Июль 2007

Студия Спасения миксов: Forgotten Sleep
«Year of the Dog»

Опубликовано в журнале «Sound on Sound» в июле 2007 года

Мы немного утяжелили песню, занимаясь «Спасением миксов» перед студенческой аудиторией.

Пол Уайт

Наши постоянные читатели могут признать Йона Марша, который посещал нашу студию несколько лет назад. Меня спросили, смогу ли я сделать сведение ученического трека перед студенческой аудиторией в колледже Worcester College, и трек, который выбрали для меня, оказался композицией, которую записал и смикшировал Йон.

Это не было традиционным «Спасением миксов», потому что, за исключением звука малого барабана, его микс был очень дееспособен. Однако, мы решили, что будет интересно оставить прослушивание его микса до завершения моей работы, чтобы увидеть, как я буду сводить своим собственным методом, и как моя интерпретация отличается от его.

Песня начала свою жизнь в виде аналоговой записи. Йон рассказывает, как происходил этот процесс: «Песня «Year of the Dog» была исполнена альт-рок-группой Forgotten Sleep из местечка Monmouthshire. Она состоит из трёх человек. Запись проходила в моей студии ShedStudios в городе Herefordshire при помощи концертного оператора группы (и просто друга) Ричи Риза».

Группа состоит из следующих членов: Мэтт – гитара и вокал; Ханна – бас, вокал, синтезаторы; Гэз – барабаны. Изначально, всё было записано на магнитофон Tascam MS16 (на совершенно новую 456-ю ленту) через микшер Behringer. Потом треки были переданы на компьютер для сведения и редактирования. Мастеринг песни был сделан, используя Logic Multipressor и Adaptive Limiter».

«Малый барабан был подзвучен сверху, используя микрофон Blue Ball, и снизу – используя Shure PG56. Мы использовали отдельный микрофон для хай-хэта (конденсаторный микрофон Samson в виде карандаша) и стереопару для оверхэдов. Барабаны были записаны отдельно от остальных музыкантов. Использовалась барабанная установка Pearl Export с пластиками Remo и тарелками Sabian AAX. Для басового барабана применялся микрофон ProSeries Kick, помещённый на полпути в корпусе барабана и направленный на колотушку. Микрофоны Shure PG56 снимали звук с томов, а Shure PG81 использовались в качестве оверхэдов. Был ещё Rode NT1000, который стоял спереди установки и захватывал окружение. Всё было записано на плёнку, и потом передано в Apple Logic Pro через аудиоинтерфейс MOTU 828 MkII, расширенный преобразователем Behringer ADA8000».

«Бас-гитара записывалась через «голову» Ampeg V4B с кабинетом Ampeg classic 6х10 (с рупором). Микрофон AKG D550 был размещён приблизительно в двух дюймах от диффузора динамика (немного вне центра, чтобы округлить и пригладить звук). Эффект дистошна был получен через педаль Rat, которую модифицировали для работы с басом. Чистый звук был только от усилителя, и его входная чувствительность стояла на девятке, чтобы «завести» лампы. Микрофон подключался через предусилитель Focusrite Platinum Trackmaster».

«Гитара Мэтта воспроизводилась через гитарный кабинет 4х12 и микрофон был помещён на расстоянии в один дюйм. Использовался динамический Shure SM57 и конденсаторный Rode S1, чтобы была возможность работать с двумя видами звука. Мэтт применял самодельный 30-ваттный усилитель, который сделал для него его друг. Гитара Мэтта (Gibson SG) была также обработана через педаль Boss Blues Driver. Микрофоны были подключены через двухканальный предусилитель SPL Goldmike».

«Все вокалы записывались через микрофон Rode NT2A и процессор Focusrite Voicemaster. Синтезаторные партии исполнялись на Nord Lead 2. Контроль сведения осуществлялся через мониторы Alesis M1A».

«Меня не устраивало в моём миксе то, что барабаны не «рубили» так, как мне это нравится. Я также нашёл, что как-то неуверенно сбалансировал ведущий вокал по отношению к другим трекам – он казался или слишком громким, или наоборот, слишком тихим».

Ремиксирование

Чтобы облегчить мне жизнь, песню представили в виде проекта Logic. Это был довольно простой проект, поскольку он содержал одну басовую партию, одну гитарную, короткие синтезаторные секции и, естественно, несколько барабанных треков. Однако, гитара и бас интенсивно использовали эффект искажения, что затрудняло разделение их друг от друга. Так как я делал своё пересведение перед студенческой аудиторией, то решил не усложнять процесс, и ограничился только собственными средствами Logic. Хотя это решение означало, что у меня не будет возможности использовать некоторые из моих любимых плагинов, тем не менее, мы всё-таки достигли вполне прилично звучащего микса.

