Роберт Ортон - Lady Gaga «Just Dance»

Секреты микс-инженеров: Роберт Ортон
Lady Gaga «Just Dance»

Опубликовано в журнале «Sound on Sound» в марте 2009 года

Трансатлантический хит «Just Dance» стал прорывом не только для певицы Lady Gaga, но и для её продюсера RedOne и микс-инженера Роберта Ортона.

Пол Тинген

До конца 2008 года нью-йоркская певица Lady Gaga была лишь небольшой точкой на радаре американских масс-медиа. Её дебютный альбом «The Fame» (и первый сингл из него «Just Dance»), лишь немного добавили ей известности в родной стране. Хотя, в Канаде, сингл добрался до вершин хит-парадов. Однако, всё изменилось 22 недели спустя, в январе 2009 года, когда сингл пробрался в список лучших синглов Billboard.

Эта песня – также первый большой хит певца Colby O’Donis (который исполнял там некоторые партии) и продюсера RedOne. Сингл и альбом прибыли в руки микс-инженера Роберта Ортона (Robert Orton) в марте 2008 года – спустя несколько недель после того, как Роберт расстался с Тревором Хорном (Trevor Horn), чтобы начать независимую карьеру.

«Just Dance»
Авторы: Lady Gaga, RedOne и Aliaune Thiam
Продюсер: RedOne

Роберт Ортон впервые услышал о Lady Gaga, когда его менеджер Мартин Киршенбаум (глава отделов A&R в Interscope и CherryTree Records) прислал ему черновой микс «Just Dance». Ортон вспоминает: «Вы никогда не сможете сказать наверняка, ожидает ли какую-нибудь вещь успех или нет. Но то, что я услышал, было похоже на настоящий хит. Это было просто удивительно. Так я вовлёкся в этот проект и начал сотрудничать с RedOne. С тех пор, я уже смикшировал довольно много вещей для него. Я получил файл через Digidelivery. В наши дни, мы пересылаем через эту систему довольно много материала. Никто не присутствовал при сведении – был только я сам в одной из комнат студии Sarm 3. В процессе, я разговаривал с RedOne и Lady Gaga по телефону, чтобы точно понять смысл того, чего они хотели. Согласно их рекомендациям я вносил изменения в свою работу.

«Я считаю, что очень важно слушать первичный (черновой) микс, потому что много усилий затрачено на него. Люди рвут свои кишки, работая над записью, и стараются получить действительно хороший звук. Черновой микс – одна из последних стадий этого процесса. Нужно уделить максимум внимания деталям, вошедшим в предварительный микс, чтобы ничего не потерять. Песня может содержать множество маленьких нюансов, которые Вы можете пропустить, если не будете знакомы с черновым вариантом. Для многих людей эти нюансы – часть кайфа и кача их песни. Конечно, могут быть определённые звуковые проблемы в таком миксе, но обычно, такой микс всё равно содержит хорошее чувство. На мой взгляд, игнорировать черновой микс – слишком высокомерно. RedOne сделал реально хороший предварительный микс для «Just Dance», который очень понравился и лейблу, и самой Lady Gaga. Меня просто попросили перенести его на следующий уровень.

Если Вы упорно трудитесь над чем-то, то сможете сделать это лучше. Но будьте осторожны, чтобы не потерять то, что есть хорошего в черновом миксе. Таким образом, я сначала потрачу массу усилий на обнаружение всех важных элементов этого микса. В случае с «Just Dance», одной из вещей, которые реально выделялись, был путь, которым бочка взаимодействовала с малым барабаном, давая впечатление от «four-on-the-floor» в первой половине каждого такта. Это реально заставляет Вас подняться и начать танцевать. Сохранить и усилить это чувство было крайне важно. Было около 100 треков. Половина из них – запрограммированные барабаны и клавишные. Другая половина – это вокалы Lady Gaga, Colby и RedOne. Поскольку было очень много вокальных треков, мне пришлось достаточно потрудиться, чтобы сделать им хороший, открытый и отчётливый звук.

