Август 2007

Студия Спасения миксов: Exhibit-1

Опубликовано в журнале "Sound on Sound" в августе 2007 года

Пол Уайт

В этом месяце мы разбираемся с ритмическими неровностями, заменяем удары барабана и спасаем некоторые старомодные гитарные партии.

Группа Exhibit -1 состоит из Кристофера Хопкинса, который играет на гитаре и поёт, и его жены Рэйчел, играющей на басу. Они сделали запись песни, которую сегодня мы будем разбирать, в 2006 году в студии Shabbey Road Studios в местечке Caerphilly. Крис Джонс играл им на барабанах, а звукоинженером был Эл Стил (Al Steele). Основные треки были записаны живьём под метроном: Кристофер играл на акустике и пел ведущую вокальную партию, Рэйчел исполняла на басу, а Крис на барабанах в отдельной кабине. Кристофер брал предварительный микс домой и дублировал партии на дополнительных инструментах, используя свой рекордер Fostex VF160. Гитарные эффекты брались из Boss GT8.

Кристофер принёс потом WAV - файлы назад к Элу, который загрузил их в Pro Tools и смикшировал их там, в соответствии с пожеланиями Криса. Это был последний трек, записанный этим коллективом для своего дебютного CD «It's Better To Travel Than To Arrive», который был выпущен прошлой весной. Кристофер сказал: « Мы не имели слишком большого количество денег, лишь только чтобы сделать запись и смикшировать альбом, так что нам пришлось немного поторопиться и записываться в небольшое количество проходов, и «Days Like These», возможно, наиболее характерный представитель этого процесса. Мы даем огромный кредит доверия Эл Стилу для построения звука и микширования нашего материала. Если бы мы имели немного больше времени (и финансов), то постарались бы, конечно, улучшить материал, но Эл сделал удивительную работу - несмотря на ограниченное время. Потому - то я и послал «Days Like These» вам. Свежие уши всегда помогают».

Загрузив файлы в Apple Logic, и прослушав оригинал, сжатый в MP3, я подумал, что трек «Days Like These» был фактически очень неплохо смикширован, так что мне стало интересно, относительно чего Кристофер не был счастлив. Он сказал мне, что не учел хорусированную партию гитары, так как ему не нравился этот эффект (несколько старомодное звучание), и также не был учтён трек с ритмизованным синтезаторным тембром. Что касается его выбора звуков, то он не был слишком счастлив из – за малого барабана, поскольку заметил, что удары снэра несколько теряются (или где – то совсем не прозвучали) в третьей части песни. Музыканты делали запись трека под клик, возможно чтобы облегчить дальнейшее редактирование, но Крис заметил то, что он описывает как «небольшой крен в выборе времени» (грубо говоря, нарушение ритмичности) в конце первого припева, и он задавался вопросом, можно ли как – то это исправить. Он также чувствовал, что вокальная партия в первом припеве была спета лучше всего, так что он хотел попробовать приклеить это во второй припев. Кристофер имел симпатии к творчеству ансамблей типа Kaiser Chiefs, Manic Street Preachers и Franz Ferdinand, но был достаточно реалистичен, чтобы признать, что эта песня не соответствует звуку тех жанров.

Песня создана в более - менее обычном формате guitar - band, но с парой дополнительных клавишных подкладов и множеством партий гитары (и наложений), включая: акустическую ритм - гитару, электрическую гитару с эффектом хоруса, гитару - fuzz, одну главную линию электрогитары, а также гитарные риффы, которые вступают в стратегических местах песни. Акустические барабаны были записаны, используя стереофонические оверхэды и близкорасположенные микрофоны, включая отдельный микрофон хай – хэта. Главный вокал был подкреплен второй партией, спетой на октаву ниже, и вокальной гармонией, которая входит в двух специфических секциях.

