Пол Уайт: Реставрация магнитных лент

Опубликовано в журнале «Sound on Sound» в декабре 2006 года

Нет это не Naked Chef, просто Sound On Sound проводит занятия на кухне, чтобы спасти некоторые старые записи на магнитных лентах.

Пол Уайт

Ко мне обратился гитарист Рассел Саймон, который имел горстку четвертьдюймовых лент. Он сделал эти записи с рок-группами, с которыми играл в конце 70-х и начале 90-х годов. Он хотел перенести их на компакт-диск прежде, чем ленты окончательно придут в негодность. Он поинтересовался, есть ли у меня на ходу подобный антикварный магнитофон. К счастью, я всё ещё держу в студии свой старый четвертьдюймовый рекордер Tascam 32 для подобных работ, так что я сказал ему, что можно сделать такую попытку. Однако, как Вы знаете, старые ленты могут иногда причинить массу проблем, когда Вы собираетесь воспроизвести их.

Различные «породы»

Имеется два основных типа ленты. Старый использует ацетатную основу, более новый - полиэстерную. Вы сможете с уверенностью распознать ацетатную ленту, если посмотрите на её катушку через свет. Если он проходит через ленту от края до края – это скорее всего ацетат, поскольку материал основы довольно прозрачен. Полиэстер, наоборот, является непрозрачным, так что свет через него не пройдёт. Ацетатные ленты обычно использовались в 50-е и 60-е годы, так что Вы не часто сможете натолкнуться на них в наши дни, разве что при работе с архивными материалами. Если Вы находите ацетатную ленту, понюхайте её, и если обнаруживаете дуновение уксуса (уксусной кислоты), то это – верный признак того, что лента химически разрушается. С возрастом, лента реально «худеет» и приобретает тенденцию к скручиванию, и чтобы заставить её играть более менее хорошо, приходится импровизировать со способами увеличения напряжённости ленты (натяга) – чтобы гарантировать хороший контакт с головками. К счастью, ацетатная лента не имеет тенденции растягиваться, пока не достигнет определённого предела, так что Вы сможете использовать весьма сильный натяг без её деформации.

«Липкий навес»

Полиэстерная лента была разработана в качестве превосходной замены ацетатной, но 80-х годах я столкнулся с проблемой, связанной с ней. Я понятия не имел, что происходило, и никто в то время, как мне казалось, тоже не знал. Теперь известно, что некоторые марки магнитной ленты, относящиеся к 70-м и 80-м годам, страдали от проблемы, известной как «синдром липкого навеса». Наиболее часто это связывалось с лентами Ampex 456 (с задним покрытием), выпущенных в это время, но группа пользователей также сообщила о подобных проблемах с лентами от Audiotape, Agfa и Scotch/3M. Одна из причин «синдрома липкого навеса» - то, что полиуретановая основа для оксидного магнитного слоя поглощает воду. Процесс этот может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет, в зависимости от формулы ленты и условий хранения. Что в итоге получается: когда Вы пробуете воспроизвести ленту, головки и лентопротяжный механизм очень быстро загрязняются оксидными частицами, всё это становится липким и препятствует нормальному прохождению ленты, вызывая слышимое визжание и скрип. Иногда, это может заставить лентопротяжный замедлиться или вообще остановиться. Попытка и дальше воспроизводить ленту в таком состоянии может привести к повреждению или разрушению магнитного слоя, так что Вы должны немедленно прекратить воспроизводить её.