Уборка


Часть окна Edit с проектом «Just Dance».(с большим разрешением здесь)

Вообще, я трачу много времени на слушание вокалов. Ведущий вокал это – то, на что западают люди, и если Вы сделаете для него хороший и правильный звук, то многие другие вещи сами станут на своё место. Я начинаю работать с того, что организую рабочее окно проекта так, как мне удобно. Я наношу на всё цветовую маркировку, чтобы легче было ориентироваться. Потом я включу вокальные треки в соло и буду слушать их сами по себе, обращая внимание на звук, лирику, мелодию и ритм пения. На основе этого, я буду решать, какие эффекты лучше всего использовать на них. Я считаю, что если Вы найдёте для вокала правильные эффекты, то они удовлетворят и другому материалу в миксе. Сначала, я воздействую на вокальный трек при помощи эквалайзеров и компрессоров, и как только чувствую, что звучание меня удовлетворяет, я начинаю искать правильную реверберацию и задержку. Я попытаюсь подчеркнуть ритмические аспекты вокала. Вокал сам по себе рассказывает Вам историю, а остальные партии просто усиливают её.

Когда я чувствую, что «взял» вокалы не слыша аккомпанирующих треков, я отключу их и буду работать с барабанами, а потом с басом. Я приложу все усилия, чтобы заставить их сотрудничать. Потом я верну вокалы и буду работать над тем, чтобы они хорошо сидели вместе с барабанами и басом. Потом я буду вводить один за другим остальные элементы, выстраивая их вокруг вокалов, баса и барабанов. Конечно, придётся скакать туда-сюда между различными партиями, делая тонкую настройку. К примеру, задержка, которую я добавил к вокалам, может не работать с остальным треком. Поэтому, я убираю её и ищу что-то другое. В начале процесса сведения я одинаково работаю как с окном Edit, так и с окном Mix. Я использую окно Edit, чтобы перемещать вещи, изменять их тайминги или производить очистку. В «Just Dance» был синтезатор, который плавно перетекал из вступления в запев. Это оказывало гораздо больше воздействия, чем если бы я сделал резкий переход к запеву. Окно Edit даёт Вам визуальную подсказку относительно того, что и где находится в треке, в то время как Вы слушаете материал.

К концу микширования я буду работать, в основном, из окна Mix. Я пошлю различные элементы, находящиеся в этом окне, на ряд VCA-фейдеров (так Ричард называет фейдеры подгрупп). К примеру, «А» - это вокалы Lady Gaga, «В» - вокалы Colby, «С» - вокалы RedOne, «D» - барабаны, «Е» - бас, «F» - основные синтезаторы, «G» - остальные клавишные. Я люблю работать с VCA-фейдерами, потому что благодаря им Вы можете как угодно влиять на автоматизацию, установлённую в индивидуальных треках это группы. Это также упрощает работу с сессией. Поскольку у меня было 25 дорожек с возвратами эффектов (Вы можете увидеть их в окне Mix слева от VCA-фейдеров), то мне приходилось работать, общей сложности, с 122 треками. Множество инструментов, вокалов и других элементов, было разложено по группам, чтобы было легче иметь с ними дело. Не обязательно видеть их всё время.

Вокалы: URS EQ, Bomb Factory Fairchild 660, Waves Renaissance Vox и De-esser, Digidesign Revibe, Lo-Fi и Digirack EQ, McDSP Filterbank E6, Sound Toys Echoboy, TC Works Chorus-Delay.

На ведущем вокале Lady Gaga (трек обозначен как ‘GgLdC’) я использовал: плагин URS EQ, который добавлял немного верхов в её вокал; компрессор Bomb Factory Fairchild 660, убирающий только некоторый из пиков; Waves Renaissance Vox для нежной компрессии и Waves De-Esser для удаления наиболее выделяющихся сибилянтов. Я поместил де-эссер в самом конце цепи, потому что компрессор и эквалайзер немного поднимают свистящие звуки. Вокальная реверберация прибыла из Digidesign Revibe. Была выбрана очень короткая реверберация, чтобы добавить немного места позади вокала. Сигнал ревербератора был фильтрован плагином McDSP Filterbank E6, который добавил ей немного яркости.

