Джон Уолден: Подгонка темпа под живое исполнение в Cubase SX/SL

Подгонка темпа под живое исполнение в Cubase SX/SL

Опубликовано в журнале «Sound on Sound» в октябре 2005 года

Иногда клик может украсть жизнь из записи. Так почему ж нам не начать с живого исполнения?

Джон Уолден

Аудиофайл содержал партию ритм-гитары со свободными вариациями темпа. На первом MIDI-треке находятся «настуканные» ноты, которые отбивают четверти параллельно с этой гитарной партией. Этот трек был отредактирован так, чтобы MIDI-события точно совпадали с соответствующими событиями в аудиотреке. Второй MIDI-трек был создан, удаляя ноты со 2, 3 и 4 долей каждого такта. Таким образом, остались только сигналы целых нот.

У Cubase SX и SL есть определённый арсенал инструментария для работы с темпом. Например, для короткой аудиозаписи может использоваться Beat Calculator, который поможет Вам найти оригинальный темп записи. Он может быть принят как для всего проекта, так и может быть вставлен в Tempo track в виде изменений исходного темпа проекта. Beat Calculator включает в себя функцию Tap Tempo, которая позволяет вычислять средний темп фрагмента путём настукивания его во время воспроизведения (используется пробел или кнопка мыши). Эти функции очень полезны, но они предназначены, прежде всего, для коротких секций (возможно, несколько тактов), где темп является постоянным и требуется найти только лишь среднее его значение. 

Эти функции менее полезны, когда приходится иметь дело с более длинными фрагментами, внутри которых по каким-либо причинам происходят вариации темпа. Это касается одной из очевидных ловушек при работе с любой современной DAW – так легко установить темп в начала проекта, включить клик и затем по-рабски следовать за ним. В реальности же, любая живая музыка содержит некоторые изменения в темпе. Даже на очень тонком уровне (наравне с динамикой) это добавляет массу эмоционального воздействия на слушателя. Простой пример этого – небольшое увеличение темпа в припевах (относительно запевов), которое живая группа может сделать практически бессознательно. Так они усиливают общее эмоциональное содержание песни. Однако, если та же группа будет вынуждена следовать за фиксированным кликом при студийной записи, то им будет довольно трудно передать всю эту прелесть своей живой игры.

К счастью, у Cubase SX есть необходимые средства, чтобы создать карту темпа для записанного живого исполнения (хоть аудио, хоть MIDI). Вы можете забыть о внутреннем темпе Вашей секвенцерной программы и сделать запись от «души». В кчестве альтернативы, Вы можете использовать для основы запись репетиционной сессии (если она обладает правильным чувством). Вы можете построить на её основе карту темпа для более поздней студийной записи. Когда Вы сделаете такую карту, метроном (клик) будет полностью следовать за всеми вариациями Вашего темпа. Любые последующие MIDI-партии будут редактироваться и квантоваться согласно новой тактовой сетке. Вы сможете использовать все обычные инструменты, независимо от того, какие изменения происходят в музыкальном темпе. Так как же Вы можете стать хозяином, а не рабом своей секвенцерной программы?

Быстро, медленно, быстро, быстро, медленно

У Cubase VST были некоторые полезные инструменты для работы с темпом, которые отсутствуют в SX.


Темпо-трек должен быть активирован в транспортной панели, чтобы программа начала следовать за любыми изменениями темпа.

Инструмент «Merge Tempo from Tapping» (находится в подменю MIDI / Functions) предоставляет возможность использовать MIDI-клавиатуру для того, чтобы записать удары (биты), следующие за темпом записанной ранее партии. Cubase возьмёт эти MIDI-ноты и на их основе автоматически построит карту темпа (Tempo Map) в своём темпо-треке. В зависимости от того, насколько точно Вы играли с ней, может понадобиться точная подстройка получившейся карты. Инструмент «Time Warp» поможет Вам поместить аудиоклип точно в тактовую сетку.

Диалоговое окно «Merge Tempo from Tapping»

Для этого примера я использовал отдельную партию ритм-гитары, записанную непосредственно в SX через прямое включение. Я преднамеренно играл с некоторыми незначительными темповыми вариациями в основном теле партии. Потом я ускорил темп, а на коде сделал постепенное замедление. При записи стояло стандартное значение 120BPM. Чтобы можно было работать с темпом, Вы должны включить темпо-трек в транспортной панели. 

