Майк Сеньор: Продвинутая техника компрессии вокального сигнала в Cubase 4/5

Мы исследуем некоторые продвинутые методы параллельной компрессии, которые используются микс-инженером Майклом Брауэром. И мы посмотрим, как можно реализовать их внутри программы Cubase.

Майк Сеньор

В ноябре 2008 года (рубрика Inside Track) мы взяли интервью у высококлассного микс-инженера Майкла Брауэра (Michael Brauer). Он микшировал материал для таких мегазвёзд, как Rolling Stones, Paul McCartney, Aerosmith и Bob Dylan. Но и представители современной волны музыкантов также сотрудничают с ним. Среди них KT Tunstall, James Morrison и Coldplay. Я очень заинтересовался его методами вокальной обработки, поскольку был сильно впечатлён вокальным звуком, который он получил для первого альбома Джеймса Моррисона (Undiscovered). И эта статья не разочаровала меня! Оказывается, Брауэр использует весьма необычный подход к компрессии вокалов. Он устанавливает в шины посылов одновременно пять различных компрессоров, и делает с вокалов пять параллельных посылов на них. Смешивая выходные сигналы с этих компрессоров, он получает нужный ему звук. Но для чего такие заморочки, если можно просто вставить компрессор непосредственно в разрыв вокального канала? Как объясняет Брауэр, первая причина заключается в следующем: поскольку он использует пять различных моделей компрессоров, то каждый из них, в соответствии со своим характером компрессии и присущими побочными эффектами, по своему изменит тембр вокального звука. Объединение сигналов со всех этих компрессоров предоставляет доступ к широкому диапазону тональных модификаторов, которые могут быть подобраны так, чтобы усилить те или иные аспекты, в которых нуждается конкретный вокал. Используя эту тактику при обработке микса «Big Dummy Shake» (Студия Спасения миксов, март 2009 года), я понял, что Брауэр не упомянул вторую причину, почему эта техника работает так хорошо: именно потому, что компрессоры подключены параллельно, этот метод может быть неплох для серьёзного уменьшения динамического диапазона, причём без того, чтобы слишком сильно расплющить пики сигнала. И я хочу рассмотреть, как Вы можете использовать в своих интересах эту продвинутую технологию, пользуясь программой Cubase.

Продвинутая техника компрессии вокального сигнала

Есть несколько способов, которыми Вы можете настроить такое количество параллельных компрессоров в Cubase. До некоторой степени, один из самых простых способов – это несколько раз скопировать вокальную дорожку и в каждую из копий вставить свой компрессор (не такой как в других). Однако, такой подход может стать утомительным, если потом возникнет потребность в редактировании вокала. Лучше всего – это держать звук на одном треке, а с него сделать посылы на компрессоры, установленные в шины посылов (как Вы это делаете с реверберацией или задержкой). Однако, некоторые ограничения на маршрутизацию входных и выходных сигналов с FX-каналов, которые присущи ранним версиям Cubase (до 4.5), могут помешать настроить необходимую для наших целей конфигурацию. Поэтому, вместо этого, я рекомендую организовать для каждого компрессора свой собственный отдельный Group Channel (групповой канал).

В нашем случае, мы будем следовать примеру Майкла Брауэра, и используем пять различных моделей компрессоров, работающих одновременно. Щёлкните правой кнопкой мыши (в левой части окна проекта) и из выпадающего списка выберите Add Group Channel Track. Чтобы сэкономить время, в открывшемся диалоговом окне можете увеличить значение Count до пяти (тогда сразу создастся 5 каналов). Если Вы теперь откроете вкладку Send на канале с ведущим вокалом, то появившиеся групповые каналы теперь будут доступны в качестве целей для посыла. Настройте отсюда отдельный посыл для каждого группового канала и удостоверьтесь, что фейдер каждого посыла стоит на одном и том же уровне. Для начала Вы можете установить их на 0dB, потому что это легко сделать, удерживая клавишу Control и щёлкая по горизонтальной полоске фейдера каждого посыла. Я рекомендую переключить все посылы в пост-фейдерный режим. Причину этого я объясню немного позже…

Теперь, при воспроизведении, все посылы с трека ведущего вокала будут играть с одинаковым уровнем. И если Вы отключите выход этого трека от мастер-шины (т.е, в инспекторе трека поставите не Stereo Out, а No Bus), то это остановит проникновение в общий микс любого некомпрессированного вокала. И, наконец, Вы должны создать ещё один групповой канал, который обзовите, к примеру, «LV Master». Назначьте на этот канал выхода со всех остальных групповых каналов (которые с компрессорами).

