Июль 2006

Пол Уайт

Группа, записанная у Яна МакМиллана, находит новое звучание барабанов и получает полезные советы для лучшего микширования баса, гитар, и бэк - вокалов.

Стив Морано организовал музыкальную группу и начал играть свои собственные песни в округах Oxfordshire и Berkshire. Ими уже заинтересовались несколько промоутеров, в том числе и в Нью-Йорке. Трек «Believe», присланный нам, был сделан в студии Яна Макмиллана (aka Мак) Groutfinger. Этой студией главным образом пользуются акустические поэты – песенники (барды).

Оригинальные настройки записи

Как оказалось, это была первая песня, записанная Маком, которая включала в себя акустические барабаны - но поскольку он мог делать одновременную запись на РС только лишь четырех звуковых потоков, он предварительно смикшировал между собой сигналы некоторых барабанных микрофонов, что дало мне дополнительную головную боль в процессе пересведения. В настоящее время он ищет звуковой интерфейс с большим количеством входов и выходов, который является разумным выбором для этого вида работы. По словам Мака, он использовал одиночный AKG Solidtube в качестве оверхэда. Shure SM58 использовался для хай - хета. Томы были записаны через стереопару SE Electronics SE3s, а малый барабан был записан, используя Shure SM57. Для бас - барабана использовалась продукция AKG (вероятно микрофон D112). Динамический микрофон не самый идеальный выбор для тарелок и хэта, (из-за ограниченной высокочастотной чувствительности), но иногда приходится использовать то, что имеется в наличии. Для записи вокала Мак использовал два микрофона SE3, маршрутизованные через Behringer DDX.

Имелось несколько треков дополнительного наложения вокала - (всё записано через AKG Solidtube), и дополнительные партии электрогитары – которые, как мне показалось, не использовались в оригинальном миксе. Две электрогитары (Gibson Les Paul и Gibson SG), снимались микрофоном через усилитель Vox - хотя я и не имею никаких деталей относительно этого. Имеется также партия акустической гитары, формирующая основу песни. Судя по звучанию аудиофайлов, треки были записаны как через микрофон, так и прямым включением. Из этих двух треков я предпочел микрофонный звук, и использовал в большей степени его для создания своего ремикса. Учитывая то, что система записи могла работать только лишь с четырьмя звуковыми потоками одновременно, я предполагаю, что масса наложений имела место в создании этого трека - и поэтому некоторым партиям не хватает того чувства, которое возникает, когда ансамбль (группа) играет одновременно всем составом.

Песня сделана в стиле американской поп - музыки, и учитывая исходный материал и ограничения на количество каналов при записи, Ян сделал довольно хорошее сведение. Но при этом я идентифицировал некоторые проблемы с индивидуальными треками и чувствовал, что мог бы сделать микс более чистым и плотным. Во-первых, некоторые треки были записаны на невероятно низком уровне, так что я сначала должен был нормализовать их прежде, чем начинать работу. Там, где шум стал проблемой, я чистил треки вручную, заставляя замолчать все паузы, и соответствующе обрабатывал завершения нот перед паузами так, чтобы любой фоновый шум плавно исчезал, а не резко обрывался.

Акустическая гитара была слегка расстроена, но это не было сильно заметно, когда играли другие инструменты, но в intro к песне, где более ничего не присутствовало, это было столь очевидно, что я просто обрезал его. Я предложил Яну, чтобы он заставил Стива переиграть intro и прислать мне – но, в конце концов, решили не делать этого.

В партии бас - гитары, казалось, не хватало звука медиатора (щелчка), так что звучание не было такой твёрдости, как я люблю. Имелись также некоторые ошибки и неровности. К счастью, я сумел найти хорошие фрагменты в других местах и скопировал их в нужные позиции, так что получение линии баса, свободной от очевидных ошибок, не являлось особой проблемой.