Некоторые типы аудиозаписей облегчат Вам эту работу – с полной записью группы работать гораздо легче, потому что Вы можете следовать за барабанщиком, который держит и задаёт ритм (о, мы на это надеемся!) для всей группы. Чем острее транзиенты на аудиозаписи, тем легче следовать за её таймингом и легче определить точное положение ударов. В моём примере Вы можете увидеть, что индивидуальная гитара или совместное исполнение гитара / вокал тоже могут работать прекрасно, если в гитаре имеется отчётливый ритмический компонент. Однако, безотносительно того, какую форму имеет живое исполнение, удостоверьтесь, что нет проблем с ритмичностью как таковой. Если партии сыграны коряво, имеются неадекватные изменения темпа (да ещё и в партиях разных инструментов), то Ваши попытки сделать карту темпа для такого исполнения вряд ли окажутся особо успешными.

Выдвини меня, потяни меня

Метод, в общих чертах описанный здесь, работает очень хорошо, но в некоторых случаях бывает довольно трудно построить карту темпа, которая точно воссоздаёт правильное чувство. Вышеописанный процесс достаточно сильно зависит от наличия острых переходных процессов, на основе которых расставляются MIDI-ноты (на слух настукиванием, или визуально, редактируя расположение нот или используя Time Warp).

Это предполагает, что такие транзиенты находятся точно на бите (ударе). Это не применимо в тех ситуациях, где ноты (события) в живой записи акцентированы или смещены относительно своей внутренней битовой сетки. В этих случаях, может потребоваться гораздо больше работы с инструментом Time Warp, чтобы создать карту, пригодную для работы с такими ритмическими изысками.

Doolally Tap

В следующем шаге требуется создать новый MIDI-трек. Вы должны слушать записанное живое исполнение и синхронно с ним записывать биты на этот MIDI-трек. Чтобы облегчить работу, я обычно соединяю его с каким-нибудь барабанным модулем – реальным или виртуальным. Для нашего примера я использовал Groove Agent.

Как мы увидим через мгновение, функция «Merge Tempo from Tapping» может работать с нотами различных музыкальных интервалов. Для большинства людей, четвёртые ноты (на каждом ударе в такте) или целые (только на первом) будут самыми удобными. В большинстве случаев, четвёртые ноты служат хорошей отправной точкой. Однако, стоит использовать другую продолжительность нот для первого удара, чем для ударов 2, 3 и 4. Это означает, что целые ноты могут быть легко извлечены и помещены в другой трек. Так Вы сможете увидеть, создают ли целые ноты корректную карту темпа для Вашей живой записи. Независимо от того, какой интервал используется, неплохо будет «настучать» несколько тактов после окончания Вашего референсного материала. Так Вы избежите любых внезапных скачков к темпу, выставленному по умолчанию.


Эта карта темпа была создана на основе четвёртых нот. Как Вы можете заметить, основной паттерн темповой вариации всё ещё нуждается в некотором редактировании.


Эта вторая карта была создана но основе целых нот. Более ранние такты кажутся немного более гладкими, и, вероятно, для них потом потребуется меньше редактирования. Однако, постепенное уменьшение темпа между тактами 47-57 потребует к себе больше работы, поскольку это не кажется столь же гладким, как в версии на основе четвёртых нот.

Большинству из нас нравится думать, что мы сможем мастерски чётко и ритмично сыграть с другим музыкальным исполнением. Но зачастую, записанные «MIDI-настукивания» нуждаются в небольшом редактировании и уборке, чтобы улучшить синхронизацию между ними и оригинальным живым исполнением. Хотя, этот шаг может быть пропущен, и любая небрежность может быть поправлена инструментом Time Warp. Но я нахожу полезным потратить немного времени, чтобы подредактировать свою игру в этом MIDI-треке. Самый эффективный способ – использовать режим «Edit In Place» (редактирование на месте). Он позволяет Вам одновременно наблюдать и аудио и MIDI-трек, и поможет визуально согласовать ноты с соответствующими аудиособытиями (при редактировании не забудьте отключить режим «Snap»).

