Майк Сеньор: Технологии де-эссинга

Майк Сеньор

Когда мы говорим о сибилянтах в контексте вокальной записи, мы прежде всего имеем ввиду «с»-звуки – шумные высокочастотные согласные, произведённые воздушными завихрениями (турбулентностью) от зубов певца. По сути дела – это обычный свист. Такие свистящие звуки (или сибилянты) часто представляют определённые технические проблемы в современной музыке, поскольку многие обычные средства музыкального производства имеют тенденцию к неестественному подчёркиванию таких звуков. Для начала, следует сказать, что широко распространённые в нынешнее время технологии записи вокала при помощи очень близких микрофонов предрасположены к выдвижению на передний план шумовых компонентов голоса. И дела становятся ещё хуже, если микрофон находится в одной горизонтальной плоскости со ртом – ведь именно здесь сосредоточено большинство свистящих звуков. Выбор микрофона также может составить проблему, поскольку для получения более фронтального звука часто используются яркие микрофоны. Широко представленные в студиях конденсаторные микрофоны с большой диафрагмой могут иметь резко звучащие высокочастотные резонансы, возникающие в капсюле. Особенно характерна эта проблема для бюджетных моделей.

Ещё один преступник – это обработка вокальных треков на стадии сведения. Усиление высоких частот эквалайзером – это практически стандартная процедура. Её используют, главным образом, чтобы выдвинуть вокал ещё ближе к слушателю и заставить его как следует прорезаться через микс. И побочный эффект этого – усиление сибилянтов. Компрессия – ещё одна часть проблемы, поскольку большинство компрессоров мало реагирует на высокочастотную энергию, производимую свистящими звуками. Таким образом, компрессор не настолько утвердительно будет контролировать их по сравнению с остальной частью вокального сигнала. И как следствие, относительный уровень «с»-звуков в вокале вырастет.

Базовые технологии де-эссинга: два различных подхода

Самый простой способ де-эссинга – это понижать уровень вокального сигнала всякий раз, когда возникает свистящий звук. Некоторые звукоинженеры делают это вручную – или тщательно вычленяя и перенося свистящие звуки на отдельный трек (и редактируя их там), или используя детальную фейдер-автоматизацию. Ручное манипулирование сибилянтами – не самая увлекательная задача, но, тем не менее, в современных DAW это не очень сложно сделать, поскольку на фоне вокальной волновой формы сибилянты выглядят как плотные, псевдохаотические образования, легко заметные глазу.

Учитывая тот страх, который испытывают многие люди перед идеей ручного де-эссинга, не удивительно, что возникли всевозможные автоматизированные решения этой проблемы. Они полагаются на настраиваемые динамические процессоры, реагирующие только лишь на сибилянты. Такое избирательное действие базируется на эквализации сигнала, идущего в детекторную цепь процессора (и независимого от сигнала, непосредственно проходящего через модуль подавления). Вся эта система работает на основании того факта, что свистящие звуки сосредоточены, главным образом, в частотной области 4 – 10 кГц, и в пределах этой области они будут иметь больший уровень, чем любой другой элемент записи. Если Вы сможете изолировать «свистящую» частотную область в сигнале детекторной цепи, то Вы сможете настроить порог срабатывания процессора так, чтобы он реагировал только лишь на сибилянты.

Некоторые вокальные процессоры класса «всё в одном» позволяют переключать свой эквалайзер в детекторную цепь, но многие звукоинженеры предпочитают использовать отдельный динамический процессор, подавая через эквалайзер сигнал на его специальный вход, именуемый «side-chain» или «key». Но какой бы способ Вы не выбрали, самое простое – это обработать детекторный сигнал high pass фильтром со срезом от 4 кГц. В большинстве случаев, это будет надёжно управлять Вашим динамическим процессором. Если Вы всё ещё испытываете неприятности, попробуйте добавить фильтр со здоровенным пиковым повышением в области 7,5 кГц.