Как было упомянуто ранее, акустическая гитара была прописана в двух параллельных файлах – прямое включение и через микрофон. В микрофонной версии присутствовали шумы из других источников, находящихся в помещении, но с музыкальной точки зрения, звук был более приятен, чем версия с прямым включением. В итоге, я использовал версию прямого включения, добавив её ниже основной (микрофонной) партии. Предварительно я обработал её через симулятор чистого гитарного усилителя, чтобы дать этому треку большее количество центра.

Барабаны были представлены тремя треками: бас – барабан, малый барабан и томы + тарелки. Трек бочки имел ужасное проникновение других инструментов, и звучал так, будто бы вся ударная установка записывалась через единственный микрофон, так что мне было трудно представить, где мог бы находиться микрофон. Точно так же, канал малого барабана практически забивался тарелкой «райд», когда она начинала играть. В последнем треке также присутствовала некоторая смесь инструментов барабанного комплекта, и они обладали каким – то трудным фильтрованным звуком. Это звучало, как если бы установка снималась несколькими микрофонами на различных расстояниях и микшировалась в моно, с попаданиями некоторых сигналов в противофазу.

Все партии электрогитары были записаны с различными степенями искажения (distortion) , но с моей точки зрения, количество и тип искажения не были идеальны для этой песни. Я чувствовал, что это было несколько толсто и непроницаемо, и возможно, более тонко звучащая гитара (типа Strat или Telecaster), могла бы больше подойти этой песне. Это оставит больше места в миксе для других партий. Однако, искаженная гитара была основным элементом в аранжировке, и я был уверен, что при помощи определённых ухищрений я смог бы сделать её пригодной для употребления.

В дополнение к ведущему вокалу Стива, имелось также четыре трека бэк – вокалов, спетых его подругой Клэр (которая очевидно, никогда не пела раньше), и один трек, где они поют вместе. На мой слух, главный вокал Стива и бэк - вокалы Клэр создали правильное чувство. При тщательном исследовании четырех вокальных треков Клэр я почувствовал, что некоторые партии были очень даже неплохи, в то время как другие звучали слабовато, так что я просто приглушил неудачные, на мой взгляд, фрагменты.

Переделывание барабанов

В то время как эквалайзер помогал мне улучшить звук ударных инструментов, я не мог достичь баланса между барабанами и тарелками, из-за пути, которым барабанные микрофоны были смикшированы перед записью (тарелки играли очень громко). В конце концов, я загрузил сэмплы бочки и малого барабана в Toontrack EZ Drummer, и кропотливо расставил их в дорожке, чтобы они играли одновременно с соответствующими ударами барабана, которые я мог видеть на волновом дисплее. Первоначально я использовал функцию Audio To Score, чтобы быстро найти удары, но из-за большого количества проникновения соседних звуков, я должен был добавлять и удалять множество ударов вручную, а также корректировать расположение их во времени.

Я настроил бочку и малый барабан EZ Drummer по отношению к существующим звукам так, чтобы они заменяли или притапливали их. Это работало удовлетворительно, восстанавливая некоторое подобие баланса в звуке барабанного комплекта. Я просто следовал за первоначальной партией барабана, не делая особых попыток улучшить что - либо. Оригинальный трек бас – барабана сформировал основу для барабанного микса, сочетаясь с треком малого барабана и в меньшей степени, с фазопроблемным треком томов и тарелок, - и подняв их громкость до уровня тарелок, я получил хороший сбалансированный звук. Нежное применение короткой окружающей реверберации от Audio Ease Altiverb заставило первоначальные барабаны сидеть в миксе более уверенно и слитно. Дополнение сэмплов бочки и малого барабана несколько заглушило томы, но поскольку они не были мне доступны отдельно, то я ничего не мог с этим поделать. Но как мне показалось, песня от этого особо не пострадала. 

Рисунок 1. Барабаны были записаны только лишь на три трека, и имели реальные проблемы с взаимопроникновением инструментов и противофазой, так что Полу пришлось серьёзно поработать с эквалайзером.