Барабаны Гэза были хорошо записаны, за исключением того, что имелось большое количество помех от других инструментов на микрофонах томов.

Вместо того, чтобы пытаться формировать звук гитары и баса посредством эквалайзеров, я решил использовать плагин Logic Guitar Amp Pro. Я хотел попробовать эмуляцию различных усилителей и кабинетов. Для баса я хотел что-нибудь, что «закруглит» звук, но не отнимет у него глубину и разборчивость. В итоге, я поставил на него следующую цепочку: усилитель American Clean (с эквалайзером British 2EQ), кабинет 4х12 и динамический микрофон, расположенный вне оси динамика.

Я использовал оба гитарных микрофона (каждый записан на отдельном треке), и обрабатывал их по-разному, с различными настройками Guitar Amp Pro. Для трека динамического микрофона я применял усилитель American Clean (с эквалайзером American EQ) и кабинет US 1х10. Для трека с микрофоном Rode я выбрал чистый ламповый усилитель с эквалайзером Modern EQ и с тем же кабинетом US 1х10. Это дало твёрдый звук с большим количеством «укуса», и сосредоточило звучание в более узкой секции частотного диапазона. Это облегчило сведение, потому что стало меньше наложения с басом. Я также компрессировал бас, потому что он казался динамически неровным в секциях, где не использовался эффект искажения. Установив время атаки в 14мс, я был в состоянии сохранить атаку басовых нот. Финальная басовая нота прозвучала несколько раньше заключительного барабанного удара, и я подредактировал её, чтобы выдвинуть вперёд и создать больше впечатления от напряжённого окончания. Было также несколько очень незначительных ритмических ошибок в других местах трека, но это не умаляло «кайфа» от песни. Я немножко подстроил то место в начале песни, где томы играют сбивку, и оставил треки в покое.

Барабаны были вполне прилично записаны, за исключением того, что на треках томов имелось так много утечек от остальных барабанов, что гейт тут бы ничем не смог помочь: даже если вручную вырезать в редакторе все «загрязнённые» промежутки, то всё равно было бы слышно, как утечки пробираются наружу непосредственно на ударах томов. Моё быстрое и «циничное» решение было таким: изолировать удары и заставить замолчать всё, что не было том-томами, а затем применить функцию «Audio to Score», чтобы преобразовать удары в MIDI-ноты. Я должен был потом изменить параметры этих нот, чтобы они соответствовали моим сэмплам, но процесс был недолгим и позволил мне вызвать некоторые подходяще звучащие том-томы из сэмплера EXS24. Ими я заменил оригиналы. После смешивания с оверхэдами их звук стал казаться совершенно естественным. 

Гитара была записана, используя два близкорасположенных микрофона - Shure SM57 и Rode S1. Они оба использовались при сведении. Даже при том, что сигнал прошёл через усилитель, применялся плагин Logic Guitar Amp Pro, который дополнительно пригладил звук.

Прослушав бас-барабан в изоляции, я установил, что он испытывает недостаток глубины. Таким образом, я использовал эквалайзер, чтобы повысить частоты в районе 80Гц и 4кГц, которые подчеркнули удар и щелчок. Также, я сократил частоты в районе 180Гц, поскольку там я слышал неприятный «коробочный» обертон. Я обработал бочку гейтом, регулируя порог восстановления, чтобы получить естественный звук. У гейта была быстрая атака, с предвидением (lookahead) в 1мс. Это позволило началу каждого удара проходить через гейт неповреждённым. Также была использована небольшая компрессия. Чтобы добавить глубины, я экспериментировал с плагином Logic Sub Bass. Если использовать его экономно, то он даёт хорошее впечатление от другой, более низкой от оригинала, октавы. Я также обнаружил, что щелчок колотушки может быть усилен благодаря плагину Logic Exciter, приспосабливая его точное количество во время воспроизведения всего микса.

Я был очень рад, что Йон записал малый барабан двумя микрофонами (сверху и снизу). Это дало мне больше возможностей для «массажирования» звука. Именно малый барабан казался Йону через чур унылым. Я использовал гейт, чтобы очистить оба этих трека, и в дополнение к эквалайзеру на верхнем микрофоне применил Logic Exciter, чтобы добавить в звук больше хруста. Специально для малого барабана я настроил «plate reverb» (реверберационную пластину). Нижний микрофон поднял больше струн, чем верхний, и таким образом, он использовался, чтобы добавить в звук необходимую нахальность, для остальной части барабанного комплекта я использовал короткую и яркую room ambience-реверберацию, чтобы дать ей жизнь, но не заставляя её при этом казаться слишком уж «мокрой».