Использовалось множество всевозможных дилэев, чтобы добавить акценты к определённым словам в ведущем вокале.(С большим разрешением: Echoboy 1 и Echoboy 2)

На ведущем вокале Lady Gaga я также использовал массу дилэев. Вы тратите много времени, чтобы найти эффекты, привлекающие слушателя. Статичные эффекты иногда работают очень неплохо, но в некоторых случаях Вы хотите что-нибудь более динамичное. Я добавил к вокалу задержки, синхронизированные по половинным, четвёртым и восьмым нотам. Я думаю, что где-то была и восьмая с точкой нота. Все задержки прибыли из плагинов Sound Toys Echoboy. Все дилэи установлены в шинах посылов: во-первых, так я могу использовать их и для других треков; а во-вторых, это экономит вычислительные ресурсы. «Восьми-нотный» дилэй панорамирован вправо: он появляется в припевах, и также подхватывает некоторые слова в запевах. Посылы автоматизированы. «Половино-нотный» дилэй панорамирован влево, и подхватывает лишь определённые слова: например, во всех припевах повторяется слово «dance» в конце вокальной линии. «Четверть-нотный» дилэй также панорамирован вправо и автоматизирован, чтобы поддержать только некоторые слова. Все задержки ловят слова по-своему, и это создаёт интерес. Они также установлены в различных стилях на Echoboy - TubeTape, Analogue и т.п., чтобы получить различные текстуры. Иногда Вы хотите «тёмный» дилэй, который скрыт позади вокала, и как бы добавляет ему тела. А в других случаях, наоборот, хотите ясные повторы слов – чтобы задержка была яркой и отчётливой.

Бэк-вокалы в мосте были жёстко панорамированы по сторонам. Каждый из этих каналов индивидуально обрабатывался эквалайзером. Также, был применён эффект Digidesign Lo-Fi на левой вокальной подгруппе.

Плагины на вокалах моста (Lo-Fi и Digirack 7-band EQ) были добавлены позже. Смешивая их с остальными элементами трека, было трудно получить смысл того, что она пела в этой секции. В мосте имеется четыре вокальных трека – два слева и два справа, и те, что слева, казались задержанными копиями правых каналов, хотя таковыми и не являлись. Я хотел, чтобы они были более независимыми друг от друга. Таким образом, первым делом я послал их всех в две AUX-шины. Каждую шину (‘2 aux’ слева, ‘1 aux’ справа) я эквализовал по-разному. Потом я добавил к левой AUX-шине эффект Lo-Fi, на котором понизил частоту дискретизации до 22кГц и изменил режим антиальясинга. Это имеет эффект удаления «с» с вокала. Всё это отделило вокалы друг от друга и сделало их менее похожими на задержки.

Плагин TC Works Chorus-Delay помог «утолстить» бэк-вокалы.

Плагин от TC Works был установлен в режим хоруса, чтобы воздействовать на некоторые «oohs», которые RedOne пел, начиная с третьего припева. При помощи этого плагина я немного расширил и утолстил их.

_________________________________________________________________

Барабаны: Sonnox Oxford EQ и Transient Modulator, Focusrite D3, Empirical Labs Distressor, канальный компрессор консоли SSL, Digidesign Digirack Delay и EQ, Digidesign Smack!, Waves SSL Compressor.

Как я уже сказал, басовый барабан – это один из главных элементов в «Just Dance». Он играет практически в стиле «four-on-the-floor» (удар на каждую четверть), делая три удара в каждом такте. Малый барабан находится на втором ударе бочки, и Вы ощущаете бочку немного сильнее, чем его. Мне было важно подчеркнуть это чувство. Поэтому, я автоматизировал бочку и малый барабан, чтобы немного понизить громкость малого барабана в тех местах, где он совпадает с бочкой (т.е. его первый удар в каждом такте). 

Основной трек басового барабана был обработан эквалайзером икомпрессором, чтобы подчеркнуть его окружение.

