Лайам О’Мюллэйн. Большой звук для Ваших треков

Война за громкость бушует всё яростнее.…С каждым новым треком и альбомом, индикаторы уровня на наших аудиосистемах всё меньше и меньше отклоняются от своего максимального значения. Так давайте же посмотрим, можно ли добиться «большого» звука, способного конкурировать с подобными уровнями громкости, но при этом сохраняющего глубину и детализацию? Лайам О’Мюллэйн попытается ответить на этот вопрос.

Треки с прекрасным большим звучанием можно встретить в любых жанрах. Несмотря на все различия между ними (к примеру, на первый взгляд трудно сравнивать хеви-металл и хаус), в них есть нечто общее. Это эмоциональное воздействие и детализация. Чтобы создать эти элементы, мы должны понять сущность трёх звуковых «измерений»: частотного распределения/заполнения, панорамы (горизонтальное размещение между громкоговорителями) и глубины (воспринимаемое расстояние до звукового источника). Все эти три измерения схематически представлены на рисунке №1. Мы попытаемся рассмотреть некоторые способы создания и управления этими измерениями.

Чтобы соответствовать современным коммерческим стандартам, Вам придётся создать в своём миксе самую настоящую стену звука. Чтобы добиться этого, требуется обращать внимание не только на частотное содержание, но и на динамику каждого элемента своего микса. Если трек будет иметь очень плотное частотное заполнение, но при этом все элементы будут динамически плоскими, слушать его будет достаточно утомительно.

Конечно, в любом миксе есть элементы, которые должны иметь последовательный и устойчивый уровень. Это бас, барабаны, лидирующие инструменты или вокалы. Они является центром трека и должны удерживать свою энергию на протяжении всей песни. Обычно, это достигается при помощи сильной компрессии. Однако, у всех других звуков должен быть шанс «дышать» вокруг этих монументальных элементов. Таким образом, имеет смысл использовать здесь более щадящие настройки компрессоров.

Чтобы комфортно разместить в миксе инструменты, имеющие плотный частотный спектр (электрогитары, громкие барабаны, тарелки, скрим-вокалы и так далее), обычно используется ослабление определённых частотных областей, тогда как многие звуки, имеющие электронную природу (взятые с ритм-машин или синтезаторов), обычно нуждаются в дополнительном усилении своего спектра. Такое усиление может быть получено благодаря использованию многослойных конструкций из нескольких звуков, или при помощи различных эффектов, используемых как параллельно, так и в виде вставки. Хотя, ничто не мешает комбинировать все эти методы. 

Рис. №1. Стремитесь к постоянному движению внутри этих трёх «измерений». Это позволит создать большой, интересно звучащий микс.

На рисунке №2 показан снимок спектра в один из самых плотных моментов микса. Заметьте, что все области заполнены без каких-либо значимых промежутков. На рисунке №3 показаны спектры индивидуальных элементов плюс результирующий спектр, полученный в результате их сложения. Вы должны определить, сколько места может иметь каждый элемент внутри микса. Если некоторые звуки играют одновременно, Вы должны распределить их так, чтобы между ними не было слишком больших частотных перекрытий (наложений). Это особенно актуально в случае со звуками, имеющими низкие резонансные пики, такими, как басовые инструменты и малый барабан. Перекрытие увеличит уровень микса именно в этой частотной области. Как следствие – высокий пиковый уровень при достаточно небольшой общей громкости, что совсем не способствует в нашем стремлении получить горячий громкий микс.  

Рис. №2. Снимок спектра с хорошим частотным распределением и пространством для резонансных пиков в басовой области.