Тест перемоткой

Чтобы выяснить, страдали ли ленты Рассела «синдромом липкого навеса» (а как я подозревал, что могли, учитывая их возраст и происхождение), я просто перемотал их с одной катушки Tascam 32 на другую, минуя весь остальной лентопротяжный механизм. Пришлось придерживать натяжной рычаг пальцем в нужном положении, чтобы не сработал микровыключатель, реагирующий на окончание ленты. Обход всех направляющих и натяжных устройств, а также головок, предотвращает их возможное загрязнение от контакта с магнитным слоем ленты. Если лента раскручивается чисто, можете попробовать воспроизвести её. Если же она страдает от «липкого навеса», то Вы сможете услышать это и увидеть отпечатки на ленте от других слоёв. Некоторые люди прижимают пальцем ленту со стороны магнитного слоя, чтобы видеть, растёт ли какой остаток – но я никогда не пробовал этот подход самостоятельно. Даже при том, что ленты Рассела хранились у него дома в сухом месте, испытание перемоткой показало, что имелась определённая степень этой проблемы.

Пекари, остерегайтесь!

Имеются две причины липкости ленты: деградация основы из-за поглощения воды и потеря специальной смазки, входящей в состав ленты. Деградация из-за поглощения воды может быть временно устранена путём прогрева (просушки) в печке, но это не помогает при потере смазки. Пока что все проблемы, с которыми я столкнулся, устранялись прогревом, так что, судя по всему, это преобладающая причина. Стоит отметить, что прогрев может использоваться только лишь для лент с задним покрытием, а в других типах может причинять дальнейшую деградацию. Улучшение это временное, поскольку лента снова начинает поглощать влагу из атмосферы после того, как её высушили. Необходимо сразу же перенести запись на другой носитель: при нормальных обстоятельствах эффект от просушки сохраняется от 2 до 4 недель.

Если ленты имеют историческую или коммерческую ценность, Вы должны поручить это дело профессионалам. Однако, если это старые демо-записи, по которым Вы ностальгируете, то можете, конечно, попытаться сделать это сами. Рекомендация для четвертьдюймовых лент: просушивать (пропекать) их в пределах 50C в течении 4 – 8 часов. Важно, чтобы температура была стабильной. Первый раз, когда я пробовал «печь» ленты, то использовал электрический инкубатор для яиц. Для этого проекта я использовал подогревающую панель в моей кухонной печи, поскольку она как раз предназначена, чтобы работать в нужном мне температурном диапазоне и имеет свой собственный термостат, независимый от термостата духовки. В идеале, Вы должны использовать термометр для контроля за температурой – допускаются колебания + / - пара градусов. Вы должны использовать только электродуховки, так как при горении газа образуется водяной пар – а мы от него как раз и пытаемся избавиться! Температура ниже 50C будет неэффективна, а слишком большая – будет способствовать копир-эффекту («перепечатыванию» намагниченности с одного слоя ленты на другой).

Четвертьдюймовый магнитофон Tascam 32


Кухня: ленты, страдающие от «липкого навеса», помещены в коробки в духовке. Духовка должна иметь очень хороший температурный контроль.

Чтобы держать температуру более устойчивой, я оставил ленты в их картонных коробках (но удалил оттуда полиэтиленовые мешки) и сложил их с воздушным промежутком (около дюйма) между каждой лентой. Я решил поставить ленты в духовку на ночь, где они должны были сушиться в течение 8 – 9 часов, а потом естественным образом остыть, прежде чем я попытаюсь их воспроизвести. Желательно не трогать ленты в течение нескольких часов после сушки, чтобы смазка в магнитном слое нашла путь к поверхности. Устойчивое охлаждение может быть достигнуто, просто выключая духовку и дожидаясь её остывания.

Потом надо опять перемотать ленты, тщательно проверить их состояние на предмет дефектов магнитного слоя и полиэстерной основы, и устранить эти дефекты при помощи бритвы и липкой ленты.

После всех этих манипуляций ленты были готовы к воспроизведению. Ваш магнитофон должен работать с той же самой скоростью, что и при оригинальной записи, и расположение треков тоже должно соответствовать. Наиболее серьёзные магнитофоны были с двумя дорожками во всю ширину ленты (т.е. без второй стороны). Но надо принимать во внимание, что многие потребительские магнитофоны использовали расположение с четырьмя дорожками (2 с одной стороны и 2, с противоположным направлением, с другой), для того, чтобы можно было удвоить время звучания, просто переворачивая ленту. Поскольку на массовых магнитофонах дорожки были вполовину уже, чем у двухдорожечных, то их соотношение сигнал / шум было несколько хуже. Важно помнить, что Вы не сможете проиграть четырёхдорожечную ленту на двухдорожечном аппарате, т.к. будете сразу слышать обе стороны.