Выбор компрессоров

На этом этапе мы должны уже закончить схему маршрутизации звуковых потоков. Теперь настало время выбрать правильные компрессоры. Проблема, тем не менее, состоит в том, что все встроенные в Cubase компрессоры звучат слишком уж похоже друг на друга. И это препятствует осуществлению нашего грандиозного плана. Дело в том, что Вам нужно, чтобы компрессоры имели контрастирующие характеры, увеличивающие Ваши тональные варианты. Но мы надеемся, что у Вас есть дополнительные плагины от других производителей – как коммерческие, так и бесплатные, обладающие своим собственным «ароматом» и характерным звуком. Таким образом, всё, что Вы должны сделать – это сравнить звучание различных плагинов рядом друг с другом, и собрать такой набор процессоров, который обеспечит хорошее разнообразие тембров.

Первоначально, может быть довольно трудно выяснить различия между звучаниями различных компрессоров. Но если Вы достаточно экстремально настроите их, то это сделает более очевидными побочные эффекты их работы. Экспериментируйте с различными настройками компрессии, пытаясь усилить индивидуальный характер каждого компрессора. И не думайте слишком много о том, является ли это свойство именно тем, что Вы ищете для рассматриваемого вокала. Мой опыт показывает, что даже если один из компрессоров даёт не особо привлекательный звук, то при смешивании его со звуком от другой модели это может привести к совершенно волшебным результатам.

И так, к чему стоит прислушиваться? Хорошо, прежде всего рассмотрите, как работает модуль подавления данного компрессора и как он влияет на чувство вокального исполнения. Некоторые компрессоры заставят звук казаться более «оживлённым», тогда как другие разгладят его и заставят казаться более «сдержанным» или зажатым. Тональная окраска, присущая некоторым моделям, а также побочные искажения, возникающие при компрессии, являются, на мой взгляд, даже более важными аспектами. Хотя я предполагаю, что это зависит от музыки, которую Вы микшируете, и от того, насколько «горячо» собираетесь использовать свои компрессоры.

В нашем примере я собираюсь использовать пять плагинов-компрессоров, которые пользователи Cubase могут испытать, не тратя при этом никаких денег. Вы легко сможете скопировать мою конфигурацию, если захотите использовать её в качестве отправной точки для своих экспериментов. Первые два компрессора дают сравнительно чистый звук. Это Cubase Vintage Compressor, предлагающий довольно яркий и естественный звук, и Stillwell Audio Major Tom (навеянный Dbx 160), имеющий по сравнению с первым более округлое и заметно скомпрессированное звучание. Три других компрессора предоставили различные искажения. У Bootsy Density имеется хорошая высокочастотная хриплость. Buzzroom Grancomp имеет этакий «телефонный» привкус. Antress Modern VHME (реверанс в сторону Empirical Labs Distressor) даёт более тяжёлый тон. Естественно, Вы можете выбрать и другие плагины, но только удостоверьтесь, что они обладают подобным набором «ароматов». (По сути дела, последняя троица работает как набор своеобразных энхансеров – высокочастотный, среднечастотный и низкочастотный).

Теперь, когда Вы настроили свои компрессоры, можете попытаться смешать их вместе и получить тон, который Вам нравится. Здесь нет никаких реальных правил: пользуйтесь интуицией, когда дело доходит до получения правильного вокального тона, поскольку компрессированные сигналы не всегда объединяются тем способом, которым Вы предполагаете.

Следует принять во внимание, что общий вокальный уровень повлияет на Вашу оценку тональной характеристики вокального звука. Таким образом, скорее всего, Вам потребуется откорректировать уровень группового канала «LV Master», чтобы дать компенсацию за любые увеличения громкости, которые могут произойти в результате комбинирования различных компрессоров. Но если у Вас есть аппаратный фейдер-контроллер, то Вы очень легко можете сделать эту компенсацию, на ходу управляя непосредственно теми групповыми каналами, в которые установлены компрессоры.

Один из секретов превосходного вокального звука от всемирно известного микс-инженера Майкла Брауэра – это его необычная техника параллельной компрессии. Здесь Вы можете увидеть конфигурацию, которую мы сделали в Cubase, чтобы смоделировать его способ. Пять групповых каналов запитаны через пост-фейдерные посылы от трека «LV Source» (который содержит исходный оригинальный вокал). Каждый из групповых каналов содержит компрессор с собственным уникальным звуком. Выхода со всех этих компрессоров направлены на групповой канал «LV Master Group» для дальнейшей совместной обработки.

Вот эти пять компрессоров, которые использовались в нашей конфигурации. Они были выбраны и настроены так, чтобы достичь звукового контраста между ними. Такой контраст – решающий элемент этой технологии компрессии.

Некоторая дополнительная обработка

Если Вы опробовали эту идею и Вам понравились результаты, то имеются некоторые дальнейшие усовершенствования этой конфигурации, с которыми Вы можете поэкспериментировать. Первое, что Вы можете сделать – это создать ещё один Group Channel, но не вставлять в него компрессор. Потом Вы сможете использовать этот групповой канал, чтобы послать на него некомпрессированный сигнал с исходного вокального трека и смешать его вместе с компрессированным звуком (т.е. выход с шестого канала отправить на «LV Master»). Это может реально поддержать некоторую живость в звуке, даже если Вы будете использовать очень тяжёлую компрессию.