Когда Вы сделали редактирование, то выберите трек с Вашими «настукиваниями» и войдите в подменю MIDI / Functions / Merge Tempo from Tapping. Это откроет диалоговое окно. Есть только два доступных параметра настройки. Во-первых, Вы указываете музыкальный интервал своих «настукиваний»; и во-вторых, Вы можете выставить пометку в окошке «Begin at Bar Start» (Стартовать с начала такта). Его название предполагает, что первая MIDI-нота (которая должна совпасть с первым ударом первого такта живого трека) будет помещена в начало такта в создаваемой карте темпа.

После этого требовалось только нажать ОК, и Cubase мгновенно сделал необходимые вычисления, создал карту темпа в пределах живого исполнения и поместил её в темпо-трек. Для нашего проекта я сделал две карты: одна основана на четвертях, другая – на целых нотах. Как Вы можете заметить, широкие паттерны весьма подобны, но поскольку процесс создаёт точку темпового изменения для каждой ноты, то версия с четвертями выглядит несколько загромождённо. Но учитывая, что скачки (изменения) темпа помещены в каждую точку темповой линейки (используется термин «кривая» - curve), то четвёртые ноты могут привести к более корректному результату.

Самый простой способ оценить точность темповой карты или сравнить работу разных карт состоит в том, чтобы заставить барабанный модуль следовать за картой темпа и играть одновременно с живым треком. Я использовал Groove Agent.

Один – два – три - четыре

Не все виды музыки извлекают выгоду из изменений темпа. Очевидный пример этого – некоторые танцевальные стили, которые требуют жёстко неподвижного темпа. Даже если вы всё забили в секвенцере, Вы всё равно можете добавить пару единиц BPM в припевах и посмотреть, что из этого получится. Лучше всего настроить такую темповую структуру до того, как будет записан живой звук (например вокал). Хотя, если вариации темпа не слишком большие, то Вы сможете использовать инструменты для сжатия / растягивания аудиоданных, чтобы сделать такие изменения уже после записи живого звука.

Деформация

Хорошо, если вышеописанные манипуляции привели к отличным результатам на протяжении всего трека. Но если есть секции, где новая карта темпа не синхронизируется с таймингом оригинального исполнения, то Вам поможет разумное использование инструмента Time Warp.


Инструмент Time Warp может использоваться для любого заключительного детального редактирования темпа. Заметьте, что первый удар в такте 2 находится точно на начала такта, в то время как такт 3 начинается немного раньше. При помощи Time Warp Вы можете подтянуть вправо начало третьего такта, чтобы оно совпало с соответствующим начальным транзиентом в аудиотреке. Такую же операцию можно сделать и в других проблемных местах. Увеличив масштаб отображения, Вы сможете сделать очень точную подстройку начала каждого такта.

Вы можете использовать Time Warp, чтобы сделать карту темпа вообще на пустом месте (без «набитого» MIDI-трека). Вам потребуется только лишь идентифицировать первый удар каждого такта на живом треке и подтянуть к этим ударам соответствующие битовые линии. Однако, если живой фрагмент имеет достаточно большую продолжительность, то этот метод отнимет у Вас очень много времени. Лучше всего использовать Time Warp в комбинации с Merge Tempo from Tapping.

Время находится на Вашей стороне

Многие элементы объединяются вместе и создают музыку, которая затрагивает внимание и чувство слушателя. Для многих музыкальных стилей изменения темпа – тонкие или абсолютно драматические – являются важной частью их эмоционального содержания. Очень много музыкантов используют сейчас цифровую технологию в качестве основы для своих студий, и многие из них впадают в зависимость от шаблонов и штампов, которые она предлагает. На основе моего примера Вы должны понять, что возможности, которыми обладает Cubase SX, помогут Вам сбросить эти путы.Вы не всегда должны подчиняться фиксированному темпу. Запишите живой образцовый трек для Вашей песни и заставьте Cubase следовать за ним. Будьте хозяином…

Опубликовано в журнале «Sound on Sound» в октябре 2005 года

Перевод подготовил Бережной Вячеслав
www.unisonrecords.ru


Загрузка беседы