Майк Сеньор. Компрессия барабанов. Часть 2

Управление сустейном


А вот если требуется усилить сустейн (тело) инструмента, то компрессор до сих в списке моих фаворитов. Фактически, эта функция является побочным продуктом тех параметров, что мы использовали для подавления транзиентов, а именно, быстрой атаки и восстановления. Но, если в случае с транзиентами мы не трогали компенсацию уровня, то здесь, наоборот, надо будет поднять этот параметр, чтобы выровнять уровни транзиентов исходного и обработанного сигналов.

Кроме того, можно увеличить время восстановления, заставляя компрессор изменять форму огибающей хвоста, а не просто повышать его относительный уровень. Например, при таких параметрах может возникнуть своего рода удар в хвосте барабана в тот момент, когда подавление отключается. При более коротких настройках можно создать эффект форшлага, а при более длинных – поддержать общий ритм партии. Увеличивая время восстановления, Вы отодвигаете этот удар в конец хвоста. При правильных настройках, он возникнет в тот момент, когда звучание вот-вот затухнет. И, как следствие, будет субъективное ощущение, что звук стал дольше. И никакой потери атаки инструмента. Конечно, если продолжать увеличивать время восстановления, то наступит момент, когда подавление будет отключаться уже после того, как звучание барабана совсем прекратится. Никакого воздействия на форму огибающей не будет – иными словами, мы вернёмся к простому управлению общим уровнем трека.

Теме не менее, стоит учитывать, что подобное усиление сустейна может негативно влиять на внутреннюю динамику исполнения, поскольку уменьшаются различия между ударами. В акустических стилях такое не особо приветствуется, зато в современной поп и рок-музыке это может быть очень даже в тему.


Здесь показано, как настроить компрессор так, чтобы он изменял форму огибающей хвоста инструмента. При определенном времени восстановлении, подавление будет отключаться ещё во время звучания барабана, создавая относительный подъём уровня. Если воспользоваться функцией Make-Up и восстановить исходный пиковый уровень, то это эффективно увеличит продолжительность и громкость сустейна.

Параллельная компрессия


Распространённый способ свести к минимуму это негативное явление заключается в том, чтобы установить компрессор не в разрыв канала, а в шину посыла, смешивая вместе обработанный и исходный сигналы. Этот процесс обычно называется «параллельная компрессия». Компрессор в шине посыла сильно подавляет пики, поэтому, в миксе доминируют пики исходного некомпрессированного сигнала со всей их музыкальной динамикой. А вот между ударами компрессор перезагружается, усиливая сустейн, поскольку его канальный фейдер значительно поднят.

Популярность этой методики вдохновила многих разработчиков реализовать опцию параллельной обработки прямо в процессоре, но я не особый поклонник такого подхода. Да, это позволяет избежать потенциальных проблем с задержкой, но зато не даёт возможности дальнейшей обработки параллельного сигнала. А для чего она нужна? Допустим, Вы обрабатываете типичную запись живых барабанов и хотите усилить сустейн. Зачастую можно услышать, что усиление более заметно в высоких частотах. Дело в том, что большинство компрессоров менее чувствительно к высоким частотам, поэтому сброс подавления в верхах будет происходить чаще. Если же хочется поддержать среднечастотный диапазон, можно отфильтровать параллельный канал, чтобы возвращались только нужные частоты. Опять же, не забывайте, что эквалайзер может повлиять на фазу, поэтому, если есть сомнения, используйте линейно-фазовый эквалайзер.

Теперь маленькая ложечка дёгтя. Главный минус подобного подхода заключается в том, что затруднено сравнение результата обработки и оригинала. Если отключить компрессор, то громкость инструмента в миксе резко падает. Как бороться с этим? Ну, некоторые люди просто делают копию оригинального трека без каких-либо обработок и задирают громкость. Потом, можно переключаться между ними когда надо.