«Kick1» - это основной басовый барабан, и в нём присутствует немного окружения комнаты. Это очень важный элемент. Я обработал его плагином Oxford EQ, а потом добавил лёгкую компрессию от Focusrite D3, которая немного приподняла окружение. Трек «Kick2» содержал звук, играющий на первом и третьем ударах каждого такта. Это был весьма «худощавый» звук, просто помогающий бочке прорезаться в миксе. Он не добавлял вес или мясо, он добавлял некоторые средние/высокие частоты. Также, как и малый барабан, я послал его во внешний Distressor (с установками в стиле 1176-го). Он помог ещё больше выдвинуть бочку и малый барабан в миксе. В окне Mix этот эффект назван Thwacker. Также, была ещё одна очень низкая бочка, которая появлялась только лишь в мосте.

Я использовал Oxford EQ, чтобы сделать малый барабан немного ярче и уменьшить район 5,5кГц, который мне не очень нравился. Также, присутствовал компрессор D3,в котором стояла очень быстрая атака, чтобы убрать с барабана излишнюю резкость и усилить тело. Я прогнал его через Distressor и записал на дублирующий трек. Потом я послал его в канальный компрессор консоли SSL. Мне нравится, как этот компрессор обращается со звуком барабанов – никакой компрессор не делает так. Когда Вы выворачиваете до конца вправо регулятор отношения и понижаете порог, то получаете действительно острое окончание звукового фронта. Однако, к концу сведения я всё ещё чувствовал, что упустил что-то относительно малого барабана по сравнению с черновым миксом. Как мне показалось, это прибывало из компрессии по общей шине микса. Я скачал пакет плагинов Waves SSL и решил сравнить его непосредственно с консолью. Я был реально поражён тем, насколько похоже работали плагины. Это было удивительно, это был тот вид накачки, который я искал.
  
«Восьми-нотная» задержка была добавлена к партии хай-хэта. Также, он обрабатывался при помощи плагина Sonnox Transient Modulator и эквалайзера.

На барабанах имеются и другие эффекты. Я добавил «восьми-нотный» дилэй от Digirack к хай-хэту, играющему по четвёртым нотам. Идея состояла в том, чтобы дать хэту немного больше движения в припевах. Задержанный сигнал был пропущен через Sonnox Transient Modulator, который добавил остроты транзиентам. Так Вы получаете больше ритмического чувства, при этом фактически не слыша задержку. Я также эквализовал задержанный сигнал при помощи Digirack 7-band EQ, срезав частоты ниже 702Гц, и повысив 4,65кГц и 10,68кГц. Это весьма решительная эквализация, но конечный эффект был очень тонок. Я смикшировал задержанный хэт позади оригинальной партии. На хлопке стоял только лишь Oxford EQ, на котором я поднял 3,2кГц (на 12dB) и скатил самые высокие частоты.

Был ещё один эффект («drms»), который представлял собой посыл с нескольких барабанных треков на компрессор Digidesign Smack! Выход с этого компрессора «спрятан» позади всего барабанного микса. Иногда, когда барабаны качают в миксе не так, как мне хочется, я могу отправить копию барабанного микса в шину посыла, где установлен компрессор, и жёстко скомпрессировать сигнал. Возможно, я добавлю ему немного яркости и потом помещу позади оригинальных барабанов. Конечно, это должно быть не слишком громким, потому что в противном случае, это может «размыть» барабаны. Но если сделать всё правильно, это только добавит «кача». Именно это я и сделал в этой песне.

Синтезаторы: Bomb Factory Moogerfooger delay & low-pass filter, Digidesign Digirack 7-band EQ, D-Verb, Lo-Fi, Line 6 Echo Farm, Chandler EMI TG12413, McDSP MC2000 и Filterbank E6, Sound Toys Echoboy.

Плагин Moogerfooger Analog Delay был добавлен к основной басовой партии.