Имеется также вопрос об эквалайзере, использованного рекордером (NAB или IEC) при записи ленты, и если запись была сделана в профессиональной студии, то возможно имеется некоторая форма системы шумоподавления – типа Dolby A. Не имеется никакого точного пути уклонения от неё, так что Вам придётся или использовать совместимое оборудование, или отдать свои ленты профессионалам. С эквалайзером всё намного проще, поскольку различие между этими двумя (NAB и IEC) довольно тонко. По сути – это две различные компенсационные кривые, применяемые в процессе записи и воспроизведения. Эта эквалайзерная система максимизирует высокие частоты и принимает во внимание нелинейность электрических и магнитных элементов в тракте записи / воспроизведения, чтобы в результате воспроизвести линейный частотный ответ. Если Вы имеете магнитофон с переключателем типов эквалайзеров (например Revox A77), и если звукоинженер отметил тип EQ на коробке, Вам достаточно повернуть ручку в нужное положение. Если Вы не можете переключать типы EQ или не знаете какой из них использовался при записи, то используйте обычный эквалайзер, настраивая его так, чтобы получить звук который Вам нравится. Я попал именно в такое положение, поскольку мой Tascam 32 не имеет переключателя EQ, и на коробках с лентой не было никакой дополнительной информации, кроме как о скорости (15ips).

Я просто подключил магнитофон в свой аудиоинтерфейс и переписал всё в компьютер с разрядностью 24 бит/44,1 кГц.

Реставрация

Если Вы спасаете записи с высокой коммерческой ценностью, то можете приобрести профессиональное оборудование для восстановления лент, типа того хай-энда, что производит Cedar Audio. Но для большинства из нас, живущих в более скромном мире, имеется много способов сделать хорошую работу, используя доступное программное обеспечение, плагины или аппаратные процессоры. Шипение ленты может быть сильно уменьшено, используя шумодав с функцией снятия отпечатка шумового профиля. Он снимает шумовой профиль перед треком или сразу после него, но если звукоинженер старался, Вы можете и не найти шумовой участок нужной длины. Обычно требуется полсекунды изолированного шума. Если Вы не имеете его, то можете попробовать воспроизвести пустой участок ленты и взять шумовой отпечаток оттуда, но по своему опыту я вижу, что имеется намного больше шума добавленного в процессе записи шумными устройствами, чем непосредственно лентой. Другой главный инструмент – хороший эквалайзер, поскольку тональность старых записей далека от идеала и есть возможность сделать значительное субъективное усовершенствование, используя базовый параметрический эквалайзер.

Шум и шипение ленты могут быть значительно уменьшены, пользуясь программным обеспечением (Waves X-Noise; Denoiser из Steinberg Wavelab 6).

На лентах Рассела была, в основном, энергичная рок-музыка, и шум ленты не был существенной проблемой. Зато шум и гудение от гитарного усилителя были весьма заметны, особенно в интро. Избавится от него можно при помощи специального программного обеспечения, которое выделяет фундаментальную частоту этого гула / гудения и производные от неё гармоники. Вы можете сделать это и вручную, используя параметрические эквалайзеры, чтобы создать ряд узких и глубоких вырезов на частотах 50, 100, 150, 200Гц и т.д. – для европейского тока промышленной частоты (50Гц). А для Америки нужно сделать соответствующие пропорции от 60Гц. Вам, вероятно, придётся слегка перемещать эти частоты вверх или вниз, если скорость ленты при записи и воспроизведении немного различается. Я уладил всё это, используя секцию фильтрации гула из BIAS Soundsoap Pro. Низшая частота была установлена в 150Гц и затем привлечены все высшие от неё гармоники. Это, в комбинации с заглушением интро вплоть до первой ноты, сделало адекватное субъективное усовершенствование, так что я решил, что нужды в широкополосном шумодаве нет.