Я делаю эти ремиксы в Apple Logic, поскольку мне очень комфортно работать в этой программе, и как вы можете видеть, она часто упоминается на протяжении всей этой статьи. Но используемые мною методы имеют силу для любой многодорожечной DAW и также могут быть сделаны, используя аппаратные средства, если это - ваш привилегированный метод работы.

Барабаны

Рисунок 1. Бас – барабан нуждался в некотором дополнительном весе, который был достигнут, используя EQ с широким повышением в области 65Hz. Более узкое повышение относительно 5kHz, наряду с эксайтером, настроенным к той же самой частоте, помогло обнаружить большее количество звука колотушки.

Первым делом надо было разобраться в звуке барабана. Первоначальный звук бочки испытывал недостаток веса и определения, вероятно из-за не совсем правильного выбора микрофона, размещения его или настройки. Это справедливо требовало применения властного (радикального) EQ, вкупе с лёгким прикосновением Logic Exciter, чтобы выпустить удар педали (колотушки). Заключительные установки эквалайзера включали в себя повышение на 75Hz, завал на 182Hz - чтобы уменьшить коробочный призвук и повышение на 3.5kHz, чтобы обнаружить удар. Дальнейшее повышение осуществлялось генерацией гармоник при помощи эксайтера. Чтобы усилить малый барабан, я использовал Logic Pitch Shifter с установками «Drums», чтобы добавить небольшое присутствие субоктавы. Но сначала я обработал трек гейтом, чтобы избавиться от перекрёстных звуков насколько только возможно. Эксайтер снова использовался, чтобы украсить звук, и в конце цепочки был помещён лимитер, предотвращающий перегрузку канала на громких ударах. Я также подмешивал к малому барабану посланный через AUX сигнал от ревербератора UAD1 Plate 140, который, кстати, я предназначил для вокалов.

Как и ожидалось, все три трека томов нуждались в гейте, чтобы убить постоянное присутствующее окружение, которое подхватывается близкорасположенным микрофоном. Более ничего с ними делать не требовалось, разве что добавить немного plate reverb. Путём завала по низам очищалось звучание оверхэдов (12dB в октаву от 220Hz), и я также придушивал в районе 250Hz, чтобы убить некоторую коробочность звучания. Намек широкого, от 12kHz повышения (только 1dB), было добавлено, чтобы сделать ярче тарелки - и барабанный микс был готов. Дополнительные партии тамбурина и шейкера были сбалансированы, и им дано немного plate reverb. Ничего более для них не требовалось. 

Бас - гитара

Затем я принялся за бас - гитару. В миксе она звучало немного тяжеловесно, так что я утончил её немного, сделав крутой срез ниже 50Hz и выше 7.7kHz. Некоторая компрессия применялась, чтобы поддержать уровень, и лёгкий подъём эквалайзером в районе 240Hz, чтобы выпустить среднечастотный характер звука. Слушая бас – гитару саму по себе, может казаться, что частоты 200-300Hz придают некую коробочность (квадратность) звуку, но как только вы прослушаете общий микс, то найдёте, что зачастую повышение в этой области делает линию баса более слышимой.

Гитары
Затем я обратил своё внимание к гитарам. Я не знаю, какая обработка или педальные эффекты применялись, поскольку все треки гитары для этого проекта уже были полностью обработаны.

Чтобы осовременить звучание хорусированной гитары, я пропустил её через плагин эмуляции вращения динамиков (установки медленной скорости) и затем применил широкое, от 4kHz повышение, чтобы восполнить потерю высоких частот, вызванную этим эффектом. Это создало действительно хороший «жидкий» звук гитары, который отлично сидел в миксе и весьма эффективно замаскировал педаль хора. Я также был немного взволнован ломким (хрупким) тоном акустической гитары, так что я использовал SSL Duende Channel Strip, чтобы применить к ней компрессию и EQ. Небольшое снижение в середине, объединенное с повышением в верхней части диапазона, добавили необходимую живость, которая прекрасно сочеталась с остальным материалом. 

