой песни, то увидите, что оно аккуратно организовано и готово для того, чтобы кто-то легко начал делать сведение, даже если он никогда не видел эту сессию раньше. Это – работа Эдриана Бёшби (Adrian Bushby). Я же, развожу что-то вроде слякоти со своими треками: если Вы посмотрите на мою сессию, то этобудет похоже на бедлам. Но тем не менее, я знаю, где что находится. У меня есть помощники, которые помогают мне организовывать материал, также они помогают мне во время сведения. Я присоединяюсь к ним, когда доходит до «вынимания» вещей на пульте. Часто приходится сортировать, объединять и субмикшировать материал в Pro Tools, потому что зачастую музыкальных треков больше, чем входов на микшерном пульте…»

Реверберация от Lexicon 960 очень незначительно использовалась на барабанах, потому что Ричу понравился звук естественной реверберации, захваченной микрофоном комнаты. Он и использовал их всех, включая скомпрессированный foldback-микрофон (назван как «прослушивающий микрофон» - listen mic).

«Я думаю, что в этом альбоме есть субмикшированные и объединённые гитарные треки, поскольку это было сведено в студии The Pass (Лос-Анджелес) на консоли Neve 8078. У неё есть 40 полных входных каналов с эквалайзерами и 32 мониторных канала. У «The Pretender» было 70 с лишним треков, и если я хотел пользоваться на каждом треке эквалайзером, то некоторое объединение подобных треков было бы неизбежно. Я не возражаю против этого, но я достаточно редко делаю субмиксы внутри Pro Tools. Вдруг Вы потом решите, что какой-то инструмент слишком затенён другим, и будете хотеть произвести определённые урегулирования…»(Очевидно, речь идёт о баунсинге – BVV).

«После того, как получено чувство того, что работает, а что не работает в черновом миксе и чего хочет артист, я начинаю сведение, поднимая все фейдеры на вокалах, ритм-секции и т.д. Я хочу видеть, как взаимодействуют различные части. Лирика и вокальное исполнение очень влияют на то, как будет звучать трек. Движущие силы вокала формируют абсолютно всё. Вокал должен вести группу везде, где только возможно. Занимаясь сведением, важно получить вокалы как можно раньше, иначе может получиться так, что когда Вы начинаете усиливать вокал позже, то что-то не склеивается и надо начинать работу снова и снова…»

«Я имею тенденцию начинать с получения вокального тона и правильного звука для разных инструментов. Я использую для этого различные комбинации компрессии, эквайлизации и искажения. После этого – только «поездки, поездки» и панорамирование. Моя стратегия обычно состоит в том, чтобы сводить в секциях. Как только звуковые отношения между инструментами становятся более или менее устойчивыми, я начну заставлять вступление великолепно звучать. Я пробую несколько различных подходов, потому что, как и в случае с любой другой песней, если вступление не является «большим», то уже не имеет значения, что происходит в остальной части песни. Это кое-что, чему я научился давным-давно: если песня собирается работать, вступление должно немедленно схватить Вас. Важность этого не может быть преувеличена».

«Как только вступление имеет смысл и чувство, у Вас будет шаблон для работы остальных частей песни. Я воздействую на запев, потом на припев и так далее, и постепенно создаю трек. Тогда я начинаю слушать всё сначала в общем контексте, и удостоверяюсь, что переходы в порядке. Затем я пытаюсь поднять песню на следующий уровень. Всё это только «поездки». В то время, когда я работаю с секциями, я слушаю всё, а не только индивидуальные треки».

«The Pretender»
Исполнитель: The Foo Fighters
Автор: Дэвид Гроул (David Grohl)
Продюсеры: Джил Нортон (Gil Norton) и Foo Fighters

Барабаны: Quad 8 310, Pultec EQP1, API 550a, Neve 33609, API 2500, Lexicon 960, Urei 1176, Smart C2, SPL Transient Designer, микрофоны комнаты

«Я нашёл, что «проворот» в среднечастотном диапазоне при помощи эквалайзера Quad 8 310 довольно неплохо помог барабанам. На большей части альбома, бочка и малый барабан были пропущены через Quad 8 310, с серьёзным добавлением середины. Quad 8 вырос из Electrodyne и был популярен в 70-х годах (особенно в кинокомпаниях). Он имеет более округлое и тёплое звучание, чем подобные модули от API. На бас-барабане я также использовал Pultec EQP1 и API 550a.

