Семён Дегтярёв. Проблемы мониторинга в студиях звукозаписи

Семён Дегтярёв (Dex Haer)

Каждый музыкант, который сам сводит собственные музыкальные композиции, рано или поздно погружается в сложный технический мир звукорежиссуры, где приходится разбираться с понятиями амплитудно — частотных характеристик (АЧХ), фазы, реверберации и прочих технических аспектов, связанных со звуком.

По мере творческого развития, у современного музыканта и по совместительству звукорежиссера, развиваются и технические навыки: развивается слух, приходит понимание многих процессов взаимодействия различных звуков, приходит понимание работы тех или иных приборов обработки звука.

Но большинство начинающих звукорежиссеров в определенный момент сталкиваются с одной и той — же проблемой.
А именно — треки не обладают той плотностью, воздушностью, яркостью, красочностью, которой обладают фирменные композиции.
И самое главное — миксы начинающих звукорежиссеров на другой акустике (на других колонках) звучат совершенно не так, как дома…

Вот о природе этого явления я и постараюсь рассказать в данном повествовании.

В звукорежиссуре важнейшим фактором в оценке качества фонограмм является сложное и порой непонятное понятие —"контроль".
Контроль — это не есть акустическая система в виде громкоговорителей или наушников.
Контроль — это не уши звукорежиссера (хотя уши — самая главная составляющая понятия контроля).
Контроль звука - это то, как и что звукорежиссер слышит.
Контроль — это комплекс различных действий от стадии проектирования студии до выпуска готового продукта.
Контроль — это сложное взаимодействие мониторной системы, контрольной комнаты и слухового аппарата звукорежиссера.
Не просто так в профессиональных студиях звукозаписи, помещение, в котором звукорежиссер следит за процессом записи и работает над миксом, называется "контрольная комната" (control room).

Контроль иногда принято называть "мониторингом". Именно поэтому профессиональные акустические системы (АС), предназначенные для работы над звуком, называются "контрольные мониторы" или просто "мониторы". Эти самые мониторы не просто так мониторы (только потому, что так называются) И не все АС (акустические системы) являются пригодными (подходящими) для сложного занятия, называемого микшированием.
Мониторы для звукорежиссера — это основной инструмент, с которым он работает.

Есть основные критерии, по которым следует выбирать мониторы. Первым и основным (для меня) является детальность воспроизведения:
-то, как мониторы воспроизводят мельчайшие изменения при работе с приборами обработки;
-то, как в сложном миксе заметны тихие звуки, как слышна обработка различных звуков.

В плохих АС даже фирмовые композиции слышатся кашеобразной массой и сложно различить что и где звучит.
В то время как в мониторах с хорошей детальностью слышны все нюансы, все инструменты и как они обработаны.

Далее следует обратить внимание на то, как мониторы "рисуют" картинку микса.
В хороших миксах на хороших мониторах четко слышны планы:
-звуки, которые в миксе расположены на переднем плане (соло инструменты, вокал, рабочий барабан) слышны перед мониторами.
-атмосферные звуки (пэды, длинная реверберация) слышны далеко за мониторами.
Создается впечатление 3D эффекта — звук крутится и вертится в пространстве за колонками и перед. Звук распространяется по всей комнате.

Совершенно иная картина в дешевой акустике — звук съеживается в кашу между колонками. А чаще разделяется на два отдельных источника спозиционированных непосредственно в АС. Звук идет из самих колонок и это слышно. Это делает невозможным работу с миксом.

Далее нужно обратить внимание на размер низкочастотного динамика. Физика низких частот такова, что чем динамик больше, тем ниже частота, которую он может возбудить. Так вот. Кое-какой, но бас можно услышать только из динамика размером 8 дюймов и больше. 5-ти дюймовый динамик не способен "прокачать" ничего ниже 60ти герц. Нижняя же планка 8-ми дюймового динамика равняется 45 Гц. И это далеко не полный диапазон баса, но работать уже можно.
Для полноценного контроля баса нужны мониторы с низкочастотным динамиком 12" (а лучше два 18") в соответствующей, акустически оформленной комнате.