Трек fuzz-гитары звучал так, как будто напрямую был записан с педали, с большим количеством нахальных обертонов. Я пропустил его через Line 6 Gearbox с плагином эмуляции гитарного усилителя (Mississippi Criminal Amp model with 4 x 12 speaker), который произвел правдоподобный звук снятой через усилитель гитары, причём не занимающей слишком большого частотного пространства в миксе. Гитара №1 имела прекрасный «округлённый» звук дистошна, отлично работающий в миксе – так что оставили его без изменений.

Рифф 1, как казалось, имел очень звенящий перегруженный звук, и я применил некоторый низкочастотный срез (24dB на октаву от 124Hz) и некоторый высокочастотный (24dB на октаву от 10kHz), а также увеличил звучание нежным повышением в районе 1200Hz. Это чистило звук и добавляло ему искристости, и в то же время фильтровало от нежелательного песка в верхах.  

Рифф 2 имел намного более «песчаный» звук, и в середине песни из него вылезло некоторое количество весьма frippy (вычурных?) гармоник, которые надо было понизить на несколько децибел, чтобы остановить их доминирование над песней. Чтобы осветлить этот звук и добавить центр, я снова использовал низко- и высокочастотные фильтры к дому в середине диапазона, но теперь пропустил сигнал через встроенный в Logic плагин перегрузки, заставляя его мягко добавлять большее количество чёткости. Без этой обработки, казалось, звук имел слишком много низов и много высокочастотного шипения, но как только включилась остальная часть микса, этого уже не было заметно.

Синтезаторы

Синтезатор №1, казалось, обладал обычным звуком типа sawtooth, промодулированный square-wave tremolo, чтобы сформировать ритмичность в звучании. Эта партия сидит под песней практически постоянно, но в конце больше звучит в правом канале, и я панорамировал её справа налево, когда затухали последние ноты. Синтезатор №2 играл стрингоподобную высокую линию, которая, как я чувствовал, звучала несколько конфронтационно с другими элементами микса, так что я использовал UAD1 Roland Dimension D (своего рода хорус высшего качества - deluxe) чтобы смягчить его немного. Затем автоматизировал его уровень так, чтобы эта партия была наиболее значима в течение intro к песне - до того, как вступят вокалы.

Вокалы

Вокалы были довольно неплохо прописаны, и не имелось никакой очевидной обработки на треках которые я получил (разве что некоторая обработка в Melodyne, чтобы подправить огрехи в интонировании). Вторая вокальная линия дублировала первую на некоторых фразах, но октавой ниже. В дальнейшем, это более обычная гармоническая линия в течение высокой секции после основного припева. Как эксперимент, я скопировал линию гармонии на новый трек и использовал плагин Antares A - Vox Choir, чтобы смоделировать четыре голоса от одной партии, затем добавил её как бы «сзади» необработанной версии, чтобы «утолстить» её слегка, но не разрешая эффекту стать слишком очевидным. Используя экономно, это всё работало достаточно приятно.

Рисунок 2. Главные вокалы были хорошо записаны и не нуждались в радикальной обработке. В дополнение к нежной компрессии использовался Noveltech Vocal Enhancer, чтобы дать голосам больше присутствия в миксе.

В качестве эффекта, я брал пару коротких фраз из секции гармонии и затем обрабатывал их со 100% уровнем реверсивной реверберации (Space Designer с реверсивным импульсом). Я двигал фразы туда-сюда так, чтобы конец реверсивной партии совпал с началом нормальной. Я так же первоначально хотел использовать этот обратный эффект, чтобы ввести припев, но Крис чувствовал, что это умаляло воздействие от припева - он экспериментировал, пытаясь найти звуковой эффект, который будет соответствовать этому месту, но так ничем и не удовлетворился. Кроме лёгкой компрессии, я также использовал Noveltech Vocal Enhancer, чтобы добавить вокалам большее количество присутствия. Ревербератор брался от UAD1 Plate 140 с двухсекундным временем спада, которое предохраняло вокалы от того, чтобы звучать слишком уж «мокро». С большим количеством гитарных партий очень легко можно было загромоздить микс, но к счастью, аранжировка Кристофера избежала многих вещей, играющих в одно и тоже время.


