Как сделать широкий микс (из журнала Computer Music)

Стерео – один из самых полезных, но в тоже время часто пропускаемых аспектов музыкального производства. По сравнению с моно, стерео не только даёт более богатое впечатление от прослушивания музыки, усиливая ощущение детализации, пространства и глубины, но и предоставляет звукоинженерам больше вариантов для взаимного балансирования источников в миксе – не говоря уж об его огромном художественном потенциале.

На протяжении нескольких последних десятилетий, стерео было нормой музыкального производства, и в нынешние дни его актуальность только возросла. У виниловых пластинок были врождённые ограничения, препятствующие полному раскрытию всех возможностей стереозаписи, но, поскольку сейчас музыка производится и потребляется преимущественно в цифровой форме, современное музыкальное производство начало усиленно эксплуатировать возможности, предоставляемые стерео. Кроме того, всё больше музыки прослушивается исключительно в наушниках, что позволяет ощутить (а производителям – создать) ещё более впечатляющие и изысканные стереоэффекты, нежели при воспроизведении через громкоговорители.

Итак, стерео – это существенный аспект любого трека. Однако, если Вы хотите создать действительно широкое, обволакивающее и мощное звучание, соответствующее профессиональным критериям, то простого панорамирования явно недостаточно. Здесь уже потребуется освоить различные технологии психоакустической обработки, позволяющие изменить воспринимаемое слухом положение в пространстве, уровень или яркость трека. Кроме того, Вы должны будете научиться выявлять и решать проблемы, связанные со стереофоническим представлением и обработкой звукового материала.

В этой статье мы познакомим Вас с различными трюками и методами обработки, нацеленными на усиление стереофоничности звучания. Мы рассмотрим основы панорамирования, использование расширителей стереобазы, инверсии фазы, обработки по технологии Mid/Side и «двойное моно», и многое другое. Вы научитесь полностью контролировать сигналы (лево, право и центр), и поймёте важность такого аспекта, как моносовместимость. Итак, приступим.

Панорама

Системы стереофонического воспроизведения разрабатывались с целью предоставить слушателям более правдоподобную и живую звуковую картину, нежели при прослушивании через единственный монофонический громкоговоритель. Это достигается благодаря использованию двух колонок. Если сигнал воспроизводится, скажем, только через левый канал, то мы слышим звук, приходящий с левой стороны стереополя – то есть, непосредственно из левого динамика. Однако, если один и тот же сигнал воспроизводится в левом и правом каналах, то мы уже не можем услышать два звука, приходящих с обеих сторон – мы воспринимаем его как один звук, приходящий из точки, расположенной между громкоговорителями. Это называется фантомным центром, и является одним из самых общих и очевидных психоакустических эффектов. Панорамирование – основной инструмент для манипуляций со стереополем, который позволяет перемещать воспринимаемую слухом фантомную позицию, изменяя относительный уровень звука в левом и правом каналах.

Таким образом, мы столкнулись с фундаментальным принципом стереозвука: иллюзия стереофонического пространства создаётся благодаря различиям в сигналах, пришедших с правого и левого громкоговорителей. Простая разница в уровнях (панорама) наиболее легка к пониманию, но Вам стоит помнить, что абсолютно любые различия между левым и правым каналами окажут то или иное влияние на стереоэффект. Поэтому, можно создавать сверхширокие эффекты, помещая в левый и правый каналы немного отличающиеся версии одного трека. Классический пример – это гитарный дабл-трек, где гитарист дважды играет одну и ту же партию, и записанные дорожки жёстко панорамируются в противоположные стороны. Тонкие ритмические, высотные и фазовые различия заставляют её звучать как одна огромная и суперширокая гитара.

Конечно, все эти способы усиления стереоэффекта важны и полезны, но не стоит забывать и о тех возможностях, что предоставляет обычное панорамирование. Оно помогает получить больше пространства для размещения инструментов в миксе, создать ощущение презенса, размера и реализма.