Прежде, чем прибегать к эквализации, попробуйте настроить правильное звучание непосредственно в источнике. К примеру, в случае с электронными барабанами, можно отрегулировать высоту звука или подобрать другой сэмпл. Аналогично и с другими синтетическими инструментами. Часто проще найти другой звук с похожим звучанием и правильным спектром, чем пытаться втиснуть в микс исходный тембр. Если же Вы работаете с реальными инструментами, проверьте их звучание и сделайте соответствующие настройки прежде, чем начнёте запись. Это поможет уменьшить резонансные столкновения. Опять же, здесь главное не перестараться: цель состоит в том, чтобы избежать резонансных перекрытий, но при этом не потерять низкоуровневые частоты, которые помогают объединить все звуки в единое целое и получить насыщенно звучащий микс. 

Рис. №3. Спектральные снимки отдельных элементов микса, представленного на рисунке №2. Внизу справа показан суммарный спектр. 

Эквализация

Чтобы правильно уложиться в выстраиваемую Вами «стену звука», большинство инструментов потребует ту или иную эквализацию. Начните с удаления ненужных низких частот из всех звуков, чтобы оставить больше пространства для главных басовых элементов. Кроме того, рассмотрите возможность небольшого понижения высоких частот в некоторых партиях. Это поможет создать дополнительное место для более существенных и динамичных высокочастотных звуков, таких, как тарелки и эффекты окружения.

Применяйте небольшие понижения и повышения в среднечастотном диапазоне, чтобы создать индивидуальные ниши для одновременно звучащих инструментов. Используйте параметрические эквалайзеры со средними значениями добротности (Q). Постарайтесь найти наиболее характерные частоты в каждом звуке и сделайте понижения в соответствующих частотных областях конкурирующих треков. Можно сопроводить это небольшим усилением найденных характерных частот. Подобная техника называется «зеркальной эквализацией», то есть, когда усиление частот в одном треке сопровождается аналогичным понижением тех же самых частот в другом. Собственно говоря, есть таблицы, в которых представлены наиболее существенные частоты тех или иных инструментов. Изучите их, и это здорово облегчит Вашу работу. Используя эквалайзер, мы также можем начать управлять глубиной звука. Дело в том, что чем меньше в звуке высоких частот, тем отдалённее он нам представляется. Таким образом, грамотная эквализация будет неплохим началом процесса создания глубины в Вашем миксе. Если же в исходном материале присутствуют «вредные» немузыкальные резонансы, используйте высокую добротность эквалайзера, чтобы удалить их или понизить до несущественного уровня.

Частотное заполнение

Овладевайте искусством частотного заполнения, поскольку это одна из главных предпосылок современного коммерчески звучащего микса. Уплотнить частотный спектр можно разными способами – здесь и многослойные «бутерброды» из нескольких звуков, искажение, реверберация и шум.

Если обработать какой-то звук широкополосным искажением, можно получить массу новых частот и гармоник, которые можно дополнительно сформировать и направить на благое дело усиления и заполнения оригинального спектра. Процессоры, использующие искажение в основе своей работы, условно можно разделить на две группы. Первые из них сохраняют оригинальный тон источника, просто добавляя дополнительные частоты/гармоники. В качестве примеров сразу вспоминаются такие легендарные аппараты, как SPL Vitalizer и Aphex Aural Exciter. Другие же изменяют исходный тон, причём зачастую до неузнаваемости. Самый характерный пример – гитарные усилители и педали. Если Вам не требуется вмешиваться в исходный тон, используйте эффекты искажения в шинах посылов, либо делайте копии исходных треков, обрабатывайте их «искажалками» и подмешивайте к оригиналам для получения нужного эффекта. Подобный параллельный подход зачастую предпочтительнее и гибче, чем использование эффектов в виде вставки. Так Вы можете экспериментировать с более экстремальными параметрами искажения, и у Вас будет больше возможностей для формирования тона эффекта. Кроме того, используя искажение в шине посыла, можно применять один процессор для обработки сразу нескольких треков.