Следующая особенность у всех АС — это неравномерность АЧХ (амплитудно-частотной характеристики). Что такое АЧХ, вы можете прочитать здесь.
Об АЧХ конкретных мониторов можно узнать только из описания производителя. Обычно, у мониторов высокого уровня неравномерность составляет меньше 3 dB. Если больше, то стоит задуматься… Но не всегда производители дешевых АС будут выкладывать графики, компрометирующие свой продукт. И не всегда производители делают замеры АЧХ в безупречных безъэховых камерах на оборудовании высокого уровня…

Также очень важными, может даже наиболее важными свойствами являются:
-переносимость (или транслируемость)
-утомляемость.
Об этих качествах мониторной акустики можно узнать только поработав на них несколько дней или почитав многочисленные отзывы в сети.
Транслируемыми мониторами называют те, миксы (ваши сведённые композиции) из которых без изменений и новшеств точно также воспроизводятся (звучат)(транслируются) на любой другой АС. Из за большого количества деталей и нюансов, большого частотного и динамического диапазона, контрольные мониторы очень сильно утомляют слух. И на некоторых невозможно просидеть даже несколько часов.
Об утомляемости и транслируемости мониторов также сложно судить исходя из отзывов — каждый будет хвалит свое.
Выбор мониторной системы очень сложное и интимное занятие. И об этом можно написать не одну статью, но разговор сейчас не об этом.

Подскажу вкратце основные рекомендации.
Желательно перед покупкой послушать очень много разных вариантов АС и выбрать то, что понравится именно вам. У всех уши разные и то, что нравится мне может не понравиться вам. На самом деле — это не сложно, и отговорки, типа "я живу в глуши и ни у кого нет мониторов" не принимаются. Сейчас в любом областном центре десятки профессиональных и сотни домашних студий. Напроситься в гости можно под любым предлогом.

Также нужно понимать, что настоящие и качественные мониторы стоят дорого и за достойную пару предстоит выложить больше 60000р.
Меньше начинаются компромисы — либо отсутствие баса, либо отсутствие детальности и большая неравномерность АЧХ с отсутствием транслируемости.
Если с финансами проблема, то можно поискать хорошие варианты с рук, и не стоит бояться, потому что хорошая акустика хорошо служит, имеет много степеней защиты и попросту надежна. Также можно купить пассивную пару мониторов хорошего уровня и на первое время посадить их на дешевый советский усилитель, и копить на дорогой референсный усилитель. В итоге получите достойную мониторную систему.

Мой вам искренний совет — не покупайте дешевые мониторы!!!

По мере развития вы поймете, что в них не слышно тончайших нюансов, необходимых для качественного сведения, и будете копить на настоящие мониторы… а эти выбросите и будете жалеть потраченные деньги.

И не покупайте мониторы КРК серии РП- это даже акустикой назвать сложно.

У звукорежсеров уже давно устоялся список предпочтительных в данном рынке брендов: PMC, Quested, Genelec, Focal, Klein & Hummel, Pitone, Adam, Dynaudio.
Не забывайте, что полноценные студийные мониторы начинаются от 2000$ за пару.

Но если бы все было просто, то я бы и не писал эту статью. Все понакупали бы дорогущих мониторов и… разочаровались бы. Потому что все-равно миксы страдают множеством проблем. И на различных профильных форумах постоянно создаются темы с однотипными вопросами…

Взгляните на рисунок:

Примерно так звуковые волны распространяются в комнате. Звук, приходящий из мониторов напрямую в уши — это малая часть того, что мы слышим, а всё остальное, что мы слышим — это ранние и поздние отражения этого самого звука.
Также в каждой комнате есть собственные резонансы, которые называются "комнатные моды", "аксиальные моды" или "стоячие волны" (далее я буду называть их моды). И они напрямую зависят от размеров помещения и наиболее критичны на низких частотах.

Физика этого явления примерно такова:
звуковая волна на определенной частоте, отражаясь от стены, устремляется обратно и в определенном месте встречается сама с собой.
В некоторых местах в комнате интенсивность звука на этой частоте возрастает многократно, а в другом месте ее не будет слышно.
И эти факты очень сильно влияют на мониторинг. Моды могут портить и без того кривую АЧХ примерно на 15 — 20 Дб как в плюс так и в минус.
Это примерно тоже самое, если бы фотограф настраивал фокус через мутный видоискатель, или аниматор рисовал свои мультики, накинув на монитор компьютера разноцветную тюль. Работая с приборами обработки звука в звенящем и гудящем помещении, вы всегда делаете поправки на эти явления.
И прежде чем поставить в свою комнату профессиональные контрольные мониторы, нужно подготовить свое помещение к этому знаменательному событию.