Задержка

Стереофоническая задержка создаёт повторы сигнала, и очевидный трюк, благодаря которому можно получить ощущение ширины – это панорамировать задержанные копии. Тем не менее, старайтесь, чтобы исходные и задержанные звуки не сталкивались друг с другом. К примеру, если Вы используете стереодилэй на малом барабане, и один из панорамированных повторов точно совпадёт с сухим ударом, то оба звука сложатся вместе, и будет казаться, что удар просто стал громче и сместился в сторону. Этого можно избежать, тонко изменяя некоторые параметры исходного или задержанного сигналов (ритм, высоту, тембр), а также используя время задержки, не очень жёстко привязанное к темпу композиции. Здесь поможет использование плагинов, эмулирующих ленточные дилэи, поскольку обычно они имитируют износ ленты (понижение уровня высоких частот) и используют частотную модуляцию.

Создаём стерео при помощи пинг-понг-дилэя

1. Чтобы продемонстрировать эту технику, мы выбрали монофонический трек пианино (файл Piano100.wav), поскольку у него относительно широкий частотный диапазон, ясно слышимый сустейн и чёткая атака (транзиенты). 

2. В нашем случае, темп составил 100 BPM. Вставим базовый стереодилэй, установим параметры panning/spread на максимум и отключим все фильтра. Используя Cubase Delay, мы оставим регуляторы Feedback и Mix по умолчанию в среднем положении. Исходная задержка 100 мс создаёт стереофонию, но звучание будет грязным.

3. Синхронизированная с темпом задержка - достаточно очевидный выбор, поскольку это гарантирует ритмичные, музыкальные повторы. Но с какими интервалами они должны быть? Наша цель в том, чтобы увеличить воспринимаемую ширину звука, но синхронизация по 8-м нотам тоже создаёт мешанину, заставляя предыдущие ноты маскировать последующие. 

4. Синхронизация по 16-м нотам звучит намного лучше, поскольку она оставляет место для оригинального моносигнала (собственно говоря, параметры задержки будут зависеть от исходного материала). Задержка не только расширяет звучание, но и создаёт ощущение пространственной перспективы (ближе – дальше). Регулятор Mix установим на 25%, чтобы не потерять оригинальный звук из фокуса. 

Создаём стерео при помощи эффекта Хааса

1. Для данного примера воспользуемся тем же самым пианино. Однако, на сей раз, проявим больше уважения к оригинальному ритму партии и попробуем получить более широкий стереоэффект, чтобы освободить центр для другого элемента – например, вокала.

Эффект Хааса заключается в том, что копии сигнала из левого и правого каналов приходят к слушателю с очень небольшой задержкой относительно друг друга – обычно, менее 30 мс. Подобный эффект можно получить при помощи практически любого стереодилэя. Используем Cubase PingPongDelay, установив параметры Delay на 30 мс, Feedback на 0, Spatial и Mix на 100. Звучит довольно неуклюже, но наша следующая задача состоит в том, чтобы отыскать правильное время задержки.

2. После дилэя вставьте плагин, преобразующий сигнал в моно, или используйте регулятор панорамы в дилэе, чтобы отправить повторы строго в центр. Если в моно Вы слышите двоение звука, уменьшайте задержку, пока не получите приемлемое звучание. Помните, что чем больше время, тем шире эффект. Когда звучание Вас устраивает, переключитесь обратно в стерео. 

>Не забывайте о моносовместимости

В наши дни, вопрос моносовместимости не вызывает столько беспокойства, как 50 лет назад, но монофонические системы всё ещё очень распространены. Например, мобильные телефоны и планшетные компьютеры обычно снабжены только монофоническими динамиками, теле- и радиовещание тоже часто ведётся в моно, многие клубные и концертные системы звукоусиления также работают в моно. Поэтому, не будет лишним в процессе работы проверять свои миксы на моносовместимость. Многие расширители стереобазы имеют функцию прослушивания в моно, поэтому, не так уж сложно загрузить такой плагин в мастер-шину (конечно, отключив всю обработку) и периодически нажимать в нём соответствующую кнопочку.

Создаём стерео при помощи реверберации и ранних отражений

1. Давайте посмотрим, как при помощи реверберации можно создать пространство и ширину в изначально монофоническом материале. Загрузим файлы Kick138.wav, HiHat138.wav, Snare138.wav, Pad138.wav, SubBass138.wav, MidBass138.wav и Lead138.wav. Заметьте, как плоско звучит микс. 