Частотное заполнение при помощи реверберации даёт более естественное звучание. Опять же, эквалайзер играет важную роль в процессе формирования правильного тона этого заполнения. Например, если Вы хотите добавить высокочастотной «воздушной» энергии, удалите с реверберации все низа и большую часть средних частот. Если же Вам требуется создать своеобразный фоновый подклад, заполняющий временные промежутки между звуками, сформируйте плотный и тёмный тон, убрав с эффекта высокие частоты.

Белый шум – ещё одна возможность добавить воздуха в микс. Поскольку это статичный звук, тщательно подходите к настройке его уровня и используйте эквализацию, чтобы сформировать нужный тон. Не составит особого труда найти готовые сэмплы или синтезировать его самостоятельно, поскольку многие виртуальные синтезаторы имеют генератор белого шума. Собственно говоря, шум часто является важной частью многих звуков. К примеру, проанализировав красивые широкие фоновые звуки в своих синтезаторах, Вы обнаружите, что многие из них содержат в себе изрядную долю шума. Управляя динамикой и спектром таких шумов, можно получить очень красивые художественные результаты.

Сатурация и эффекты

По сути дела, компрессор – это автоматический регулятор уровня. При его помощи мы можем сделать более устойчивое звучание для тех или иных элементов и поможем им не потеряться среди других более громких звуков. Однако, многие устройства имеют ощутимо окрашивающий характер своей работы, за что, собственно говоря, и ценятся. [Конечно, тут мы говорим о «благородных» аппаратах, а не о хрипящих, шумящих и непредсказуемых дешёвых поделках]. Эта окраска обычно связана с сатурацией в ламповых и трансформаторных каскадах, либо со спецификой работы модуля подавления. Или и с тем и другим. Таким образом, используя такие харАктерные компрессоры, можно изменить оригинальный тон источника и улучшить разделение между инструментами. Многие звукоинженеры получают сатурацию, слегка перегружая входные цепи аналоговых пультов или навесного оборудования. Просто увеличивайте входной уровень до тех пор, пока не станете замечать искажения, и потом немного его понизьте.

Многие люди обрабатывают подобным образом и мастер-шину своего микса. Приподнимая уровень более громких элементов, поступающих на компрессор, Вы заодно сможете получить эффект накачки (пампинг) и создадите мощный звук, чуть ли не выпрыгивающий из динамиков.

Такие вещи, как реверберация, задержка, шум и искажение, добавляют много частотной информации и потенциально могут затопить весь микс, поскольку они продолжают звучать и после того, как оригинальный источник закончился. Если Вы не хотите потерять впечатление от эффекта, уменьшая его уровень или пользуясь эквализацией, у Вас есть третий вариант – гейт, управляемый от внешнего источника. Он будет пропускать эффект только тогда, когда играет оригинальный звук (естественно, с этого звука должен быть сделан посыл в боковую цепь гейта).

Ширина

Теперь, когда мы рассмотрели некоторые способы увеличения плотности частотного спектра и творческого использования динамической обработки, давайте обратимся к такому аспекту, как стереофония. Хоть наша цель и состоит в том, чтобы получить широкий и объёмный микс, моносовместимость очень важна, поскольку многие системы звукоусиления, телевизоры и радиоприёмники всё ещё работают в моно. Когда стереосигнал суммируется в моно, некоторые элементы могут просто потеряться, если их звук в правом и левом каналах находится в противофазе. Независимо от того, изначально ли это стереофонический источник, или стерео получено в результате обработки монофонического звука, всегда проверяйте его на моносовместимость. Вы можете сделать это, загрузив в мастер-шину своей DAW какой-нибудь штатный плагин, имеющий режим прослушивания в моно. Можно назвать такие плагины, как MonoToStereo (Cubase), Utility (Live), Gain (Logic) и Stereo Imager (Reason). У Pro Tools нет подобного встроенного плагина, поэтому мы рекомендуем бесплатный bx_solo от Brainworx. 

Специализированные плагины для манипулирования стереообразом, такие, как DrMS, могут не только радикально раширить стереообазу, но и изменить глубину звука при помощи таких параметров, как Focus и Blur. 