Рисунок 2. Чтобы получить отчётливый звук бочки и малого барабана, Пол использовал сэмплы от Toontrack EZ Drummer совместно с живой барабанной дорожкой.

Бас и гитары: Reamping, обработка и эффекты

Чтобы придать треку баса устойчивый и твёрдый звук, я пропустил его через симулятор усилителя от IK Multimedia Amplitube 2. Использовалась модель басового усилителя, и секция эквалайзера была переключена на British EQ. Я уверен, что бас записывался через микрофон, и там, как мне казалось, были небольшие проблемы с резонансами, которые заставляли некоторые ноты доминировать. Я поместил Logic Compressor перед Amplitube 2, чтобы подровнять их немного.

Для акустической гитары я снова использовал Logic Compressor и сопроводил его низкочастотным фильтром, чтобы подрезать частоты ниже 190Hz. Это будет сидеть более удобно в миксе без того, чтобы омрачить низкую середину частотного диапазона. Немного добавили яркости при помощи Logic Exciter, но не слишком радикально.

Электрогитары были представлены двумя основными треками и одним добавочным. Первую партию предварительно обрабатывали лёгкой компрессией, а также высоко - и низкочастотными фильтрами. Потом я пропустил её через хорус UAD1 Roland Dimension D перед добавлением Logic Tape Echo. Это дало ощущение игры на 12 – струнной гитаре, которое неплохо подходило к песне, но было слегка испорчено присутствием клиппинга на некоторых громких нотах. Это было очень очевидно, когда партия солировала. Я занялся этим, используя пропускающий низкочастотный фильтр с крутизной 24dB/octave и спадом от 5.3kHz, и использовал автоматизацию, чтобы опустить его к 2.2kHz на перегруженных пиках. Таким образом, я смог скрыть клиппинг без того, чтобы навредить звучанию гитары.

Вторая основная партия имела более хрустящий звук, так что я открыл Amplitube 2 и использовал что – то наподобие Fender Twin, чтобы дать звуку некоторый укус и определённость. Я чувствовал, что звук был немного грязен. Обе основные партии были слегка панорамированы по сторонам от центра.

Анализ вокалов

Я тщательно проверил треки бэк – вокалов Клэр, и использовал только те фразы, которые, на мой взгляд, работали лучше всего. Это был мой личный выбор, но иногда я чувствую глубинную истинность пословицы «лучше меньше – да лучше». Имелась также пара каких - то дополнительных голосов, наложенные на главный вокальный трек, но я не мог ничего поделать, чтобы как – то изменить это, поскольку я не имел их по раздельности. Клэр спела свои партии в четыре голоса, и я подверг их частотной коррекции при помощи плагина Logic Pitch Correction с хроматической гаммой. Затем я использовал плагин Antares Choir (из набора Avox) на двух из них, чтобы разделить эти вокальные слои как бы на ещё четыре голоса, произведя хоровой эффект с десятью голосами. В принципе, и без частотной коррекции они были довольно хороши, но я слышал, что кое – где Клэр спела мимо нот. Комбинация питч – корректора и Antares Choir работала довольно убедительно и дала очень пышный и правдоподобный хоровой звук, который приятно сочетался с главной вокальной линией Стива.

Для ведущего вокала я снова использовал Logic Pitch Correction, настроенный к тональности Фа - минор и со средней скоростью срабатывания. Это работало прекрасным образом, если бы не те короткие секции, где имелись два дополнительных вокала в треке. Эти секции мы игнорировали и оставили без изменений. Как обычно, вокалы были скомпрессированы, чтобы добавить плотность: на сей раз использовался Renaissance Compressor от Waves, чтобы подражать компрессору с оптическим управляющим элементом. Я также добавил эквалайзер, который включал, главным образом, некоторое широкое высокочастотное повышение и спад от 200Hz, чтобы избежать «коробочного» призвука в середине диапазона. Также были подрезаны самые низкие частоты, чтобы позаботиться о любых низкочастотных шумах или о других неприятных суббасовых призвуках, которые могли бы проникнуть в микрофон. В качестве эффектов я использовал UAD1 plate reverb и лёгкий tape - delay (оба помещённые в шинах посыла \ возврата) - это, как мне казалось, помогало поддерживать вокал. Я применил гейт перед ними, так как в треке были шумы и отзвуки из наушников.

