Мэтт Хаутон: Триггеринг барабанов в Cubase

Опубликовано в журнале «Sound on Sound» в мае 2007 года

Если Вы хотите дешёвый и лёгкий способ замены живых барабанов в Cubase, то я предлагаю Вам некоторые неплохие решения

Мэтт Хаутон

Конечно, лучше всего – это захватить правильный звук непосредственно в источнике. Но иногда, Вам может потребоваться иной звук - не тот, что предлагают Ваши барабаны. Либо Ваш барабанщик сделал не слишком последовательную работу и это не устраивает Вас.

Пользуясь Cubase много лет, я понял, что это одна из областей, где он проигрывает своим конкурентам. Даже в старой РС-версии Logic есть более простой метод, чем в последних версиях Cubase. И в прошлом, чтобы решить такую задачу, я часто обращался к Logic или Pro Tools.

Очевидный выбор для пользователей Cubase состоит в том, чтобы использовать коммерческие плагины, осуществляющие замену барабанов. Вы наверняка слышали о Drumagog (www.drumagog.com), который вместе с Digidesign Soundreplacer (для Pro Tools), долго был стандартным инструментом для такой работы. Хотя Drumagog и предлагает широкую функциональность и создаёт прекрасные результаты, это не самая скромная покупка для домашней музыкальной студии. В итоге, я решил обнаружить способы, которые бы позволили с минимальными затратами (или бесплатно) сделать замену барабанов в Cubase.

Хитпойнты

Первое, что пришло мне в голову – это попытаться использовать функции хитпойнтов, чтобы обнаружить удары и произвести MIDI-ноты для управления сэмплами. Однако, я скоро обнаружил, что Сэм Инглис опередил меня в этом, опубликовав в августе 2005 года соответствующую статью. Он разработал способ использовать хитпойнты, произведённые от многодорожечной барабанной записи, чтобы выстроить удары замены. Я снимаю шляпу перед Сэмом за его терпение и упорство в обнаружении этого специфического метода. Я знаю, что это единственное решение, доступное с использованием только лишь встроенных в Cubase средств. Макросы, которые он предложил, здорово облегчают эту работу, но это всё ещё не очень интуитивный подход (по крайней мере, для меня).

От третьих лиц

Как мы видим, варианты внутри Cubase очень ограниченны, так что придётся посмотреть по сторонам и поискать недорогое (или бесплатное) программное обеспечение от третьих лиц.

Первый продукт, который неожиданно возник при поиске в сети, был Digital Black Raven DRT для Windows. Я быстро загрузил его демо-версию (с www.digital-black.net). Этот плагин предлагает функциональность, не намного уступающую Drumagog, а стоит всего лишь 35$. Вы определяете порог, устанавливаете фильтр (чтобы более аккуратно определить частоты) и загружаете любые сэмплы (до восьми различных сэмплов, вызываемых разными значениями динамики. Ещё лучших результатов Вы сможете достичь, если у Вас будет бесплатный многослойный набор NS7 kit). Также, у этого плагина имеется MIDI-выход. Raven DRT работал довольно прилично, с хорошим и точным таймингом. Самая большая его проблема - то, что нет никакого визуального отображения поступающего аудиосигнала и всё приходится устанавливать только на слух. Тем не менее, это обеспечивает пользователям опрятный и довольно аккуратный MIDI-триггер по приемлемой цене.

Бесплатный Replacer от Boxsounds предлагает РС-пользователям аккуратное, без особых наворотов решение.

Другой популярный продукт – это Apulsoft Aptrigga 2, который доступен как для Mac, так и для PC. Его можно приобрести за 35 евро на www.apulsoft.ch. Он предлагает визуальное отображение сигнала, помогающее Вам установить порог и фильтры, и имеет хорошо написанное руководство. К сожалению, у него нет MIDI-выхода, так что Вы ограничены вызовом только тех сэмплов, которые Вы в него загрузили.

Идя дальше, я обнаружил, что есть несколько freeware/donationware решений. Как и Aptrigga, плагин Replacer от Boxsounds (www.boxsounds.com), не имеет MIDI-выхода и позволяет загружать в себя сэмплы. Они должны быть в формате WAV, что немного расстроит Вас, если Вы имеете обширную библиотеку с сэмплами разных форматов. Снова, нет никакого графического представления входящего аудиосигнала. Кроме того, Вы можете вызывать не больше четырёх разных звуков. Хотя это и достаточно для многих стилей, но всё равно – не идеально. Но свою работу он делает очень неплохо, и поскольку он бесплатен, то Вам грех жаловаться на него.