Усилить сустейн и не повредить динамику можно не только с помощью параллельной компрессии. Эта возможность представлена и в вышеупомянутых транзиент-процессорах. Тем более, там есть байпас с автоматической компенсацией уровня, что здорово облегчает оценку результатов обработки. Тем не менее, как мне кажется, разные процессоры работают неодинаково, поэтому пробуйте и ищите тот, что лучше подойдёт для Вашей музыки.

Izotope Neutron

Если же требуется управлять тембром этого сустейна, то можно обратиться к многополосной обработке. В этом формате доступно много процессоров, например Izotope Neutron, Melda MMultibandTransient, Waves TransX Multi. Впрочем, у меня редко когда возникала потребность в чём-то более мощном, чем компрессор + эквалайзер. На мой взгляд, все эти многополосные транзиент-шейперы намного полезнее в тех случаях, когда требуется управлять атакой.

Усиление деталей


Если мы опять вернёмся к первому способу усиления сустейна (там, где самое быстрое восстановление), то легко сможем адаптировать его к другой задаче, а именно – улучшению детализации барабанного субмикса. Для этого надо понизить отношение (для начала 1,2:1) и установить такой порог, чтобы на пиках было подавление 3 – 4 dB. Теперь, надо компенсировать уровень, чтобы привести в соответствие субъективную громкость сильных ударов до и после обработки. В этот момент Вы должны услышать, как процессор поднимает в миксе низкоуровневые детали, но при этом не создаёт ощущения «сверхкомпрессии».

Тем не менее, это достаточно тонкий эффект, и, если Вы попытаетесь преувеличить его, подняв коэффициент подавления, то быстро столкнётесь с пампингом, что далеко не всегда красиво. Многополосные компрессоры могут смягчить такую проблему, хотя, во многих случаях это будет за счёт изменения общего тембра барабанов в субмиксе.

Еще один побочный эффект – это изменение характера транзиентов. Нетрудно догадаться, что это связано с быстрой атакой и восстановлением. Если подобное изменение становится проблемой, то можно немного увеличить время, хотя, с другой стороны, это быстро сведёт на нет все усилия по улучшению детализации. Здесь можно опять обратиться к параллельной компрессии, поскольку при такой обработке транзиенты практически не затрагиваются.


Создание слитности


Многие микс-инженеры используют такой термин, как «клей». Люди часто вкладывают сюда разный смысл, но, в общем случае, «клей» - это некий способ взаимодействия инструментов друг с другом. С точки зрения компрессии, один из способов создания такого взаимодействия – это введение очень лёгкого пампинга, когда громкие удары немного придавливают хвосты более тихих.

Мои любимые настройки для этой задачи в целом похожи на те, что были описаны в начале статьи для управления общим уровнем отдельной партии. Но отношение выставлено примерно на 2:1, чтобы подавление было 2 – 4 dB. Основная идея всего этого такая: подавление должно быть достаточно медленным, чтобы его можно было слышать (это около 80 мс), и достаточно долгим, чтобы компрессор перезагружался между основными ударами. Тут, правда, нужно довольно аккуратно настраивать, чтобы не пострадала долгосрочная музыкальная динамика (например, различие между куплетами и припевами). Но, если всё сделать правильно, то должно получиться интерактивное подавление, создающее ощущение слитности без какого-то явно слышимого эффекта компрессии.

Недостатком такого подхода является то, что он неизбежно снижает пиковую динамику барабанной партии, и может исказить атаку большого барабана, несколько уменьшив его вес. Здесь часто помогает HP-фильтр в боковой цепи (кроме того, он может сбалансировать количество подавления, вызванного бочкой и снэром), или параллельная компрессия. Другие распространённые параметры для такой обработки – это более медленная атака и/или более низкий порог. Здесь тоже есть свои недостатки, хотя, медленная атака, как правило, подчёркивает транзиенты. Короче говоря, всё на Ваш выбор.