2. Воспользуемся великолепным ревербератором ValhallaDSP ValhallaRoom. Для обработки большого барабана возьмём пресет LargeAmbience из категории Ambiences, и установим ползунок Mix на 10%. Это даст инструменту лёгкий и очень музыкальный привкус стерео.

3. Теперь займёмся хэтом. Используем пресет Short Gate из категории Gated. Ползунок Mix поставим на 25%. Это реально расширяет звук, не мешает транзиентам и помогает создать больше места в центре стереополя.

4. Для обработки малого барабана возьмём пресет Medium Gate (также из категории Gated). Заметьте, что гейт-реверберация расширяет хвост звука, но при этом никак не затрагивает его атаку. Даже при микроскопическом уровне (5%), реверберация добавляет новые волшебные краски.

5. Синтезаторный подклад не имеет такой выраженной атаки, как перкуссионные звуки. Поэтому, мы просто вставим плагин с теми настойками, что предлагаются по умолчанию, и установим значение Mix на 100%. Тембр не особо изменяется, зато появляется ширина. 

6. Часто говорится, что бас должен микшироваться в моно, хотя, современные басовые звуки лежат больше в области средних частот, нежели баса как такового. Суббас действительно лучше всего работает в моно, но в данном случае у нас есть отдельные суб- и мид-басовые партии, и поэтому мы сможем прибегнуть к стереообработке. Добавим к мид-басу немного ранних отражений, используя пресет LargeWoodRoom. Установим параметры Depth на 0% и Mix на 25%.

7. С отрывистым звучанием лидирующей партии будет прекрасно сочетаться плотная гейт-реверберация. Используем пресет Short Gate и установим Mix на 20% - вполне достаточно в контексте заполненного микса. Короткий хвост этого пресета не будет заполнять промежутки и смазывать звучание. 

8. Теперь давайте отключим все эффекты и напомним себе, каким плоским и безжизненным был микс до того, как мы начали использовать реверберацию. Разница просто потрясающая! Включим всё обратно, и, возможно, поэкспериментируем с панорамой инструментов, чтобы улучшить баланс. Не исключено, что некоторые эффекты будут преобладать в какой-то из сторон, поэтому следите за индикацией. 

Модуляция

Многие популярные модуляционные эффекты создают панорамированные задержанные копии сигнала, и затем модулируют их частоту в противоположных направлениях при помощи низкочастотного генератора (LFO). Комбинация таких параметров, как обратная связь, скорость и глубина LFO, форма модуляции и распространение в пространстве, определяет, как будет воспринят эффект – как задержка, хорус или что-то ещё.

Если Вы хотите использовать подобные эффекты для расширения стереофонии, то должны поближе познакомиться с их характером и возможными побочными эффектами. Требуется тщательно решать, с какими звуками использовать, а с какими нет. К примеру, завывающий флэнжер вряд ли будет полезен для вокала, но зато на искажённой барабанной петле будет звучать просто замечательно. С опытом Вы научитесь использовать самые разные модуляционные эффекты, чтобы незаметно, но действенно управлять шириной звуков в своих миксах.

Создаём стерео при помощи хоруса

1. Здесь мы покажем, как можно использовать хорус, чтобы создать искусственное стерео из монофонического сигнала. Для данного примера воспользуемся записью пианино (файл Piano118.wav).

2. Загрузим плагин ValhallaDSP UberMod и выберем пресет DiffChorus из категории Chorus. Это достаточно простой двухотводный хорус с диффузией. Ползунок Mix установим примерно на 33%. 

3. Мы считаем, что ощущение легкой расстройки – это нужный побочный эффект. Помните, что наша цель здесь – ширина, и частотная модуляция задержанного сигнала одна из её важных предпосылок. Давайте на всю поднимем ползунки Depth и Width, чтобы получить исключительно широкий и богатый эффект. Сравните теперь результат с оригинальным сухим звуком!

Создаём широкий стереохорус вручную

1. На сей раз, мы попробуем получить широкий и богатый эффект, не используя никаких специализированных плагинов-хорусов. Нам потребуется вручную обработать несколько версий одного звука, но благодаря мощному и прецизионному оффлайновому инструментарию это будет не трудно. Снова загрузим монофоническое пианино Piano118.wav и сделаем ещё две копии этого файла (всего получится три канала). 

2. Обработаем первую копию питч-шифтером, изменив её высоту на +10 центов. Проделаем аналогичную манипуляцию с другой копией, но высоту изменим на -10 центов. 