Требования к моносовместимости могут меняться в зависимости от жанра. К примеру, если взять хеви-металл, то для получения широкой стены звука в нём часто используются гитарные треки, частично находящиеся в противофазе. Когда Вы слушаете в моно, большая часть гитар просто исчезает. Но если Вы возьмёте танцевальную музыку, выпущенную специально для клубов, то она, скорее всего, не будет звучать так широко. Но зато здесь не будет проблем с противофазой при воспроизведении на монофонической системе звукоусиления.

Высокоэнергетические звуки, такие, как басовый барабан, бас, малый барабан или лидирующий вокал, старайтесь размещать не очень далеко от центра микса. А вот разные второстепенные украшательства можно панорамировать более далеко. Это поможет дифференцировать звуки и создать больше ширины и интереса. 

Контролируйте ширину стереофонических элементов своего микса. Не обязательно оставлять их максимально широкими. Понятно, что сами по себе они звучат великолепно, но если соединить вместе много таких широких треков, можно получить самую настоящую кашу в стереополе. Зачастую, полезнее сузить локальную базу источников и разместить их так в своём миксе, чтобы они комфортно жили в своих пространствах и не мешали соседям. Подобные манипуляции можно сделать разными способами. К примеру, в некоторых DAW панорамизаторы имеют специальный режим, в котором можно управлять не только положением влево-вправо, но и шириной стереобазы. Если такой вариант недоступен, существует масса плагинов, реализующих подобную функциональность.

Управляйте шириной и панорамой своих эффектов. К примеру, Вы можете панорамировать реверберацию в другую сторону, или изменить ширину, заставив быть шире или уже исходного звука. Всё это добавляет интерес и разнообразие в Ваш микс.

Размещая источники в стереопространстве, пользуйтесь схемой, представленной на рисунке №4. Низкие частоты должны находиться в моно, с повышением частоты панораму можно делать всё шире и шире. Кривизна этой дуги может изменяться в различных секциях песни: например, припевы могут иметь более широкое звучание, чем запевы. Это создаёт дополнительное разнообразие и поддерживает интерес слушателя. Держите вещи в динамике, давая каждому элементу своё собственное положение и ширину. Изменяя панораму тех или иных инструментов в определённых местах песни, можно получить очень эффектные результаты. 

Рис. №4.

Дублирование треков или моно-в-стерео

Сделайте две или три копии одного трека и обработайте их разными процессорами. Гитарные плагины, такие, как Guitar Rig, AmpliTube, ReValver или Pod FarmXT, прекрасны для получения контрастирующих тонов из звуков любого происхождения. Потом Вы можете панорамировать один канал до конца влево, другой – до конца вправо, и, если требуется заполнить центральную часть, оставить один в центре. Поэкспериментируйте с настройками плагинов, чтобы найти хорошую комбинацию тонов, дающую большой стереозвук. [Кстати, проверьте обработанные треки на предмет гребёнчатой фильтрации, поскольку некоторые плагины могут вносить задержку.] Такие плагины, как PSP PseudoStereo или NuGen Audio Stereoizer используют частотно-избирательное панорамирование, что позволяет расширить изначально монофонические сигналы. Подобная технология имеет очень хорошую моносовместимость и полезна при обработке второстепенных элементов песни, позволяя освободить центральное пространство для главных звуков. 

Глубина

Что же такое глубина? Это воспринимаемое нашим слухом расстояние до звукового источника. Оно может варьироваться от самого близкого, когда кажется, будто инструмент играет прямо возле уха, до самого дальнего, когда источник будто бы находится где-то позади динамиков. И, как и в случае со стереоразмещением, чем больше происходит изменений от одного звука до следующего, тем детальнее и интереснее звучит микс.