Весьма немного плагинов использовалось в работе над песней «The Pretender». Вокал во вступлении рассматривался через Reel Tape Saturation и Pultec EQP1A. Вокальные наложения в конце песни обрабатывались при помощи Sound Toys Echoboy.

«У меня была пачка различных сайд-чейн компрессоров для барабанов. Их выбор меняется от песни к песне. На некоторых песнях это был Smart C2 (со средним отношением и быстрым восстановлением), на других - Neve 33609, Urei 1176, API 2500 или Empirical Labs Distressor. Для томов я использовал SPL Transient Designer – благодаря ему Вы можете удлинить их звук. Я не компрессирую все барабаны одновременно – я сожму индивидуальные партии и смешаю скомпрессированный звук с естественным звуком барабанов. В этой песне для барабанов применялась довольно небольшая компрессия, потому что группа не заботилась об этом. Они хотели, чтобы барабаны казались более сырыми».

«Я использовал Lexicon 960, чтобы добавить к ним немножко реверберации. Но поскольку у меня были великолепные треки микрофонов комнаты (среди них – тяжело компрессированный foldback-микрофон), то ключевую роль в создании окружения сыграли именно они. Я люблю микрофоны комнаты, которые находятся на более «тёмной стороне». Если они очень яркие, Вы не можете поднять их погромче, потому что тогда Вы получаете все виды грязных шумов от тарелок. Стоит отметить «запуск» в действие барабанов после вступления. Когда вся группа делает акцент, как в этом месте, то Вам захочется заставить барабаны казаться очень агрессивными. Снова придётся выдвигать микрофоны комнаты, компрессированные микрофоны и т.п. Как я уже сказал, было много «поездок».

Бас-гитара: Neve 1073, Pultec EQP, Chandler TG1

«Бас состоял из трёх треков: один был записан через усилитель Ampeg SVT, другой – через кабинет 4x12 Marshall, и третий – через Sansamp. Я использовал все три трека и регулировал их баланс, чтобы получить нужную окраску. Я микшировал, используя некоторую сайд-чейн компрессию. В нашем случае, её предоставили мне Urei 1073, Pultec EQP и Chandler TG1. Сайд-чейн обычно даёт «адскую» яркость и реальное сжатие. Интересная вещь: когда Вы слушаете бас в изоляции, то можете решить, что он довольно ярок, но когда Вы добавляете остальные инструменты, то находите, что верх и середина обычно отсутствуют. Трудно иногда понять, сколько же надо добавить высоких к басу, чтобы удостовериться, что он прорезается через трек. Если Вы теперь послушаете его в соло, то звук может показаться каким-то некомфортабельным, но посреди плотного и шумного трека это зачастую работает прекрасно».

Гитары: Neve EQ, Urei 1176, Neve 33609, Gates Sta-Level, API 550a

«Тон гитары Дейва немного более искажён, с большим количеством низов по сравнению с Крисом. Таким образом, нужно было найти подход к этому гитарному «безумию», где они пытаются полностью сойтись друг с другом. Я немного по разному эквайлизовал эти гитарные партии, чтобы разделить их между собой, и «поездил» на фейдерах, когда появлялись мелодии, которые требовалось показать. Другой способ создать разделение – это панорамирование. Я имею тенденцию жёстко панорамировать ритм-гитары по сторонам, а мелодические гитары помещаю внутри них. Тем не менее, все гитарные партии великолепно звучали и не нуждались в большой обработке. Я предпочитаю не увлекаться компрессированием искажённых гитар, поскольку они и так уже были сжаты при записи. На мой слух, это странно, но когда Вы компрессируете искажённые электрогитары (во время сведения), то почему-то, весь микс начинает казаться каким-то «переваренным». Конечно, это зависит от песни: у меня нет никаких жёстких правил».

