Уилл Хаас: Сведение через компрессор

Опубликовано в журнале «Sound on Sound» в мае 2008 года

Компрессирование общей выходной шины Вашего микса может дать музыке слитность, гладкость и «кач» - но здесь имеется много ловушек для неосторожного. Мы проведём Вас через минное поле, которое называется «общая компрессия микса».

Уилл Хаас

Общая компрессия микса может стать очень запутанной темой для неопытных миксеров и звукоинженеров. В конце концов, некоторые великие микс-инженеры просто жить не могут без такой обработки, другие же, наоборот, предпочитают держать выходную шину в чистоте. Есть много неправильных представлений о том, как и для чего используется общая компрессия. В этой статье мы постараемся объяснить, какие последствия могут быть для Вашей музыки, какие у неё могут быть «звуковые преимущества» и как лучше всего настроить компрессор в этом контексте. Главное, ответить на вопрос: подходит ли общая компрессия микса для Вашего стиля микширования?

Есть огромное звуковое различие между тем, сводите ли Вы изначально через компрессор или ставите его только лишь перед тем, как сделать финальный миксдаун. Таким образом, в контексте этой статьи, термин «компрессия общей выходной шины» означает то, что стереокомпрессор вставлен до того, как сигнал пройдёт на рекордер и систему мониторинга. Основная мысль заключается в том, что Вы микшируете изначально через компрессор; Вы формируете свой микс с учётом динамического воздействия компрессора и контролируете через него.

Дело в том, что одни и те же параметры настройки микшера создадут разный баланс в зависимости от того, применяете ли Вы компрессию или нет. Применяя компрессию после того, как микс уже скомплектован, Вы рискуете нарушить свой тщательно настроенный баланс. Так что, если Вы не сводили с самого через компрессор, то подумайте о том, чтобы поручить этот процесс мастеринг-инженеру. Опытные мастеринг-инженеры знают, что компрессия и лимитирование укомплектованного микса может отрицательно сказаться на его звуковом балансе, и поэтому они делают такие вещи с предельной заботой.

Если использовать общую компрессию соответствующим образом, она может стать дополнительным инструментом для того, чтобы приспособить итоговый баланс и склеить вместе все элементы Вашего микса. Очевидно, что слишком большая компрессия может вызвать отрицательные эффекты, но сведение через компрессор реально позволяет получить очень хорошие результаты.

Разновидности компрессоров

Самые общие вопросы по поводу такой компрессии заключаются в следующем: Какие выгоды она предоставляет? А мастеринг-инженер хочет, чтобы я использовал её? Какой компрессор использовать? Каковы общие параметры настройки компрессора с начала сведения? Как общая компрессия микса повлияет на мастеринг? Как компрессия повлияет на итоговый баланс по сравнению с некомпрессированным миксом?

Есть много звуковых и динамических различий между разными типами компрессоров, которые подходят для такой работы. Вообще, есть две главных причины для этих различий: особенности конструкции и диапазон доступных средств регулирования.

Четыре типа аналоговых компрессоров широко используется для общей компрессии микса: оптический; ламповый типа «variable-mu»; VCA (управляемый напряжением усилитель) и FET (на полевых транзисторах). Цифровые процессоры, реализованные как аппаратно, так и программно, тоже могут использоваться для такой работы.

У оптических компрессоров, таких как Millennia CL2A, имеется свой отличительный характер.

Оптические компрессоры очень популярны в наши дни, поскольку обладают прозрачным и музыкальным звуком. Частично, это из-за того, что фотооптический блок, управляющий уровнем подавления (и соответственно компрессией), может быть изготовлен с минимальным числом компонентов. Среди наиболее популярных, такие компрессоры, как Avalon AD2044, Joemeek SC2, Tube-Tech CL2A и Millennia Media TCL2.

Классические ламповые компрессоры, такие, как Fairchild 670 и Manley Variable Mu, предлагают уникальный, «дорогой» звук.