Чтобы создать ощущение глубины, требуется комбинация звуков с различным спектральным содержанием, панорамой и шириной. К примеру, если какую-то партию надо поместить на задний план микса, она не только должна быть тише более близких звуков. В этой партии должно быть меньше и высоких частот, чтобы подражать тому, как их поглощает воздух. Чтобы усилить иллюзию расстояния, можно также срезать и низкие частоты (ниже 150 – 200Гц). Используя окрашивающие процессоры, можно улучшить разделение между источниками, а панорамируя их и изменяя ширину стереообазы, можно создать хорошую локализацию и правильно заполнить пространство звуковой сцены. Чтобы усилить восприятие глубины, формируйте тон параллельных эффектов (реверберацию, задержку, искажение) при помощи эквализации и управляйте их позиционированием относительно исходных звуков. 

Рис. №5. Иллюзия глубины создаётся благодаря комбинации из эквализации, динамической обработки, стереопозиционирования и эффектов.

Если Вы микшируете акустическую музыку, и желаете добавить ощущение реального места, используйте конволюционные ревербераторы с импульсами естественных пространств/помещений. Дело в том, что сравнительно разрежённый и нежный акустический микс может показать синтетическую природу многих алгоритмических плагинов-ревербераторов. С другой стороны, во многих современных жанрах совсем нет ничего естественного, и здесь Вы вольны выбирать всё что захочется. 

Если Вы стремитесь создать натуралистичную звуковую сцену, используйте высококачественные конволюционные ревербераторы. Здесь показан Audio Ease Altiverb 6. Другие варианты включают Waves IR-1 или Wizoo W2.

Если в миксе очень плотная аранжировка (как с точки зрения частотного заполнения, так и временных промежутков), используйте очень короткую и тонкую реверберацию, которая поможет немного отдалить некоторые звуки, не внося при этом беспорядка в общее звучание. Если же в песне более просторная аранжировка и имеются большие промежутки между отдельными звуками, можете использовать более длинную реверберацию с более плотным спектром. Задержка – хорошая альтернатива реверберации, поскольку она позволяет держать звук на переднем плане, но при этом не делать его слишком сухим и близким. Чтобы дифференцировать задержку от исходных звуков и дать ей своё собственное место, обработайте эффект эквалайзером. Очень красиво смотрится задержка, в которой частота среза фильтра управляется LFO-генератором. Каждый повтор становится не только тише, но и глуше, как бы отдаляясь от слушателя.

Микширование

Предположим, что Вам удалось сделать мощное и плотное звучание для своей песни. А теперь подумайте – не стоит ли «расслабить» некоторые секции, чтобы создать больше контраста и разнообразия? К примеру, Вы можете разредить звук в определённых местах, просто отключив некоторые элементы. Кнопка MUTE здесь Ваш самый верный помощник. Или Вы можете изменять звучание инструментов в процессе развития песни. К примеру, в запевах сделать барабаны и вокал достаточно сухими, а в припевах добавить реверберацию и расширить стереофонию. Короче говоря, вариантов здесь множество.

В принципе, Вы можете создать различное звучание для одного и того же инструмента пользуясь автоматизацией, но мы считаем, что лучше не усложнять вещи и просто скопировать дорожку столько раз, сколько обособленных звучаний требуется для данного инструмента. Потом Вы сможете удалить лишние секции в копиях, и обработать их нужными процессорами. Вы можете изменять параметры эквализации или панорамирования в зависимости от того, какие элементы играют одновременно.

Чтобы избежать внезапных изменений между секциями, Вы можете соединить их при помощи плавной автоматизации, постепенно вводя эффекты. К примеру, при переходе от одной части песни к другой, Вы можете плавно увеличить ширину гитар или ввести больше реверберации. Точно таким же образом можно ввести параллельное искажение, чтобы плотность заполнения достигла требуемого максимума в кульминационный момент.

Опубликовано в журнале MusicTech Magazine

Перевод подготовил Бережной Вячеслав


Загрузка беседы