А теперь вернёмся к двум нашим ручным методам. Если Вы захотите создать автоматизированную версию первого (экстрактирование сибилянтов на другой трек), то Вам следует использовать такой динамический процессор, как гейт. Настройте его как эффект посыла и инвертируйте полярность (фазу) в канале возврата. Когда придёт «с»-звук, то гейт его пропустит, но поскольку этот сигнал будет инвертирован, то эффект противофазы приглушит соответствующий свистящий сегмент в исходном сигнале. Настраивая уровень возврата, Вы определите, насколько будут уменьшены в уровне свистящие звуки.

Если Вы хотите автоматизировать второй из наших ручных методов, то вставьте в инсерт вокального канала компрессор, и настройте его порог и отношение так, чтобы он подавлял каждый случай сибилянтов. Такая методика намного больше распространена, чем первая, и не только потому, что она проще, но и потому, что компрессия будет применена в пропорциональной зависимости от того, насколько «пронзителен» каждый индивидуальный сибилянт. Однако, и у первой тактики есть определённые уникальные преимущества – так что, не стоит её пока списывать со счетов – я вернусь к ней немного позже.

Специализированные плагины-де-эссеры, такие, как Universal Audio Precision De-esser, прекрасно решают большинство задач, связанных с избавлением от излишних сибилянтов. Но, тем не менее, ручные методы могут предоставить больше гибкости и избирательности.

Независимо от того, используете ли Вы гейт или компрессор, Вы должны правильно настроить такие параметры, как атака и восстановление. Они должны быть довольно быстрыми, поскольку мы имеем дело с очень короткими всплесками высокочастотной энергии. По возможности, я использую атаку менее 1 мс. Но даже при такой быстрой атаке могут прорваться начала некоторых сибилянтов. Различные модели динамических процессоров могут по разному работать при таком коротком времени атаки, поэтому Вам стоит поэкспериментировать здесь. Если сибилянты особенно проблематичны, то я предпочитаю использовать процессоры, имеющие функцию предвидения (lookahead). Время восстановления я обычно ставлю очень малым (порядка 10 мс). Как только закончится сибилянт, это позволит процессору быстро вернуться в исходное состояние. Более продолжительное восстановление создаст не слишком музыкальную «раскачку» уровня сигнала, поскольку он будет подавлять часть звука, идущего сразу за сибилянтом.

Такая, основанная на подавлении уровня обработка, очень проста в реализации. Вы сможете довольно легко и быстро настроить свои устройства и получить очень неплохие результаты. Единственно, над чем стоит более серьёзно задуматься – это насколько «душить» проблемные участки. В значительной степени, это – вопрос вкуса, поскольку нормы могут меняться в зависимости от конкретного музыкального стиля. Главное в этом деле – не перестараться, потому что если Вы слишком сильно смягчите сибилянты, это заставит Вашего вокалиста шепелявить.

Де-эссинг с использованием гейта в канале посыла. Если Вы инвертируете полярность (фазу) канала, то сигнал, пропущенный гейтом, приглушит соответствующий ему сегмент в исходном вокальном треке.

Частотно-избирательная обработка

Но, зачастую, такая простая обработка не может справиться с очень резкими сибилянтами без побочных эффектов в виде шепелявости вокала. Типично, что некоторые частоты «свистящего» диапазона особенно сильны и кажутся слишком резкими даже тогда, когда общий уровень сибилянтов задушен до состояния шепелявости. В принципе, все вышерассмотренные тактики де-эссинга могут быть усовершенствованы для борьбы с такой проблемой. Но чтобы понять, как это работает, давайте снова вспомним оба наших ручных метода. Первый метод (где мы вырезали свистящие регионы и помещали на отдельный трек), предоставляет простой и элегантный полнодиапазонный де-эссинг – чтобы смягчить сибилянты, Вам надо только лишь понизить фейдер на соответствующем треке. А если Вы сначала эквализуете этот трек и пригладите наиболее резкие сибилянты, то сможете добиться ещё более гладкого вокального звука, не слишком снижая общий уровень свистящих звуков и избегая побочных «шепелявых» эффектов. Если Вы решите принять второй метод (где используется автоматизация уровня), то сможете улучшить свои результаты, автоматизируя степень эквализации, сосредоточенной на самой резко звучащей частоте.