3. Теперь панорамируем обработанные копии в противоположные стороны. Тут следует поэкспериментировать с тем, в какую из сторон какой канал направить, ибо в общем контексте микса это может иметь довольно большое значение. 

4. После этого, понизьте уровень обработанных каналов на одинаковую величину (в нашем случае, -6dB было достаточно). Цель состоит в том, чтобы обогатить и расширить оригинальный сигнал, но при этом скрыть любые артефакты питч-шифтинга. 

Фаза и противофаза

При записи живых инструментов Вы можете использовать пару микрофонов, чтобы раздельно захватить правый и левый каналы. Результат не обязательно получится абсолютно реалистичным, поскольку микрофоны «слышат» не так, как наши уши, но чем сильнее сигналы в каждом канале будут отличаться друг от друга, тем больше ширины будет на записи.

Подобные различия можно получить благодаря правильному позиционированию микрофонов, и выбор расположения зачастую очень сильно зависит от личного художественного вкуса и пристрастий. Расстояние и угол, под которым расположен микрофон относительно источника, оказывают колоссальное влияние на то, что в итоге будет записано. Кроме того, важную роль играет само помещение, в котором проводится запись.

Обычно, при стереозаписи используются подобранные пары микрофонов от одного производителя, хотя, в некоторых случаях, Вы можете специально брать разные модели микрофонов и/или предусилителей, чтобы усилить различия между каналами.

Используя при записи одновременно более одного микрофона, не забывайте о таком явлении, как противофаза. В принципе, сфазировать записанные каналы несложно – достаточно увеличить масштаб в DAW и вручную подвигать нужные треки, чтобы получить согласованные тайминги волновых форм. Тем не менее, фазировка не всегда гарантирует более качественное звучание. В некоторых случаях, оригинальный несфазированный материал звучит лучше. Поэтому, больше полагайтесь на слух, а не на то, что показывает дисплей DAW.

Изучаем противофазу

1. Если Вы инвертируете фазу звукового сигнала, то его волновая форма просто перевернётся относительно своей горизонтальной оси, и на слух мы не заметим никакой разницы. На этом основан старейший способ расширения стереобазы, а именно – переворот фазы в одном из каналов. Для примера возьмём фоновый звук Pad90.wav.

2. Загрузим его в DAW и сделаем ещё одну копию. Теперь, панорамируем дорожки в противоположные стороны. Звучит по прежнему в моно, но если нажать кнопку инверсии фазы в одном из каналов, то сразу получите дезориентирующий и сверхширокий стереоэффект. 

3. Если теперь панорамировать каналы обратно в центр или вставить плагин, преобразующий сигнал в моно, то мы увидим, что звук полностью исчез! Плюс и минус в сумме дали ноль – то есть, тишину. Вряд ли Вам захочется, чтобы такое произошло в Вашем миксе. Но мы показываем это, чтобы Вы поняли потенциальную опасность такого явления, как противофаза. 

Обработка «двойное моно»

1. Теперь мы знаем, что случится, если панорамировать две идентичные копии звука, и что будет, если инвертировать в одной из копий фазу. Давайте же изучим более нежный подход к расширению, используя отличающиеся эффекты на каждом из каналов. Снова обратимся к файлу Pad90.wav, сделаем две копии и панорамируем их в противоположные стороны. 

2. Во-первых, давайте изменим спектр левого канала. Воспользуемся плагином PhiltaCM с пресетом Vintage Phaser Lite. Он сделает дырку в частотном спектре, заодно затронув и фазу. Эти фазовые различия между двумя нашими каналами создадут ощущение ширины.

3. А правый канал обработаем совершенно по-другому и воспользуемся ревербератором ReverberateCM с пресетом Smaller Room. Обратите внимание, что тембр инструмента практически не изменился, зато в нём появилась ширина. Более радикальные эффекты ещё сильнее расширят звучание. 

4. Давайте немного усилим стереоэффект, добавив лёгкое и медленное вибрато в левый канал (хотя, с таким же успехом это можно сделать и в правом). Voila! Короче говоря, простор для экспериментов тут просто безграничен: Вы можете использовать любые самые причудливые цепочки эффектов – всё зависит от Вашего личного вкуса. 