Рисунок 3. Тонкое использование Antares A-Vox Choir "утолстило" партию вокальной гармонии, но без того, чтобы сделать эффект слишком очевидным.

Микширование

Перед началом сведения, я решил восстановить отсутствующий местами малый барабан путём копирования ударов из других мест. При выполнении этого вида редактирования не стоит забывать копировать события из треков оверхэдов, наравне с ударами близкорасположенных микрофонов. Дело в том, что оверхэды дают большое различие со звуком малого барабана. Важно копировать их вместе, чтобы не возникла проблема рассинхронизации звучания. Чтобы провести эту операцию корректно, я сгруппировал все треки барабана - чтобы при выборе любой партии для редактирования можно было сразу выбрать и все остальные. Это предотвращает ситуацию, когда Вы можете случайно переместить одну часть слегка несвоевременно с другими. Проблема с ошибками ритмичности, не дающая покоя Кристоферу, была легко решена, перемещая удары малого барабана, запоздавшего со вступлением после перерыва. Это повлекло за собой разрезание партии барабана в нужных местах и затем подталкивание секции вперед, пока это не зазвучало как положено. Не требовалось двигать далеко, чтобы дать желательное усовершенствование.

Как только я создал хороший баланс барабана, то назначил все его партии, включая шейкер и тамбурин, к их собственной подгруппе, так что трек теперь мог быть отрегулирован используя единственный фейдер. Noveltech Character использовался очень экономно, чтобы добавить немного воздуха и определённости в общее звучание установки. Logic Space Designer был помещен поверх комплекта, с загруженным полусекундным импульсом «drum-room». Это дало всей барабанной установке хороший живой звук, без того, чтобы сделать реверберацию слишком заметной. Единственный эффект в шине посыла \ возврата был UAD1 Plate 140 c двухсекундной реверберацией. Я также пропустил общий микс через мой мастеринговый процессор Drawmer 2476 Masterflow, чтобы добавить трёхполосную компрессию с очень низким отношением (ratio), и некоторую нежную трёхполосную ламповую эмуляцию. Лимитер Waves L2 заботился о выходном уровне, но я пробовал избегать ограничения на пиках более чем в децибел, поскольку я не люблю торговать громкостью в ущерб качеству.

Рисунок 4. Noveltech Character использовался на шине барабана, чтобы дать ему немного большее количество воздуха и определённости, в то время как свёрточный ревербератор помог обеспечить естественно звучащее окружение.

Последние штрихи

Я должен был автоматизировать уровень некоторых гитарных треков, чтобы они не переходили дорогу вокальным пассажам, и требовалось опустить уровень высокой синтезаторной партии после intro. Я также использовал возможность заглушить несколько секций, где имелся шум гитары, но никто не играл. Как только все звуки можно было прослушать в контексте полного микса, я сделал некоторое заключительное манипулирование уровнями и пересмотрел некоторые назначения эквалайзеров.

В итоге, мы получили микс с «большим звуком», но всё ещё с хорошим разделением между различными партиями. Барабаны теперь казались пробивными, а гитары намного более твердыми. Изворотливая, Fripp-подобная линия гитары в центральной секции действительно работала, давая песне претензию на «тонкий вкус», и вокалы звучали поверх всего сильно и уверенно. Всегда имеется предел тому, что Вы можете сделать с уже обработанными треками гитары, но, потратив пару часов на сведение этой песни, я был весьма доволен результатом.

Оригинал статьи и звуковые примеры здесь:
http://www.soundonsound.com/sos/aug07/articles/mixrescue_0807.htm

Перевод подготовил Бережной Вячеслав
www.unisonrecords.ru


Загрузка беседы