Тональная окраска


До этого момента мы говорили только об одной стороне возможностей компрессора – о его способности управлять уровнем сигнала. Однако, многие аналоговые приборы получили своё признание не только из-за этого (а некоторые, и не столько…), но и потому, что могут делать больше, добавляя некую приятную для слуха окраску в обработанный звук. Это может быть связано с разными причинами. Например, с частотно-зависимым подавлением или искажениями, порождаемыми нелинейностью схемотехнических решений. В наше время есть широчайшее поле для подобных тональных экспериментов, поскольку многие классические аппараты эмулированы в виде плагинов (Можно почитать статью http://unisonrecords.org/содержание/статьи/теория-техника-практика/Майк-Сеньор-Классические-компрессоры). Кроме того, есть плагины, не являющиеся эмуляциями каких-то конкретных устройств, но тоже обладающими определённой окраской.

Тем не менее, в памяти нужно держать тот факт, что воздействие на тембр у таких «красочных» компрессоров выражено сильнее при достаточно экстремальных настройках. Кроме того, у них же часто отсутствует прецизионный контроль параметров (у некоторых приборов на ручках просто написано что-то типа «Быстрее – медленнее» или «Больше – меньше»). В свете этого, вспомните те хитрости, о которых я уже говорил. Во-первых, если в компрессоре нет сайд-чейна, используйте до и после него эквалайзеры с противоположными настройками. И, во-вторых, параллельная компрессия даёт возможность «разогреть» процессор до кипения, не убивая динамику и музыкальность исполнения. К тому же, эквалайзер поможет отбросить всё ненужное, оставив только те части спектра, что действительно украшают звук.

Компрессоры, эмулирующие классические аналоговые приборы, зачастую могут управлять не только уровнем сигнала. Например, Sknote Disto (эмулирует Empirical Labs Distressor) может создавать целый ряд гармонических искажений. Особенно это проявляется при большом количестве подавления.


Послесловие


Итак, мы рассмотрели шесть примеров использования компрессии. Это, так сказать, основы, но есть ещё очень широкое поле для дальнейших усовершенствований и экспериментов. Всегда можно адаптировать их под конкретные ситуации в процессе микширования. К примеру, в случае с параметрами для управления общим уровнем, можно увеличить атаку, чтобы немного усилить транзиенты. Или, в настройках для усиления транзиентов увеличить время восстановления, чтобы поддержать сустейн. Или, в случае подавления транзиентов, сильно понизить порог, чтобы добавить искажений и агрессии в слишком уж гладкое звучание какого-то инструмента. Короче говоря, микширование – это одновременно и наука, и искусство. Так что, используйте любые средства, если они приводят к нужному результату!

Пампинг

Собственно говоря, люди стараются настраивать компрессор так, чтобы пампинга не было заметно. Хотя, в определённых случаях, подобная раскачка является достопримечательностью композиции, делая музыку более интересной. Если хотите поэкспериментировать с этим, то за основу можно взять настройки для «клея», увеличив отношение и понизив порог до тех пор, пока не получите подавление более 6 – 8 dB и не услышите явную раскачку уровня. Здесь очень важно правильно настроить время восстановления, которое сильно влияет количество и характер эффекта. Здесь также желательно испытать различные модели компрессоров, поскольку форма кривой восстановления может быть разной, а пампинг делает эти различия очень явными. В случае, если теряется вес или искажаются транзиенты, используйте HP-фильтр в боковой цепи и/или параллельную компрессию.

Впрочем, если требуется по-настоящему экстремальный эффект (как, например, в современных EDM-треках), то компрессор далеко не единственный инструмент. Например, мощный и очень гибкий эффект можно получить при помощи дакера, управляемого по боковой цепи программируемым модулятором (Cableguys VolumeShaper, Melda MTremolo или XFer Records LFO Tool), или, просто автоматизируя канальный фейдер.