Аранжировка и общий поток

Со временем, Вы научитесь находить специфические моменты в аранжировке, где желательно изменение общей ширины звучания. К примеру, Вы можете уменьшать ширину во время переходов к кульминационным участкам песни, чтобы в нужный момент поразить слушателей широким и контрастным звучанием, усилив их эмоциональное воздействие (аналогичное правило зачастую используется в связке запев-припев).

Либо, Вы можете сделать всё наоборот, создавая в процессе развития песни всё большую ширину, пока звуки не станут огромными и неустойчивыми. И в определённый момент (например, в брейкдауне), схлопнуть всё обратно.

Собственно говоря, далеко не всегда требуются столь явные изменения ширины. Зачастую, даже мизерные вариации играют значительную роль. К примеру, Вы можете сделать так, чтобы атака малого барабана была чёткой, жёсткой и находилась в центре, а хвост распространялся по бокам. В результате, общий звук инструмента будет занимать меньше места в центре микса. Знание подобной техники позволит придумать решения для звуков, одновременно нуждающихся и в устойчивом центральном компоненте, и в ширине.

Трюки с автопаннером

1. Для этой демонстрации мы используем шумовой эффект-развёртку Sweep128.wav. Это типичный звук, часто используемый в современных треках при переходах от одной секции к другой. Такие звуки должны аккуратно сидеть в миксе, так что размещение их в стереопространстве является достаточно важным аспектом. Для его обработки воспользуемся плагином Diversion FX CM.

2. По умолчанию, звук идёт на шину BUS1, в которой имеется регулятор панорамы Pan. Щёлкнем по нему правой кнопкой мыши, появится пункт Add modulation, где мы выберем LFO1. Теперь активируем LFO1, расположенный в середине интерфейса, полностью вывернем регулятор Amount и в матрице модуляции (Mod Matrix) установим уровень +50. В результате этих манипуляций возникнет постоянное движение из одной стороны стерео в другую. 

3. Треугольная волна, по умолчанию используемая в LFO1, даёт не очень убедительное движение по панораме. Замена её на синусоиду сразу приводит к более широкому и заметному эффекту. По сравнению с треугольной волной, синусоида больше времени проводит по сторонам и быстрее проходит центр. Кроме того, она более плавно меняет направление. Ну а скорость (Speed) установите на свой вкус.  

4. Если Вы хотите более грязное и хаотичное звучание, попробуйте выбрать волновую форму Rand Slide и установить параметр Speed на 50 мс. Это создаёт быстрое и хаотичное движение по панораме. Если подобный эффект добавить с очень небольшим уровнем сразу к нескольким звукам, то можно увеличить общую ширину и глубину всего микса, при этом автопаннер будет практически невозможно идентифицировать. Эти эффекты лучше всего работают с неударными звуками, таким, как подклады и развёртки (свипы). 

Теория M/S-обработки

Обычно, мы работаем со стерео, представляя его в форме правого и левого каналов (L/R). Тем не менее, есть ещё один двухканальный формат представления стереозвука, называемый M/S или Mid/Side. Благодаря этому формату, мы можем независимо управлять монофоническим (М) и стереофоническим (S) компонентами аудиосигнала. При помощи соответствующих плагинов (например, Voxengo MSED), Вы сможете легко превратить L/R-формат в M/S, и наоборот. Кроме того, многие эквалайзеры и компрессоры имеют встроенную M/S-матрицу, что позволяет осуществлять такую обработку, не прибегая к сторонней помощи.

В этом абзаце мы попробуем помочь Вам понять, как преобразовать обычный стереосигнал M/S-формат. Так вот, M – монофонический сигнал, представляющий собой сумму правого и левого каналов. При таком сложении, центральные звуки вдвое увеличиваются в громкости, панорамированные звуки ослабляются, а элементы, находящиеся в противофазе, полностью исчезают. S – это стереофонический или пространственный компонент сигнала. Представляет собой разницу между левым и правым каналами. При вычитании, все центральные звуки исчезнут, жёстко панорамированные останутся на исходном уровне, а 100%-противофазные сигналы вдвое усилятся.

M/S может быть декодирован обратно в L/R, пользуясь тем же самым программным обеспечением. В процессе преобразования не происходит никаких потерь качества. Не забывайте, что M/S не изолирует материал, находящийся в фантомном центре.