Оба этих ручных метода, при надлежащей аккуратности, могут привести к прекрасным результатам. Но, тем не менее, многие звукоинженеры чаще обращаются к автоматизированным методам обработки. Все вышеописанные методы (как ручные, так и с использованием динамических процессоров) можно воплотить практически в любой современной DAW, но иногда их настройка может стать не совсем тривиальным делом. Из-за этого, многие музыканты и инженеры поворачиваются в сторону специализированных процессоров – де-эссеров. Эти устройства подразделяются на два основных типа (опять же, повторяющие наши два ручных метода). Первый тип представляет собой процессор, автоматически вычленяющий свистящие сегменты в отдельный аудиопоток, и позволяющий эквализовать и управлять его уровнем по своему вкусу. Второй тип представляет собой однополосный динамический эквалайзер, который может быть нацелен на самый резко свистящий регион. Он будет понижать указанный частотный диапазон в момент прохождения сибилянта. Почти все стандартные де-эссеры используют ту или иную версию последнего алгоритма, так что давайте сначала подробно рассмотрим их, а потом уж обсудим дополнительные возможности, предоставляемые другой парадигмой.

Прежде, чем использовать основанный на динамической эквализации де-эссер, Вы должны сделать некоторые манипуляции по его настройке. Прежде всего, требуется добиться чёткого его срабатывания. Это осуществляется почти также, как и в случае с более простыми методиками полнодиапазонного де-эссинга. В специализированном де-эссере имеется свой, встроенный сайд-чейн-эквалайзер. Также, в большинстве случаев, имеется переключатель, позволяющий включить на прослушивание эту боковую цепь. И это сильно облегчает процесс нахождения нужных параметров для эквалайзера – грубо говоря, чем противнее будут сибилянты в боковой цепи, тем легче будет процессору определить и скорректировать их в общем сигнале!

Когда де-эссер начинает срабатывать в правильных местах, Вам потребуется обратиться к другому ряду средств управления, определяющему, как динамический эквалайзер должен реагировать на срабатывания. Как правило, Вы получаете контроль частоты, позволяющий точно настроиться на самые «отъявленные» сибилянты. Также, Вам будут предоставлены для управления такие параметры, как Range (Диапазон) или Sensitivity (Чувствительность), позволяющие определить, насколько утвердительно эквалайзер будет подавлять заданную частотную область при обнаружении сибилянтов. У некоторых де-эссеров (таких, как Waves Renaissance De-esser) имеются более детальные средства управления эквализацией – как, например, полноценный параметрический эквалайзер, позволяющий выбирать различные типы фильтров и настраивать полосу пропускания выбранного фильтра.

Динамический эквалайзер, настроенный в роли де-эссера. Верхняя полоса этого эквалайзера (Band 4) делает частотное сокращение, как только сигнал в этой полосе пересечёт установленный порог во внутренней сайд-чейн цепи.

Вне динамической эквализации

Де-эссеры, основанные на принципе динамической эквализации, могут дать превосходные результаты, но некоторые продюсеры всё ещё предпочитают работать, вытаскивая свистящие секции на отдельный трек и обрабатывая его индивидуально. В настоящее время, я знаю только одного производителя, предлагающего такой вид обработки в форме плагина. Это компания Eiosis со своим плагином E2 De-esser. Тем не менее, Вы можете успешно применять этот же принцип, взяв за основу вышеописанный метод с гейтом в канале посыла. Но безотносительно того пути, которым Вы решите пойти, наличие сибилянтов на отдельном канале предоставляет, как я думаю, самые сильные варианты обработки. Даже если Вы решите их только лишь эквализовать, то сможете создать намного более сложную кривую эквализации, чем это доступно в любом специализированном плагине-де-эссере. И Вы сможете объединить эквалайзер с компрессором, чтобы одновременно контролировать и уровень.