В песне было несколько клавишных басовых партий, которые действительно звучали очень хорошо. Одна из партий – это разновидность суб-баса; другая была похожа на сэмплированный pick-бас, который заодно помогал басовой партии нормально восприниматься через маленькие громкоговорители. Клавишные басы могут великолепно звучать на больших аудиосистемах, но теряться на маленьких. Но у меня не было такой проблемы. Один из самых главных элементов синтезаторных партий – это линия, сыгранная похожим на синтетический бас звуком. Он имел большое количество яркого материала с широким высокочастотным спектром. Этот трек записан в стерео, и играет практически на протяжении всей песни, кроме моста. Я хотел подчеркнуть остановки в этой партии, и поэтому поместил очень короткую задержку от плагина Bomb Factory Moogerfooger. Я думаю, что она была синхронизирована с 16-ми нотами. Это имело эффект утолщения сигнала. Я автоматизировал возврат с задержки, заглушая его параллельно с основной партией, потому что не хотел, чтобы задержки звучали в промежутках главной партии. Вы можете услышать дилэй только тогда, когда играет главная синтезаторная партия. Единственный плагин в инсерте этой партии - Digirack 7-band EQ, который добавлял ей немного яркости. 

Есть ещё один синтетический звук (‘RdOnsgntr’), который является личной звуковой подписью RedOne. На нём присутствует весьма длинная реверберация от D-Verb (входит в Echo Farm). Всё это скомпрессировано через лимитер Chandler EMI TG12413. Трек ‘Answerblp’ – это своего рода ответ на синтезаторный звук в секциях перед припевами. Это реально крутая партия, и я чувствовал, что она нуждается в небольшой помощи, чтобы как положено заработать в миксе. Я добавил некоторое искажение от Lo-Fi, чтобы дать ему больше присутствия, потом поставил low-pass фильтр из Moogerfooger. Это очень хороший плагин, который я очень часто использую: он позволяет Вам изменять огибающую звука. Так вот, я хотел, чтобы этот звук был менее прямолинейным, и чтобы он создавал как бы «выпуклости» в секциях перед припевами. Это появлялось там только на мгновение, но добавляло динамическое движение в течение песни. Потом сигнал проходил через многополосный компрессор McDSP MC2000, который выравнивал его частотный спектр. После него снова стоял low-pass фильтр Moogerfooger, формирующий огибающую. Последним стоял плагин Trim.

‘Audiolnst8’- это звуковой инструмент №8. Такое название трека – безошибочный признак того, что песня была создана в Logic, хотя ко мне она попала в виде файла Pro Tools! Этот звук появляется в припевах. На нём использовались McDSP Filterbank E6, который добавлял немного высоких частот, McDSP MC2000, Lo-Fi и «восьми-нотный» дилэй от Echoboy. Также, присутствовал Digidesign 7-band EQ. Но вообще, эти плагины делали здесь очень немногое. Моя философия микширования – это пытаться делать как можно меньше. Легко думать, что Вы улучшаете вещи, тогда как фактически Вы их делаете хуже.

Вообще, я сказал бы, что главный вызов в работе над этим миксом – это не испортить то, что было хорошим в черновом варианте. Особенно это касалось бочки и малого барабана, которые, по сути дела, были сформированы компрессором SSL, стоящим на мастер-шине. Я также добавил на мастер-шину лимитер Waves L2. Мне не нравится война за громкость, и я не хочу слишком сильно компрессировать свои миксы, но действительность состоит в том, что Вы конкурируете с другими миксами, и люди сравнивают их громкость между собой. Я должен помнить это, но в то же самое время я не буду сходить с ума с лимитером. Мне нравится, когда мои миксы звучат хорошо. Я не считаю частоту дискретизации чрезвычайно важным аспектом. Большая часть моего материала попадает к слушателям уже в МР3-формате, и поэтому частота дискретизации, использованная мною, не имеет уже особого значения. Я использовал разрешение 44,1кГц/24 бит для «Just Dance». 96кГц действительно великолепно звучит, но размеры файлов получаются слишком уж большими и это доставляет определённые неудобства. Есть другие факторы, которые имеют намного большее значение для звука, чем частота дискретизации, и я предпочитаю сосредотачиваться на них».