KT Drum Trigger от Smart Electronix имеет 24 канала, мощный контроль и визуальное отображение информации. Возможно, это лучший бесплатный драм-триггер.

Если Вы предпочитаете только лишь генерировать MIDI-сигналы и не нуждаетесь в функциях работы с сэмплами, то обратите своё внимание на непритязательный JTRIG (www.jens.ru/stuff/jtrig/readme.htm). У него нет своего собственного GUI, и таким образом, Вы получаете средства управления, предоставляемые Cubase по умолчанию (т.н. технический интерфейс). Вы можете установить уровень срабатывания, атаку и восстановление, MIDI-ноту и MIDI-канал. Подобную, но более эстетически приятную альтернативу предлагает плагин Drum Direction от Fretted Synth Audio (www.frettedsynth.asseca.com).

Но лучшим решением, с которым я столкнулся, был бесплатный плагин KT Drum Trigger от Smart Electronix (www.smartelectronix.com). Как и JTRIG, он производит только MIDI-данные. Однако, он предлагает более широкую функциональность. Он имеет 63 слайдера и шесть графических контроллеров, разделённых между тремя триггерными каналами. Плагин предоставляет до 24 отдельных каналов (больше, чем Вы могли бы нуждаться для барабанов). Каждый канал имеет настраиваемый фильтр (режимы low pass, band pass или high pass) и предоставляет полный контроль над частотой среза, добротностью и усилением / ослаблением (gain). Мало того, что Вы получаете графическое представление сигнала, так маркеры ещё и показывают, какие части волновой формы заставляют срабатывать триггер. Хотя и потребовалось немного усилий по настройке фильтров, не составило особого труда произвести точную MIDI-информацию для бочки, малого барабана и хай-хэта – и всё это от обычной стереофонической петли! KT Drum Trigger имеет также режим «Thru», который позволяет слушать и оригинальный звук, и то, что вызывают сгенерированные ноты. Этот плагин может создавать ноты не только с фиксированной громкостью, но и с громкостью, зависящей от уровня входного аудиосигнала.

Маршрутизация MIDI

Найдя плагин, пригодный для работы, я столкнулся с осложнением при маршрутизации MIDI в Cubase. Например, если Вы поместите отдельные инстанции своего драм-триггера в различные треки Вашего многодорожечного барабана (например, один на бочку, один на хэт и один на малый барабан), то Cubase будет рассматривать выход каждого плагина как отдельный MIDI-источник – самостоятельный для каждой инстанции.

Это может предоставить проблемы, потому что MIDI-трек с Вашим барабанным модулем (сэмплером) может получать данные либо с одного источника, либо со всех сразу. Вы не можете определить два или три входа, а остальные проигнорировать. Если Вы «захватываете» только один элемент (инструмент) барабанов, то Вам волноваться нечего, но если Вы одновременно работаете с множеством партий, да если ещё внутри проекта циркулирует и другая MIDI-информация, то Вы можете получить небольшую головную боль.

Есть два варианта обхода этой проблемы. Самое простое – это создать отдельный пустой MIDI-трек для каждой инстанции триггера. Выберите в этом треке соответствующий вход, а выход назначьте на Ваш барабанный модуль (не забудьте включить на треках мониторинг).

Конечно, иногда Вам может захотеться попробовать триггерные сигналы одновременно на разных барабанных модулях, или поэкспериментировать со звуками от разных модулей. В этом случае, может оказаться легче использовать виртуальный MIDI-кабель. Вы можете установить бесплатное программное обеспечение, такое, как MIDI Yoke (www.midiox.com/myoke) или Maple (www.hurchalla.com/Maple_driver.html). Виртуальный кабель позволяет группировать и маршрутизировать MIDI-каналы и работает одновременно во всех MIDI-приложениях, открытых на компьютере. Как и раньше, Вы должны создать MIDI-треки, но на сей раз, вместо того, чтобы направлять их выходы непосредственно во вход барабанного модуля, выберите один из виртуальных кабелей. Тогда, на каждом MIDI-канале барабанного модуля, выберите соответствующий входной источник. Эта технология особенно полезна, если Вы хотите создать многослойные звуки, одновременно используя несколько барабанных модулей.