Кроме того, наличие всех «не свистящих» секций на отдельном треке имеет свой, дополнительный набор преимуществ. Для начала, Вы можете использовать эквалайзер и добавить общую яркость, но при этом никак не усилить сибилянты. Вы также сможете более свободно использовать основанные на искажении психоакустические процессоры – типа Aphex Aural Exciter и т.п. Поскольку эти энхансеры добавляют высокочастотные гармоники, то при обычном применении они могут резко усилить слышимость сибилянтов в вокальном сигнале (но при этом, фактически, не поднять их уровень!) Подобные усиленные сибилянты довольно трудно побороть де-эссером: намного лучше – это избежать этой проблемы вообще, просто оставив трек с сибилянтами без подобной обработки! Многие эффекты, которые обычно находятся в каналах посыла – реверберация, задержка и т.п. – могут усиливать свистящие вокальные звуки. Таким образом, Вы можете легко избежать этой проблемы, сделав посылы с «не свистящего» трека. Тем не менее, Вам стоит помнить, что и некоторые другие согласные звуки («Ф», «Т») могут вызывать подобные проблемы – так что, не забывайте и о них, а не зацикливайтесь только лишь на «С».

Вырезание «С»-звуков на отдельный трек. Вы сможете эквализовать их, не затронув остальную часть вокала.

Большая картина

Как Вы можете видеть, существует много методов борьбы с лишними сибилянтами. Причина, из-за которой следует знать о различных подходах – то, что выбор наиболее оптимальной методики часто зависит от условий, средств микширования и обработки, доступных Вам. Кроме того, проверьте, что выбранный Вами де-эссер не влияет на вокальный звук когда не активен (в том смысле, когда в звуковом потоке нет сибилянтов). Многие процессоры именно так и поступают, но я был удивлён, когда столкнулся с исключениями.

Независимо от находящихся под рукой инструментов, главное – это прагматический подход к проблеме. В частности, Вы должны реалистично смотреть на использование автоматических де-эссеров: в то время, как они могут сэкономить Вам массу времени, разбираясь с большинством проблемных сибилянтов, во многих записях обычно существует несколько особенно «свистящих» случаев, перед которыми пасует автоматический де-эссинг. Если Вы попытаетесь заставить де-эссер обуздать эти самые «нахальные» сибилянты, то велика вероятность того, менее «нахальные» станут просто шепелявить. Поэтому, не забывайте о ручном редактировании. И ещё одна вещь. Многие люди не принимают во внимание тот факт, что высокочастотные компоненты инструментальных звуков могут заставить вокальные сибилянты звучать хуже, чем они есть на самом деле. Таким образом, тщательно рассмотрите общий звук микса – может Вам потребуется не только де-эссинг (или наоборот – не потребуется), но и эквализация других треков в совпадающих с вокальными сибилянтами частотах.

Работа с бэк-вокалами

Большая часть того, что было сказано о де-эссинге ведущего вокала, относится и к партиям бэк-вокала, если даже не больше. Это – следствие того факта, что, зачастую, они ещё сильнее компрессируются и эквализуются. К счастью, во многих случаях, Вы можете использовать здесь более тяжёлый де-эссинг: если в общем контексте микса шепелявости не заметны, то и не следует особо волноваться по поводу того, что при изолированном прослушивании они время от времени проскакивают. Зачастую, Вы можете собрать все бэк-вокальные треки в одну подгруппу и обработать их все одним де-эссером. Хотя, и здесь могут быть исключения – некоторые партии могут потребовать к себе более пристального и индивидуального подхода. Но, безотносительно того, какой уровень сибилянтов Вы решите оставить для бэков, позаботьтесь о таймингах (синхронности) исполнения. В противном случае, ясность лирики может реально пострадать. Это особенно важно, когда Вы имеете дело с пышными, широко панорамированными и многослойными гармониями заднего плана. Любые игры сибилянтов, проскакивающих через всё стереопространство, очень напрягают и заставляют Вашу продукцию звучать по-дилетантски.