Роберт Ортон: сведение в «коробке»

Я начал играть на фортепьяно в пять лет» - рассказывает Ортон – «и с этого возраста я уже знал, что хочу работать с музыкой. Когда мне было 18 лет, я поступил в Лондонский музыкальный колледж в Илинге, где изучал двухлетний курс «Технология музыки» и однолетний курс «Технология масс-медиа». После этого, я работал 9 месяцев в студии CTS в Уэмбли, а в июне 2000 года пошёл работать к Тревору Хорну (Trevor Horn) в качестве техника, обслуживающего систему Pro Tools. Когда Вы покидаете колледж, то думаете, что знаете уже достаточно много, но как же я был потрясён тем, когда понял, что практически ничего не знаю. Но скоро я внёс и свою лепту в процесс производства Тревора. Полтора года спустя я уже делал сведение и некоторое дополнительное продюсирование на первом западном альбоме дуэта tATu «200 км/ч по встречной полосе». Первоначально, я не собирался микшировать этот альбом, но лейбл предпочёл мои черновые миксы официальным, и это – то, как я вошёл в микширование». 

Работая с Хорном в течение восьми лет, Роберт сводил материал для таких исполнителей, как Pet Shop Boys, Seal, Lisa Stansfield, Elton John, Texas, Celine Dion, Kelly Rowland и Macy Gray. «Я многому научился от Тревора. Самое важное, что никогда нельзя терять из виду, это – то, что Вы работаете с музыкой. Одна из самых больших ловушек, подстерегающих микс-инженеров – то, что они начинают слишком много думать об технических аспектах записи. Зачастую, инженер и музыкант, которые внутри Вас, будут конфликтовать друг с другом. Важно понять, что в пределах определённых границ, музыкант должен почти всегда выигрывать эти конфликты».

«Я полностью свожу в коробке» - продолжает Ортон. «На мой взгляд, качество, которое я получаю, ничем не отличается от сведения через консоль. Возможно, это имеет несколько иной звук, но он ни чем не хуже. Фактически, я чувствую, что получаю просто немного более близкий звук. Люди говорят, что Вы не сможете получить такого же «воздуха», как при сведении на консоли, но я считаю, что Вы можете делать в коробке совершенно воздушные миксы, используя такие плагины, как Eiosis Air EQ, URS Fultec и Abbey Road Brilliance Pack. Они просто удивительны, и при их помощи Вы легко сможете добавить искры и блеск в свой микс.

Я думаю, что многие придают слишком большое значение тому, где сделано сведение – в коробке или на консоли. На мой взгляд, всё, что имеет значение, это – то, как Вы сформулируете послание, заложенное в музыке, и то, как слушатель поймёт его. Если Вы привыкли работать на аналоговой консоли, и Вас есть набор навесного оборудования и различных ноу-хау, то Вам будет трудно пользоваться коробкой, поскольку там всё работает совершенно другим способом. Хотя, по сути дела, делает она то же самое. Я многое узнал от двух внештатных микс-инженеров, работавших с Тревором – Стива Макмиллана и Брэда Гилдермана (Steve MacMillan и Brad Gilderman). Стив начал пользоваться Pro Tools с самого начала появления её на рынке, когда она называлась ещё Sound Tools. Мне полностью удобно работать таким «виртуальным» способом, используя только лишь мышь и клавиатуру».

Сегодня, Роберту Ортону принадлежит «довольно большая» система Pro Tools HD, которая «до зубов нагружена плагинами». Ортон любит работать в коммерческих студиях, особенно в Sarm Studio 3, где были смикшированы песни с альбома «The Fame», включая «Just Dance». «У меня есть несколько Distressor’ов, и я иногда могу управлять сигналом или через них, или через SSL. Но реальная причина, почему я микширую в Sarm 3 – это её великолепная акустика. Она одна из лучше всего звучащих комнат в мире. У меня не хватит слов, чтобы раскрыть всю важность микширования в хорошо звучащей комнате, но Sarm 3 удивительна. Особенно хороши низкие частоты. Вам не надо волноваться по поводу того, что делает комната, и Вы можете сосредоточиться исключительно на музыке. Я таскаю своё оборудование между домом, где у меня есть мониторы Quested VS2108 и Yamaha NS10, и студией Sarm. Иногда я работаю и в других студиях (для тестового сравнения готового материала, либо для сведения бюджетных проектов).

Опубликовано в журнале «Sound on Sound» в марте 2009 года

Перевод подготовил Бережной Вячеслав www.unisonrecords.ru


Загрузка беседы