Можно, и будет правильней бороться с стоячими волнами, построив студию без параллельных стен. Нет пересечений переотраженных волн — нет проблем с модами. Сложней, если в наличии уже имеется прямоугольное помещение — нужно изменять его геометрию, строя новые стены внутри готовых. И все гораздо печальней, когда не только нет средств на строительство, но и невозможно его производить по многим причинам.

Что же делать тем, кто снимает жилье или кому мама не разрешает?
Для начала нужно посчитать эти самые моды. Это не сложно сделать, зная размеры помещения и скорость звука.
Калькулятор аксиальных мод в комнате прямоугольной формы.
Зная примерную частоту наиболее активных мод, можно с ними побороться изготовлением конверсионных панельных поглотителей (НЧКП).
Эта конструкция представляет собой прямоугольный ящик, у которого передняя стенка подвешена на резинках или пружинках и может вибрировать.
За счет резонансных вибраций, мембрана поглотителя гасит звуковую волну на той частоте, на которую рассчитан этот поглотитель.
Рассчитать размеры поглотителя можно здесь. Но это далеко не единственная необходимая мера для коррекции акустики помещения.

Наиболее эффективным и действенным методом являются широкополосные поглотители или "басовые ловушки" (как их часто называют).

Первый, и наиболее простой способ изготовления такого акустического абсорбера:
-Закупаете в строительном магазине много минваты из базальта (базальтовое волокно) в рулонах.
-Желательно разной плотности — и чем плотнее (тяжелее), тем лучше.
-Покупаете несколько полипропиленовых канализационных труб большого диаметра: 150 — 200 мм.
-Покупаете спанбонд — нетканное полотно. Иногда оно называется АГРОСПАН — применяется в садоводстве. Там его называют укрывной материал.

Ну и собственно:
-обворачиваете трубы минватой
-закрепляете
-накрываете спанбондом
-полученные столбы ставите в углы — именно там скапливаются основные басовые гудения

Также очень удобными и действенными являются прямоугольные поглотители на основе минваты.
1.) Покупаете много прямоугольной минваты в пакетах. Наиболее распространенной, наверное, является ROCKWOOL АКУСТИК БАТТС. Она позиционируется специально для звукоизоляции и коррекции акустики помещений. Также советую купить более плотную минвату, потому что чем тяжелей и плотней наша система — тем ниже частота поглощения баса.
2.) Режете ДСП в нужных вам количествах и размерах. Я резал полоски ДСП: 180 х 15 — 16 штук и 104 х 15 — 16 штук. (здесь и далее все измерения будут в сантиметрах).
3.) режете 16 досок 180 х 5 х 2.
4.) покупаете спанбонд, шурупы, строительный степлер и скобы к нему.
5.) из полосок ДСП делаете прямоугольные рамки 180 х 100 х 15,
6.) к метровым сторонам рамки прикручиваете по 2 ребра так, чтобы от верхнего края рамки до ребра было такое — же расстояние, как от нижнего — 5 см.

Получится, что доски, шириной по 5 см, делят нашу рамку на 2 отсека, толщиной по 5 сантиметров.
Изготовление звукопоглотителя
7.) кладёте на ребра три плиты минваты (в данном случае Роквул 100 х 60 х 5)
8.) закрепляете минвату к ребрам, чтобы не упала
9.) переворачиваете и делаете то-же самое с другой стороны.
Изготовление звукопоглотителя
10.) Полученную конструкцию обворачиваете спанбондом и у вас получается 8 панелей.

Ребра внутри обеспечивают 5 см воздушной прослойки, что увеличивает эффективность нашей панели во много раз. Можно внутрь вставить лист фанеры или гипсокартона, более плотную минвату, несколько воздушных прослоек.
В качестве рамки можно использовать металлический "П" образный направляющий профиль для гипсокартона.
Экспериментируйте.
Панели можно обшить не скучным спанбондом, а красивой тканью. (ткань должна быть дышащая)
Несколько панелей можно поставить на колесики и быстро делать из них передвижную вокальную кабину для записи.
Данные размеры не являются конечными и самыми правильными — не бойтесь экспериментов.

Главное здесь — чем больше объем и масса поглотителя, тем ниже частота поглощения.

Панели необходимо расставлять в углы (можно ими закрыть столбы, описанные ранее — будет эффективней) и в места ранних отражений (про эти места будет ниже).
Так, как минвата накрывается тканью, то ловушки глушат средние частоты, справляясь с лишней комнатной реверберацией.

Для поглощения середины и верха наиболее эффективны прямоугольные — здесь важна площадь поглощающей поверхности (чем она больше, тем лучше).