Одна из рэковых стоек Рича Кости содержала множество классического и современногооборудования, включая: Chandler EMI TGI2345 Curve Bender EQ; два Mercury EQ-Hi Program Equalizers; Thermionic Culture Vulture; SPL Transient Designer, который использовался для «удлинения» томов; SPL De-esser, который применялся на вокальных треках; Roger Mayer Model RM58 – им компрессировались вспомогательные вокалы; пара компрессоров Urei 1176 – через которые была добавлена «агрессия» к гитаре Дейва Гроула; EAR 822Q EQ; пара EAR 660 Limiting Amplifiers, которые занимались компрессией общей стереошины всего микса.

В случае с этой песней, у меня было несколько компрессоров Urei 1176 на гитаре Дейва, чтобы «накачать» её немного и заставить казаться более агрессивной. У меня был компрессор Gates Sta-Level на чистой гитаре во вступлении (с большой компрессией и очень медленным восстановлением); также имелся Neve 33609 (с очень коротким восстановлением), который добавлял «мощи» гитаре Криса. Я упорно трудился над тем, чтобы «октавные» гитары в последнем припеве были слышны как следует. Кроме того, что я эквайлизовал их на пульте, я к тому же пропустил их через API 550a. Так я смог заставить их прорубиться через эту огромную армию ритм-гитар. Всё остальное было «поездками». Гитары, где должны были использоваться эффекты стереофазера и флэнджера, уже получили их».

Струнные: микрофоны комнаты, Neve BCM10

«Было пять треков струнных инструментов и два стереотрека комнаты (окружения) для них. Я говорил, что обычно редко делаю субмиксы, но фактически, я сделал субмикс для них на своём Neve BCM10 sidecar и подал его на основной микшер».

Вокалы: Mercury EQH, UA 175, Roger Mayer RM58, Waves DeEsser, Digidesign Reel Tape Saturation, Sound Toys Echoboy, Pultec EQP1A, SPL De-esser, Neve Portico 5042

«Если я вспоминаю правильно, то ведущий вокал по всей песне идёт дабл-треком. На нём я использовал плагин Waves DeEsser – я являюсь настоящим поклонником этого процессора. Я не слышал ни одного аппаратного де-эссера, который мог бы конкурировать с ним. Основной вокальный сигнал после него шёл на ламповый эквалайзер Mercury EQH и на пару винтажных UA 175. Вспомогательные вокалы обрабатывались через Roger Mayer RM58. Я не упомянул больше никаких плагинов, потому что практически не использовал их на «The Pretender». Единственно, можно сказать о Reel Tape Saturation и о Pultec EQP1A, которые были использованы на вокалах во вступлении; и о Sound Toys Echoboy, которым обрабатывались вокальные наложения в конце песни».

«Я использовал эквайлизацию на всех вокальных треках. Плагин Pultec EQP1A помогал вступительному вокалу быть услышанным. При помощи Reel Tape Saturation я хотел немного подогреть вокал и добавить к нему немного яркости и «хруста». Никакого искажения. Плагин Echoboy использовался на вокальных наложениях в конце песни, чтобы создать напряжённую задержку. Я не очень интенсивно использую плагины – на мой взгляд, они не очень интересны. Я также применял на некоторых вокалах де-эссер SPL и Neve Designs Portico 5042 (чтобы дать им немного больше разборчивости). У него есть свой собственный звук, и я много использовал его при работе над этим альбомом».

«Чтобы закончить картину, я использовал реверберационную комнату и пластину EMT, которые создавали общую реверберацию всего микса. Два лимитера EAR 660 компрессировали стереошину микса (совместно с Manley Massive Passive). Мы сделали миксдаун на магнитофон ATR 102. Использовалась полудюймовая аналоговая лента, с которой потом был сделан мастеринг».

Опубликовано в журнале «Sound on Sound» в марте 2008 года

Перевод подготовил Бережной Вячеслав
www.unisonrecords.ru


Загрузка беседы