Требовалось лёгкое прикосновение эквалайзером, и я попробовал Focusrite Liquid Mix с его «huge analogue» EQ, чтобы дать нежный спад в середине с лёгким намёком на повышение в районах 90Гц и 10кГц. Это создало очень тонкую «кривую улыбку», которая добавляла ощущение громкости и ясности без того, чтобы слишком сильно изменить общее чувство. Песня явно не подвергалась никакому мастерингу, так что я решил дать ей побольше плотности, используя Bus Compressor из системы SSL Duende. Хотя Liquid Mix предлагает обработку, основанную, как мне кажется, на том же самом устройстве, я выбрал версию от SSL частично для разнообразия, и частично из-за того, что это не эмуляция (создана на основе того же самого кода, что и в собственных цифровых пультах SSL). С минимальным отношением 2:1 он может быть жестковат в роли общего компрессора микса, особенно если не следить за показаниями gain-reduction. Так что мне пришлось подстраивать порог, чтобы измеритель подавления показывал на пиках не больше 3 – 4dB. Атака была выставлена на 0,3мс и использовался автоматический режим восстановления. Заключительное лимитирование было сделано через TC Powercore Brick Wall limiter, который работал исключительно хорошо и позволил мне урезать пару dB от пиков без того, чтобы поставить под угрозу звук. Сравнивая файлы до него и после, сразу стало заметно, что после лимитера песня стала намного громче, даже при том, что пиковые уровни – всего лишь на полдецибела меньше.

TC Electronics Brick Wall limiter

В качестве эксперимента я попробовал обработать весь микс «маленькой» реверберацией «Wooden Room» от Altiverb (на эффекте были срезаны низа), поскольку я чувствовал, что оригинал звучит слишком камерно. Мне казалось, что ему требуется ощущение большого пространства, и это мне удалось. Altiverb был включён перед лимитером.

В конце работы я почувствовал, что обработка привнесла в эти старые демо-записи более современное звучание. Дополнительно добавленный уровень сделал их более сопоставимыми с коммерческими записями, особенно если Рассел собирается слушать их на MP3-плеере или воспроизводить вместе с другими коммерческими компакт-дисками. В то же время был сохранён первоначальный характер записей, лишь с небольшим намёком на современную полировку. Рассел сказал, что он доволен тем, что я вообще смог спасти его старые записи, так что обработка была для него как глазурь на пироге!

Резюме

«Запекание» магнитных лент – серьёзное и кропотливое дело, особенно если Вы не работаете на лентах, которые можно позволить себе потерять. В принципе, Вы не должны иметь особых проблем, и это хороший способ переписать старые демо-записи на CD или сохранить материал прежде, чем исходные ленты ухудшатся ещё сильнее. Когда Вы скопируете материал в DAW, то сможете использовать разнообразие инструментов для реставрации и облагораживания. Вы должны иметь на всякий случай резервные копии первоначальных файлов. Тонкая компрессия, эквалайзер и лимитер – вот Ваши основные инструменты. Конечно, могут возникнуть ситуации, когда придётся использовать программное или аппаратное обеспечение для устранения шумов различного рода. Если Вы можете делать прямые сравнения с коммерческим материалом в том же стиле и воспроизведённым с тем же субъективным уровнем что и Ваш, то это поможет Вам сосредоточиться на основных моментах и избежать чрезмерной (избыточной) обработки. Рассел был рад снова услышать свою музыку после столь долгого перерыва, а я вынес некоторые ценные уроки из процесса улучшения звука.

Опубликовано в журнале «Sound on Sound» в декабре 2006 года

Перевод подготовил Бережной Вячеслав
www.unisonrecords.ru


Загрузка беседы