Триггеринг

В этой статье я много говорил об альтернативных стратегиях для тех случаев, где компрессор не справляется. Здесь хотел бы напомнить о такой вещи, как замена и усиление барабанов при помощи сэмплов. Иными словами – триггеринг. Если не получается сделать устойчивый уровень какого-то инструмента (например, малого барабана), то можно подставить вместо него (или вместе с ним) сэмпл с фиксированной громкостью. Аналогично, если в оригинале нет нужной атаки или сустейна, то можно подыскать сэмпл или сэмплы с требуемыми характеристиками, вставив их в виде дополнительного слоя. Эта технология сейчас достигла совершенства и вполне доступна для широких масс. Более подробно можно почитать в статье http://unisonrecords.org/содержание/статьи/теория-техника-практика/Мэтт-Хаутон-и-Джеймс-Данкли-Триггеринг-замена-и-укрепление-барабанов.

Но, если сэмплы это такая палочка-выручалочка, зачем тогда вообще беспокоиться о компрессии? Ну, хотя бы потому, что это намного быстрее в использовании. Например, может потребоваться довольно много времени, чтобы уточнить звуковые характеристики сэмпла, особенно, если требуется исключить противофазу при совмещении его с исходной записью. Кроме того, есть отдельная проблема, связанная с сохранением реализма исполнения, отслеживания естественного уровня, тембра и прочих нюансов игры живого барабанщика.

Peak & RMS

Скорость, с которой компрессор реагирует, может сильно влиять на звук, поэтому в этой статье мы уделили много места параметрам атаки и восстановления. Однако, свойство чувствительности детекторной цепи тоже влияет на скорость работы прибора. Во многих компрессорах есть регулятор, позволяющий изменять чувствительность между пиковым уровнем и RMS (среднеквадратичный уровень, как у человеческого слуха). Последний, как правило, установлен по умолчанию для большинства плагинов, поскольку гарантирует более естественное управление для продолжительных, стационарных звуков, таких, как бас, вокал и акустические мелодические инструменты. Однако, RMS-детектор недостаточно аккуратен в случае с короткими транзиентами, поэтому, при обработке барабанов я бы установил этот параметр на Peak.

Сейчас, практически во всех плагинах есть регулятор Peak/RMS. Например, можно назвать Cubase Compressor, Tokyo Dawn Kotelnikov или Stillwell Audio Bombardier. У некоторых он может называться как Peak Crest или RMS Length/Time/Window, но нет никакой тайны, что в крайних позициях это всё те же Peak и RMS.

Колено (излом характеристики компрессии)

Компрессоры имеют возможность плавно увеличивать и уменьшать количество подавления при любом отношении, и такая форма кривой называется «soft-knee» (мягкое колено). Это хорошо работает со стационарными звуками, делая компрессию менее заметной. А вот для барабанов, на мой взгляд, это не имеет никакой особой пользы, так как они, как правило, вызывают резкое включение подавления. Это связано с формой их огибающей.

Я предпочитаю форму «hard-knee» (жесткое колено), поскольку так легче ловить специфические пики в микшированном сигнале, и, к тому же, компрессор начинает более чётко управлять уровнями транзиентов.

Звуковые примеры здесь ►

Опубликовано в журнале Sound on Sound в феврале 2017 года

Перевод подготовил Бережной Вячеслав

← Часть 1.


РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ:

Майк Сеньор: 10 существенных ошибок, допускаемых при сведении

Уилл Хаас: Сведение через компрессор

Мэтт Хаутон и Джеймс Данкли: Триггеринг, замена и укрепление барабанов

Пол Уайт. Советы по микшированию большого барабана и баса

Марк Казинс. Компрессия общей шины

Майк Сеньор: Компрессия – это просто

Майк Сеньор: Классические компрессоры

Майк Сеньор: Дакинг в Cubase 4/5

Загрузка беседы