M/S-эквализация

1. В этом примере мы попробуем изменить баланс между mid и side компонентами при помощи эквалайзера. Для этой цели мы выбрали плагин FabFilter Pro-Q, хотя подойдёт и любой другой эквалайзер, имеющий M/S-матрицу. Загрузим файл HardcoreJungle.wav и вставим в его канал эквалайзер. 

2. Активируем встроенный анализатор спектра и изменим режим отображения на Pre+Post. Затем перейдём в меню Resolution и выберем пункт Maximum для повышенной детализации. Теперь войдём в меню Speed и выберем пункт Fast для быстрой визуальной реакции. 

3. Активируем M/S-режим (в нижней части меню Channel Mode просто выберите Mid/Side). Теперь Вы можете независимо обрабатывать каналы, переключаясь соответствующими кнопками. Для начала, переключимся на канал М, и уберём грязь в низкой середине. 

4. Теперь попробуем другой подход: при помощи полочного фильтра поднимем яркость в S-канале. Это может быть полезно, поскольку многие инструменты имеют потенциальные претензии на место в высоких частотах. Не забывайте, что усиление этих частот в Side-компоненте (и сопутствующее расширение в стерео) может привести к их же ослаблению при монофоническом суммировании. Такая вот палка о двух концах. Поэтому, не увлекайтесь. 

Многослойное конструирование

Если Вы хотите увеличить стереобазу звука, но при этом не хотите затрагивать его никакими обработками, можете попробовать добавить более широкий слой, исполняющий те же самые ноты. Подобная техника также может использоваться, если требуется добавить стереофонию к монофоническому источнику. Многие синтезаторы позволяют делать такие вещи, используя режим унисона, где можно определить количество голосов, степень расстройки между ними, а также распределение голосов по панораме

Собственно говоря, даже самый широкий унисон в одном синтезаторе зачастую не даёт нужной ширины. Поэтому, если есть потребность в максимально возможной ширине, можно взять два разных синтезатора, накрутить в них унисон (при этом отключив распространение голосов по панораме) и отправить в противоположные стороны. Для усиления эффекта, можно попробовать ввести между этими двумя синтезаторами небольшие расхождения в высоте и фазе.

Нетрудно заметить, что три голоса в унисоне звучат толще, чем два, а четыре – толще, чем три (и так далее). Тем не менее, с осторожностью добавляйте новые голоса, поскольку это может вызвать разрушение общей структуры звука (речь идёт об унисоне внутри одного синтезатора). В большинстве инструментов, чем больше голосов задействовано в унисоне, тем ближе по высоте они находятся друг к другу. Так вот, когда голоса слишком близко, начинает проявляться эффект противофазы, ослабляющий общую плотность звучания. Поэтому, старайтесь не использовать голосов унисона больше, чем действительно необходимо.

Синтезируем стереофонический тембр

1. Лучший способ плучить хорошее звучание микса – это использовать правильные звуки из правильных источников. И создание широкий стереофонических звуков непосредственно в синтезаторах хороший тому пример. Фундаментальная основа – это панорамирование элементов внутри синтезатора (если инструмент не способен на это, можно использовать несколько его копий и панорамировать их). Воспользуемся синтезатором Native Instruments FM8. Откроем страницу Ops в секции Expert.

2. Оператор F по умолчанию генерирует синусоидальную волну. Сделаем в нём обратную связь, щёлкнув и потянув квадратик сверху оператора. При значении 42 оператор генерирует тусклую пилообразную волну. Выходной уровень установим на 100. 

3. Временно отключим F, щёлкнув по нему правой кнопкой мыши. Теперь активируем оператор E, установив выходной уровень 100 и обратную связь 45. Из-за более высокой обратной связи, его звучание будет немного ярче. Ключевой момент здесь в том, что мы сгенерировали два похожих с небольшими различиями пилообразных тона. 

4. Включим F, и панорамируем оба оператора в противоположные стороны (-99 и 100 в основании FM-матрицы). Теперь, для оператора E установим параметр Ratio на 1,0005, а для оператора F – на 0,9995. Это создаст тонкое высотное различие между ними. 