Низкие частоты нужно гасить массой и объемом — чем толще и тяжелей ловушка, тем ниже частота поглощения. Для гашения низких частот более эффективны круглые ловушки, особенно если сделать их толстыми.
Советую сделать и те и другие.

Такими панелями на основе минваты очень легло переглушить комнату. В переглушеной комнате будет некомфортно находиться — может закладывать уши, да и попросту странные ощущения пустоты и дискомфорта.
Миксы в переглушеных помещениях будут далеко не идеальными и не без проблем.
Естественная акустика контрольной комнаты должна быть живая и нейтральная.
Для оживления звукового пространства нужно воспользоваться рассеивателями.
Очень хорошо с этими функциями справляются декоративные каменные кладки и деревянные диффузоры Шредера, которые легко рассчитываются и изготавливаются. Более подробно про диффузоры Шредера можно почитать здесь.

Обязательно нужно найти наиболее правильное место для ваших громкоговорителей и для вас.
Можно воспользоваться калькулятором для определения оптимального расположения:

Если громкоговорители расположены в прямоугольной комнате вдоль короткой стены.

Если громкоговорители расположены в прямоугольной комнате вдоль длинной стены.

Если громкоговорители расположены в квадратной комнате.

А можно (и предпочтительнее) попросить знакомых помочь в нахождении наилучшего места:
-двое таскают колонки
-один слушает, где они лучше зазвучат,
-другой бегает по комнате и слушает, в каком положении по комнате меньше гудения.
А ещё перед процедурой поиска друзья помогут вынести из комнаты всю мебель))).

Во время поиска нужно обращать внимание не только на гудение баса, но и на общую картинку звучания

Стереообраз должен быть полноценным и собранным.

Если мониторы будут слишком далеко друг от друга, то образ будет растянут и провален посередине, если мониторы будут слишком близко друг к другу, образ будет сжат.

Нужно найти такое место, в котором звуки равномерно распределены в пространстве. Четко прослушивается дальний план за мониторами и ближний слышен перед носом, не гудит бас. Правильно расставленная акустика уже является залогом адекватного и правильного контроля.

Ещё желательно сделать или купить стойки для мониторов.
Стойки для мониторов
Когда найдено оптимальное место для мониторов, приступаем к поиску мест ранних отражений.

Делается следующим образом:
Один садится в кресло (место звукорежиссёра ), а другой носит вдоль стены и на потолке зеркало.
В том месте, где из кресла в зеркале будут видны мониторы, нужно ставить ловушку.

Можно воспользоваться калькулятором для определения расположения площадок ранних отражений.
Но все-равно проверьте и потаскайте панели вправо-влево в поисках лучшего звучания.

Когда будете расставлять мебель, стремитесь к симметрии в своей комнате.

Для настройки АС и комнаты различными ловушками и рассеивателями, очень хорошо помогает измерительный микрофон.
Он стоит недорого… Беринжер, Нади, Суперстереофоникс, дорогущий DPA или какой другой — не важно!
Измерительный микрофон
Важно, чтобы он был измерительным а не вокальным.
Здесь важна диаграмма направленности, и строение корпуса.
При помощи бесплатного приложения Room EQ Wizard и измерительного микрофона можно на экране компьютера увидеть проблемные области вашей комнаты. Инструкцию по пользованию программой увидите сразу после установки.
Особенно измерительный микрофон необходим если вы используете мониторную систему 2.1.

Расставив акустику, поглотители, резонаторы, мебель, настроив АС, вы услышите потрясающий звук — четкий, собранный, красивый, приятный, сухой, а главное — правильный.
Побочный эффект — развал фонотеки на две половины, хорошо сведенная музыка и не очень…))

И не важно, как дорого стоят ваши мониторы, если комната гадит их звучание, то вся работа по сведению вашего шедевра будет насмарку.
Кстати, если внутри комнаты ничего не гудит, то и за пределами комнаты соседям будет проще жить. Так, что глушите ваши комнаты обязательно!

И помните!!!! Все же главное — это научится слышать то, что нужно услышать, и понимать потенциального слушателя. Ведь ни один, даже самый дорогой монитор не сведет сам.

Главное, это ваши уши и ваши знания.

Читайте литературу, форумы, статьи. Разбирайтесь в сложных теоретических понятиях и подкрепляйте практикой. Учитесь, практикуйтесь, развивайтесь. Получайте больше удовольствия от музыки и больше радуйтесь.

Опубликовано на сайте Звукозапись без понтов


Загрузка беседы