Творческое применение

Занимаясь исследованиями для этой статьи, я сделал для себя приятное открытие. Как оказалось, можно не ограничивать себя только лишь использованием драм-триггеров с записанными барабанами или сэмплами. Я не могу играть на барабанах и у меня нет решимости провести годы, учась играть на них. Я также не слишком преуспеваю с MIDI-пэдами (как у Akai MPC). Но, как и многие люди, я зачастую рассеянно изображаю голосом игру на барабанах или выстукиваю ритмы на столе, автомобильном руле или на чём-нибудь ещё.

Виртуальный MIDI-кабель – в данном случае Marblesounds Maple – может быть полезен для маршрутизации MIDI-сигналов от нескольких триггеров к нескольким барабанным модулям.

Если Вы тоже иногда делаете такое, то стоит поэкспериментировать с драм-триггерами, как со средством ввода Ваших барабанных партий. Всё, что Вам надо сделать – это настроить микрофон и записать Ваш битбоксинг или настукивания. Если Вы производите достаточно ударные звуки (где есть отчётливая атака – иначе отклик будет запаздывать), то Вы можете использовать этот сигнал для вызова барабанных звуков. Если Вы издаёте звуки с достаточно различными частотами, то Вы можете изолировать их фильтрами и вызывать через триггер более чем одну партию. Например, я выяснил, что удар, произведённый моим большим пальцем, имеет более низкий звук, чем удар, произведённый ногтём указательного. Вы также можете собрать себе из подручных средств «ударный набор» (ну там, кастрюли, коробки всякие) и использовать его вместо реальных барабанов. Как мы уже видели, настраивая фильтры на KT Drum Trigger, мы смогли добиться уверенного триггеринга трёх разных партий из одного звукового трека. Хотя, для такой работы настройка фильтров является более хитрой задачей. Но попытаться сделать это, конечно же, стоит.

Используя этот подход, легко создать новые партии в дополнение к существующим барабанным трекам. Чтобы делать это в реальном времени, Вам потребуется аудиоинтерфейс с весьма низким временем ожидания: латентность, которая кажется приемлемой при пении или игре на гитаре, очень раздражает, когда приходится работать с короткими ударными звуками.

Если Вы не делали такие вещи раньше, то обязательно попробуйте. Это что-то вроде сюрреалистического битбоксинга в SM58 или игры на невидимых барабанах, когда в ответ Вы слышите как будто возникающие из пустоты «реальные» барабанные звуки. Когда Вы привыкните к такому, это обеспечит неплохой способ воплотить Ваши ритмические идеи.

Реализм

Для многих музыкальных стилей желательно, чтобы удары барабана немного отличались друг от друга. Это вносит в музыку немного больше человечности. Как я уже говорил ранее, один из способов сделать это – использовать триггер, реагирующий на громкость ударов и управляющий многослойным сэмплом.

Если у Вас есть барабанный модуль, который имеет контроль динамики (такой, как BFD), Вы можете использовать автоматизацию, чтобы вдохнуть жизнь в Ваши триггерные барабаны. Это особенно полезно для хай-хэта.

Если у Вас есть такой продвинутый барабанный модуль, как BFD, то Вы можете варьировать динамику воспроизводимых партий. Хоть Вы и можете извлечь из оригинальных барабанов только лишь основной ритм, но Вы можете изменить то, что воспроизводится, автоматизируя контроль динамики модуля (как для всего комплекта, так и для отдельного инструмента). Я нашёл, что это работало особенно хорошо с BFD, когда я снимал хай-хэт. Его звук может стать слишком механическим, поскольку триггер не способен определить, открыт ли хэт, закрыт или находится в каком-то промежуточном состоянии. Автоматизация динамики заставит звук хай-хэта (или всего комплекта) варьироваться при воспроизведении, и это принесёт в звучание больше человеческого чувства.

Вы можете не только заменять исходные барабаны сторонними сэмплами, но и делать более тонкие манипуляции. Я достиг наилучших результатов, когда взял «хорошие» сэмплы бас-барабана, загрузил их в сэмплер и использовал плагин-триггер, чтобы управлять им. Поскольку звук замены был взят из оригинального трека, это дало очень неплохие результаты, когда он воспроизводился вместе с другими партиями.

Так или иначе, но у Вас есть бюджетный способ заменить или улучшить барабаны в Cubase. Удачной Вам работы!

Опубликовано в журнале «Sound on Sound» в мае 2007 года

Перевод подготовил Бережной Вячеслав www.unisonrecords.ru

Посетите наш форум www.unisonrecords.ru/forum/


Загрузка беседы