5. Мы можем усилить эти различия. Активируем операторы С и D, и в обоих установим значение Ratio на 2,000. Теперь, заставим D модулировать Е (уровень модуляции 5), а C – модулировать F (с уровнем 9). Таким образом, у них будет примерно одинаковая модуляция, но с немного отличающимся уровнем. Эффект от этих манипуляций должен немедленно сказаться на ширине стереобазы. 

6. Добавим пару заключительных штрихов. Откроем страницу Master и установим количество унисонных голосов на 5. Ползунок Detune поднимем до 70. Это сделает звучание ещё шире, но мы можем пойти далее и поднять ползунок Unison Pan полностью до 100. 

СОВЕТЫ И ТРЮКИ

РЕШАЙТЕ ЧАСТОТНЫЕ КОНФЛИКТЫ
Зачастую, если одновременно играет несколько инструментов, возникает такое явление, как частотная маскировка. Выражаться она может в разной степени – от лёгкого ослабления читаемости до полной неразборчивости инструмента в миксе. Возможно, самое простое решение – это обычное панорамирование, хотя, и более продвинутые методы, описанные в этой статье, тоже неплохо справятся с этой проблемой. 

Проблема частотной маскировки может быть облегчена простым панорамированием одной или нескольких конкурирующих партий.

РАБОТАЙТЕ В ПОМЕЩЕНИЯХ С ПРАВИЛЬНЫМ АКУСТИЧЕСКИМ ОФОРМЛЕНИЕМ
Плохая акустика рабочего места препятствует Вашей способности делать правильные оценки и принимать решения по поводу звучания микса. Конечно, если у Вас хорошие мониторы – это уже неплохо, но не менее важную роль играют акустические свойства самого помещения. Если Вы считаете, что мониторы врут, то прежде, чем начать копить деньги на новую дорогую модель, тщательно изучите их расположение и акустическое оформление своей студии. Не исключено, что после этого надобность в новых мониторах просто отпадёт.

ПРОВЕРЯЙТЕ «ВНЕОСЕВОЕ» ЗВУЧАНИЕ
Не забывайте, что зачастую люди слушают музыку в условиях, далёких от идеала. Не всегда имеется возможность устроиться перед колонками в зоне идеального прослушивания. Поэтому, иногда проверяйте свой микс как бы стороны, и слушайте, как изменяется звучание при различных углах относительно громкоговорителей.

ПРОВЕРЯЙТЕ, КАК ЗВУЧИТ МИКС В НАУШНИКАХ
Не стоит забывать, что многие люди сейчас предпочитают слушать музыку в наушниках. Поэтому, необходимо чтобы и Ваш материал звучал в них достойно. Кроме того, наушники могут позволить выявить некоторые нюансы в звучании, не особо очевидные при прослушивании на мониторах.

ДЕРЖИТЕ САМЫЕ НИЗКИЕ ЧАСТОТЫ В МОНО
Как правило, желательно ограничивать стереофонию в низкочастотном диапазоне. Вы найдёте, что микс становится более плотным, если, по большей части, в моно находится всё, что ниже 200 Гц (или около того).

ИСПОЛЬЗУЙТЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СЛУХА
Высокие частоты обычно ассоциируются с презенсом и ясностью. Частично это объясняется тем фактом, что высокочастотные звуки быстрее затухают в воздухе, поэтому, на дальних расстояниях мы уже их просто не слышим. Этим свойством пользуются звукоинженеры, увеличивая яркость тех элементов, что должны казаться ближе к слушателю, и делая более тусклыми те, что требуется отдалить. Увеличение стереобазы тоже способствует иллюзии презенса и ясности. Таким образом, расширяя стереобазу высокочастотных звуков, Вы можете добиться нужной яркости и при этом избежать значительного усиления высоких частот в своём миксе. 

Если Вы хотите, чтобы Ваш микс звучал профессионально, делайте в моно всё, что лежит ниже 200 Гц.

ДЕЛАЙТЕ ПЕРЕХОДЫ К НОВЫМ ЗВУКАМ
Готовясь к вводу новой партии в аранжировке, попробуйте автоматизировать ширину стереобазы предшествующего звука, делая его более просторным и мягким. Это перемещает фокус микса и расчищает путь для нового звука.