Рисунок 3. Некоторые ноты, слишком выделяющиеся в треке баса, контролировались при помощи Apple Logic Compressor, и сигналу была дана солидность и основательность благодаря модели басового усилителя от IK Multimedia Amplitube 2.

Популярный плагин PSP Audioware Vintage Warmer использовался, чтобы слегка накачать энергию микса, но назначения были весьма тонкие. Я использовал автоматизацию уровней, чтобы приподнять вокалы в хоровых секциях и выдвинуть пару примечательных гитарных риффов, которые слегка потерялись при сведении. Я также сделал ещё один микс с помощью Vintage Warmer, сократив уровень верхов на партиях электрогитары, чтобы сымитировать звук, типичный для 70-ых, поскольку, как я думаю, песня к ним и тяготела. Я чувствую, что трек стал теперь вполне приличной демо - версией, и если группа заново сделает запись, обращая большее количество внимания к тщательности выполнения работы и настройке инструментов, то они могут заставить звучать песню очень полировано и профессионально. Я также был поражен тем, как хорошо сделал Ян сведение этой песни, несмотря на ограничение в виде четырёх входов.

Моно или стерео?

В его электронном письме ко мне, Ян написал, что не был уверен как делать запись: в стерео или в моно, и какие от этого могут быть выгоды. На мой взгляд, инструменты в многослойном миксе типа этого (за исключением барабанов и стереофонических клавишных инструментов), лучше записывать в моно, поскольку это устраняет проблему с противофазами, которая может возникнуть, если Вы используете два или более микрофонов на одном источнике. Я подозреваю, что странный звук одного из треков барабана был вызван из - за смешения двух микрофонных сигналов в моно - возможно оверхэда и хай - хэта.

Акустические гитары - по существу монофонические звуковые источники, стереофония в них появляется из - за взаимодействия с отражающими поверхностями того места, где Вы играете. Так что имеет смысл делать запись их в моно и затем добавлять стереофоническую реверберацию или окружающий эффект (ambience). В принципе, можно использовать два микрофона, чтобы сделать стереозапись, но результаты редко бывают естественны, и Вы можете столкнуться с проблемами моносовместимости, если делаете запись, не используя специально подобранную пару микрофонов. Тот же самое актуально и для электрогитары, но поскольку её звук, по существу, так или иначе искусственен, зачастую запись осуществляется через два микрофона одновременно, но наладка относительных позиций делается так, чтобы различие в фазах между ними внесло полезный вклад в звучание. Как только Вы добавляете стереофоническую реверберацию или эффект окружения и панорамируете звук в пределах микса, это даёт адекватное ощущение пространства без того, чтобы потерять его центр.

Когда Вы делаете запись в стерео, например барабанной установки, надо избегать радикально широкой панорамы, чтобы избежать явления, когда ударная установка кажется столь же широкой (или даже шире), как и весь остальной ансамбль. По этой причине, я имею тенденцию держать регуляторы панорамы между десятью и двумя часами. Этот аргумент также истинен и для стереофонических клавишных инструментов или фортепьяно, снимаемых микрофонами в стерео, хотя Вы можете и покрутить немножко регуляторы панорамы, чтобы поместить инструмент левее или правее центра.

Оригинал статьи и звуковые примеры здесь:

http://www.soundonsound.com/sos/jul06/articles/mixrescue_0706.htm

Перевод подготовил Бережной Вячеслав
www.unisonrecords.ru


Загрузка беседы