Где поместить де-эссер?

Выбор места для установки де-эссера может стать вопросом, поскольку каждый де-эссер отвечает по-своему. Я, к примеру, обычно устанавливаю его после эквалайзера и компрессора, поскольку только тогда я могу правильно судить, требуется ли процедура де-эссинга. Тем не менее, я ставлю любые психоакустические энхансеры (основанные на искажении) после де-эссера, поскольку уменьшенные де-эссером сибилянты в меньшей степени нагружают внутренний сатуратор энхансера. Это приводит к более гладким результатам. Ещё одно место для установки де-эссера – это вставить его в шину посыла, где он используется, чтобы бороться с сибилянтами, плещущимися в реверберации, задержке и модуляционных эффектах. В данном случае, поиск точной степени подавления сибилянтов не имеет особого значения – даже если сигнал, идущий после де-эсера на ревербератор будет шепелявить как Даффи Дак, это вряд ли будет хоть как-то заметно в общем контексте микса. Единственная ловушка, могущая здесь подстерегать, заключается в следующем: если Вы изменяете уровень посыла на канал эффектов после того, как сформировали порог де-эссера, подавление сибилянтов может перестать работать так, как Вы настраивали изначально. Но подстроить это недолго.

Звуковые примеры

Вы можете скачать демонстрационный проект для Cockos Reaper (www.reaper.fm). Файл здесьhttp://www.soundonsound.com/sos/may09/audio/deessing/De-essingProjectSOS.zip

Трек 1 в проекте содержит маленькую секцию довольно свистящего вокала, которую я взял из песни «Word Gets Around» (St. Vitus, Студия Спасения миксов, ноябрь 2008). Остальные треки показывают некоторые методы де-эссинга.

Трек 2 (Vox_ManualLevelRide): была вручную прописана фейдер-автоматизация, опускающая уровень в трёх свистящих секциях.

Трек 3 (Vox_ManualChopEsses) и Трек 4 (Vox_ManualChopRemainder): использовалось редактирование, чтобы порезать исходный вокал на два отдельных трека. Верхний трек содержит только сибилянты, нижний – «не свистящий» вокал. Более низкий фейдер на верхнем треке показывает, как был уменьшен уровень сибилянтов.

Трек 5 (Vox_Send) и Трек 6 (Vox_GatedSendEsses): Верхний трек остаётся необработанным, но с него сделан посыл на гейт (установленный в шину посыла). Гейт сделан чувствительным к сибилянтам путём эквализации его детекторного сигнала. Сигнал с канала эффекта инвертирован, поэтому взрывы сибилянтов, пропускаемые гейтом, будут в противофазе с соответствующими местами необработанного трека. Уровень фейдера на нижнем треке регулирует степень подавления сибилянтов.

Трек 7 (Vox_SidechainComp): самая распространённая техника. Компрессор сделан чувствительным к сибилянтам путём эквализации его детекторного сигнала. Параметры настройки компрессии регулируют степень подавления сибилянтов.

Трек 8 (Vox_AutomatedEQ): здесь используется автоматизация, чтобы управлять пиковым фильтром. Он уменьшает резкость только лишь в свистящих секциях.

Трек 9 (Vox_ManualChopEQEsses) и Трек 10 (Vix_ManualChopEQRemainder): использовался тот же самый подход, как в треках 3 и 4, но вместо того, чтобы двигать фейдер с сибилянтами, использовался пиковый фильтр, предназначенный только для самого резкого частотного диапазона.

Опубликовано в журнале «Sound on Sound» в мае 2009 года

Перевод подготовил Бережной Вячеслав
www.unisonrecords.ru


Загрузка беседы