Звук оверхэдов оказался очень хорошим – чего трудно было ожидать при использовании бюджетных микрофонов в относительно маленькой студии. Я использовал широкое повышение от 10кГц, чтобы добавить блеск тарелкам, и небольшой спад в низах, чтобы очистить звук. Потребовалось также некоторое понижение в среднечастотном диапазоне, чтобы устранить коробочные призвуки. В итоге, весь комплект барабанов был назначен на собственную стереофоническую подгруппу. Так им можно было бы управлять единственным фейдером или обрабатывать как единый инструмент. Я решил не использовать трек окружения (микрофон Rode NT1000), поскольку окружение в маленьких студиях редко когда бывает «лестным».

Окно виртуальной микшерной консоли

Синтезаторы практически смешивались с гитарой, так что я рассмотрел их через призму синхронизированной с темпом задержки и оставил в покое. Однако, с ведущим вокалом пришлось забавляться гораздо дольше. Как обычно, я повесил на него компрессор, но также пришлось использовать и автоматизацию уровня, чтобы как положено усадить вокал в разных местах песни. Это всегда лучше, чем полагаться только на компрессию: автоматизация уровня настолько гибка, что Вы можете поднять или опустить отдельные слоги, если их громкость в чём-то Вас не устраивает. Для интереса, я решил испытать свой любимый slapback-эффект от плагина Platinumverb. Чтобы его получить, надо выставить, надо выставить время предзадержки приблизительно в 80мс. Потом Вы перемещаете слайдер early-reflections/reverb-tail (ранние отражения / хвост реверберации) до конца влево, чтобы были слышны только ранние отражения. Эта напряжённая связка отражений кажется более органичной, чем единственная slapback-задержка, и добавляет больше характера к звуку. Я использовал автоматизацию, чтобы увеличить эффект во время припевов. К этому я добавил нежную эквализацию и лёгкие мазки Exciter’ом выше 5кГц, чтобы подчеркнуть ощущение «воздуха» и помочь вокалу подняться над искажёнными гитарой и басом. Подобный, но не столь очевидный эффект использовался и на бэк-вокалах Ханны. Её партию я также обработал в Melodyne, чтобы немного скорректировать отклонения в высоте.

Сведение

Стоит указать, что окончательная настройка эквалайзеров и баланса на каждой из индивидуальных партий была сделана при совместном воспроизведении всех треков. Если Вы воздействуете на треки в изоляции, то в итоге можете обнаружить, что они не сидят вместе так, как Вы это планировали.

Сделав всю эту предварительную работу, мне оставалось только правильно сбалансировать между собой все элементы микса. Сначала я сбалансировал элементы барабанной установки, чтобы создать цельный звук, затем добавил к ней бас. Потребовались определённые усилия с манипулированием уровнем, чтобы удержать гитару во фронте микса, но не уменьшить при этом воздействие ритм-секции. В этом мне помог реально Guitar Amp Pro, который в нужную сторону изменил тональный характер гитарных треков. Я панорамировал эти треки, чтобы создать более широкую стереокартину. Совместно с автоматизацией уровня на вокалах, всё это заработало весьма прилично и дало ощущение живого исполнения, даже при том, что всё это явно было записано во множество проходов.

Мастеринг

Хоть это и не самая лучшая идея – делать мастеринг на изолированном треке, я всё-таки решил использовать Multipressor (также, как и Йон) и сопроводил его лимитером Logic Limiter. Так я хотел вытащить с трека максимальную громкость, но не допустить при этом клиппинга. Я выбрал установку с тремя полосами и точками раздела кроссовера 100Гц и 1,5кГц. Уровень середины был немного прибран, чтобы увеличить чувство ясности и громкости. Как обычно при мастеринге, я выбрал низкие отношения компрессии и низкие пороги, чтобы немного придавить весь динамический диапазон, а не жёстко душить только лишь высокие децибелы. Лимитер собирался отрезать по нескольку dB от пиков, но я не хотел, чтобы он стал слишком уж навязчивым. Это часто имеет место, когда используется чрезмерное лимитирование для достижения большой громкости.

Взгляд назад

В целом, меня порадовал мой микс, хотя я знаю, что у меня есть тенденция заставлять некоторые вещи казаться более «вежливыми», чем того изначально желал автор. Я послушал оригинальный микс Йона после завершения своей работы и был рад тому, что мне удалось придумать что-то немного другое, но при этом не слишком отдалиться от его оригинального замысла. Хотя пути, которыми мы приближались к вокальному звуку, были весьма различны.

Опубликовано в журнале «Sound on Sound» в июле 2007 года

Оригинал статьи и звуковые примеры здесь:
http://www.soundonsound.com/sos/jul07/articles/mixrescue_0707.htm

Перевод подготовил Бережной Вячеслав
www.unisonrecords.ru


Загрузка беседы