Если Вы обнаруживаете, что компрессоры слишком уж «фанатично» жмут аудиосигнал, или, наоборот, не контролируют в достаточной степени пики вокального звука, то Вам не потребуется залазить в каждый канал, чтобы произвести дополнительные индивидуальные настройки. Вместо этого, Вам достаточно будет отрегулировать уровень фейдера на оригинальной вокальной дорожке. Поскольку посылы на ней переключены в пост-фейдерный режим, то это затронет уровни сигналов, уходящих на компрессоры. Следовательно, это изменяет количество компрессии сразу на всех процессорах. Вы должны будете манипулировать фейдером «LV Master», чтобы компенсировать возможные изменения уровня общего вокального сигнала. Я не думаю, что выполнить эту работу очень уж сложно.

В принципе, Вы можете использовать на оригинальном вокальном треке какую-либо обработку, если считаете, что это положительно скажется на работе компрессоров. Но, обычно, я ограничиваюсь тем, что обрабатываю его high-pass фильтром, чтобы минимизировать низкочастотный грохот и поппинг. Всю любую другую инсертную обработку я оставляю для канала «LV Master».

Самый прагматичный подход при настройке эффектов (таких, как реверберация и задержка) – это сделать посылы с группового канала «LV Master». Тем не менее, не игнорируйте возможность организовать вместо этого посылы на небольшое количество эффектов с оригинальной вокальной дорожки. В результате этого, Вы заставите эффект сильнее проявляться на громких фразах, и слабее – на более тихих. Это может очень неплохо работать в структуре, характерной для многих коммерческих треков – типа сухой запев / нагруженный эффектами припев.

И в заключение, стоит рассмотреть вопрос автоматизации уровней, без которой трудно получить коммерчески звучащий вокальный микс. Причём, не зависимо от того, что Вы делаете с компрессорами. Первое, что стоит рассмотреть – это какой из каналов автоматизировать для управления общим уровнем вокала. Если Вы автоматизируете фейдер оригинального трека, то повлияете и на уровень сигнала, поступающего на входа компрессоров. И это, несомненно, окажет воздействие на степень компрессии. Автоматизируя фейдер канала «LV Master» (если забыли, то в этом канале субмикшируются выхода со всех компрессоров), Вы никак не затронете работу компрессоров, а повлияете только лишь на громкость пост-компрессорного субмикса. Вы можете подумать, что следует избегать вмешательства в компрессию, но в действительности я обнаружил, что автоматизация оригинального вокального трека приводит к более музыкальным результатам. А к каналу «LV Master» следует поворачиваться в тех случаях, если в результате движений «пред-компрессорного» фейдера начинает страдать компрессия.

И ещё один аспект автоматизации. Для каждой секции песни Вы можете по-своему настраивать относительные уровни различных компрессоров (чтобы лучше соответствовать художественному замыслу, энергии и чувству песни). И если Вы решили использовать дополнительный канал с некомпрессированным сигналом, то зачастую, он может лучше удовлетворить разрежённым секциям аранжировки.

Использование других процессоров

Хоть эта статья сосредоточена на использовании компрессоров, это ещё не конец истории. Некоторые другие процессы также одновременно влияют и на тон, и на динамический диапазон сигнала. Это лимитирование и клиппинг. Использование тяжёлого лимитирования может быть реально полезным для поднятия уровня частично проглоченных слогов. Вы можете попробовать плагин Cubase Limiter, но, на мой взгляд, Cubase Maximiser более гладко выравнивает пики.

Когда дело доходит до клиппинга, Cubase предоставляет Вам широкий выбор. Amp Simulator, DaTube, Distortion и Soft Clipper – все достойные кандидаты, если не нагружать их слишком уж сильно и подмешивать на достаточно низком уровне (хотя, я бы опасался резко звучащей и довольно непредсказуемой третьей гармоники). Вы можете вставить после искажения эквалайзер, чтобы лучше сформировать тон. Либо можете поставить перед искажением компрессор, чтобы создать более последовательное звучание. Grungelizer – тоже довольно интересный выбор, а вот Bitcrusher вряд ли предоставит что-либо полезное, поскольку артефакты его цифрового искажения не особенно музыкальны.

Любой плагин из суб-меню Distortion может использоваться вместо компрессора в нашей параллельной конфигурации. В дополнение к ним, Вы сможете вытащить полезные тональные оттенки из плагина Grungelizer. (Нужно только убрать регуляторы Crackle, Noise и AC, чтобы избавиться от фонового шума).

Звуковые примеры здесь:
http://www.soundonsound.com/sos/apr09/articles/cubasetechaudio.htm

Опубликовано в журнале Sound on Sound в апреле 2009 года

Перевод подготовил Бережной Вячеслав
www.unisonrecords.ru


Загрузка беседы