ИСПОЛЬЗУЙТЕ КОНТРАСТЫ
Использование экстремальной ширины в каком-то элементе может создать иллюзию, будто он сидит на вершине микса и вот-вот выпрыгнет из динамиков. Однако, подобные эффекты лучше всего работают тогда, когда имеется плотный и мощный монофонический аккомпанемент, создающий необходимый контраст.

НЕ ЗАБЫВАЙТЕ О ИНВЕРСИИ ФАЗЫ
Не исключайте возможности переворота фазы одного из каналов, создавая мозговыворачивающие псевдо-стереоэффекты. Не исключено, что Ваше художественное видение скажет следующее: пусть лучше эти звуки полностью исчезнут в моно, зато в стерео это будет звучать потрясающе! А вообще, не упускайте из виду то, что мы говорили о моносовместимости…

ИСПОЛЬЗУЙТЕ ПОХОЖИЕ ЗВУКИ ИЗ РАЗНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
Вы можете дублировать партию разными синтезаторами, выбирая в них похожие тембры, и затем панорамировать их в разные стороны. Различия в архитектуре синтеза и врожденные тональные особенности создадут необходимую ширину стереобазы. Собственно говоря, можно обойтись и одним инструментом, просто изменив во второй раз некоторые параметры пэтча.

ЭФФЕКТ ХААСА И РАННИЕ ОТРАЖЕНИЯ
Очень легко расширить монофонический сигнал, используя ранние отражения реверберации. И можно усилить это воздействие, используя эффект Хааса, применённый только лишь к «мокрому» сигналу. Как мы уже говорили, общий эффект зависит от времени задержки, поэтому потребуется тщательно настроить параметры ранних отражений. Также, в отражённом сигнале желательно уменьшить уровень монофонического компонента. 

РАСШИРЯЙТЕ БАРАБАНЫ
Далеко не всегда получается дать широкое звучание барабанному сэмплу и при этом не потерять панч. Поэтому, вместо того, чтобы изгаляться над единственным сэмплом, лучше использовать многослойные конструкции из разных звуков. К примеру, чтобы сделать широкий малый барабан, можно в качестве основы взять монофонический сэмпл и наложить на него стереофонический хлопок или щелчок. Всё это сольётся вместе и будет звучать как один большой звук. Кроме того, Вы можете по раздельности обрабатывать транзиенты и тело звука, добавляя ширину к тому или другому элементу.  

M/S-КОМПРЕССИЯ
На рынке представлена масса компрессоров, позволяющих независимо обрабатывать MID и SIDE-компоненты стереофонического сигнала. Поджав SIDE-сигнал, Вы сделает тихие звуки более заметными, что в итоге скажется на общей ширине стереобазы.

ИСПОЛЬЗУЙТЕ M/S-ОБРАБОТКУ ДЛЯ РЕВЕРБЕРАЦИИ
К примеру, Вы можете использовать эквалайзер, чтобы очистить реверберацию и убрать низкие частоты из SIDE-сигнала, и усилить ключевые частоты, влияющие на общую ширину эффекта.

ИСПОЛЬЗУЙТЕ СМЕЩЕНИЕ ФОРМАНТ
Разделите сигнал на правый и левый каналы, и примените к ним «разнонаправленную» форматную обработку. Даже очень небольшое смещение приведёт к значительному увеличению ширины. Если Вы беспокоитесь о том, что пострадает оригинальный тембр, то обрабатывайте только лишь один из каналов. Эту технику можно использовать со многими монофоническими источникам, включая вокалы (кстати, довольно интересных результатов можно добиться при помощи плагина Antares THROAT).

ИСПОЛЬЗУЙТЕ ЗЕРКАЛЬНУЮ ЭКВАЛИЗАЦИЮ
В многослойных ударных звуках Вы всегда можете добавить ширину, используя технику зеркальной эквализации. В левом канале усильте ключевую частоту на первом слое и понизьте её же на другом. В правом канале сделайте всё наоборот – поднимите эту же частоту на втором слое и понизьте на первом.

Опубликовано в журнале Computer Music (09/2012)

Перевод подготовил Бережной Вячеслав

РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ:

Хью Робджонс. Стереолаборатория

Пол Уайт: Создание глубины в миксе. Краткий курс.

Лайам О’Мюллэйн. Большой звук для Ваших треков

Холлин Джонс. Учимся пользоваться панорамой


Загрузка беседы