Многие современные компрессоры содержат лампы в своих цепях, но только истинные ламповые компрессоры системы «variable-mu» используют изменение напряжения смещения вакуумной лампы для управления степенью компрессии. (Лампа с удлинённой характеристикой. Пентод, анодно-сеточная характеристика которого имеет длинный пологий нижний участок и крутой верхний участок, вследствие чего его крутизна характеристики и коэффициент усиления каскада с такой лампой могут изменяться в несколько сотен раз. Применяются в радиоприёмниках и приёмниках проводной связи для автоматической регулировки усиления). У хороших «variable-mu» компрессоров есть характерное звуковое качество, связанное с особенностями их конструкции – т.е. небольшое, но очень приятное гармоническое искажение, тёплое и гладкое звучание, которое трудно найти в компрессорах другой конструкции. Среди самых известных компрессоров такого типа можно назвать Fairchild 660 и 670, Manley Variable Mu и Pendulum ES8.

 

VCA-компрессоры, вероятно, наиболее широко используются для целей общей компрессии микса. Очень популярны такие модели, как Neve 33609, SSL XLogic G-series и API 2500.

У VCA-компрессоров также есть «красочное» звуковое качество, но их окраска очень не похожа на ту, которую предоставляют ламповые компрессоры. Управляемый напряжением усилитель, как предполагает его название, изменяет своё усиление в ту или иную сторону в зависимости от напряжения контроля; если напряжение контроля получено из сигнала со звукового входа, то VCA может использоваться в роли компрессора. Такие усилители легли в основу некоторых классических полупроводниковых компрессоров, включая Neve 33609, SSL G-series, API 2500 и Focusrite Red 3.

Компрессоры на полевых транзисторах (FET) реже используются по основной шине, но агрессивный характер таких устройств, как Universal Audio 2-1176 может идеально подойти для некоторых миксов.

Компрессоры FET используют специфический тип транзистора для управления подавлением и не столь широко применяются для задач общей компрессии микса, как оптические или VCA. У них имеется отличительно яркое и сфокусированное звуковое качество, которое в некоторых случаях может стать и не столь приятным. Скорость атаки в компрессорах на основе FET гораздо выше, чем у любых вышеописанных конструкций. По этой причине, такие компрессоры, по большей части задумываются и используются в качестве лимитеров. Однако, есть классические и современные устройства, могущие привести к прекрасным результатам при общей компрессии микса. Самые известные из них - Universal Audio 2-1176 и Cranesong STC8.

Другие предложения

Звуковые качества всех конструкций зависят не только непосредственно от блоков контроля подавления. Например, в оптический компрессор можно ввести ламповый входной / выходной каскад или установить выходной балансирующий трансформатор. Эти факторы достаточно широко влияют на звуковые качества, и выбирая компрессор для общей шины, разумнее обращать больше внимания на конкретную конструкцию модели, чем сосредотачиваться на «типе» этого компрессора. Когда Вы выбираете компрессор для таких применений, то доверяйте своим ушам, а не техническим спецификациям.

Есть несколько дополнительных аспектов, на которые следует обращать внимание при выборе подходящего компрессора. Необходимо, чтобы компрессор был в состоянии одинаково реагировать на пики в правом и левом каналах, и таким образом, бесполезно иметь двойной монокомпрессор, не оборудованный функцией «stereo link».

Функция «Auto» может быть очень полезной на микс-компрессоре. Заполненные миксы могут иметь сложные и непредсказуемые динамические изменения, и таким образом, статичное время восстановления не всегда сможет угодить различным секциям такого трека.

Другой важный фактор – наличие фильтра боковой цепи (side-chain). Он позволит Вам эквайлизовать сигнал, идущий в цепь детектора. Это может быть очень полезным, если в Вашем миксе имеются очень видный бас или бочка. Отфильтровывая некоторые низкие частоты из боковой цепи, Вы сможете заставить свой компрессор более гладко отвечать на динамику микса в целом, а не «качать» каждый раз, когда происходит удар бас-барабана. Некоторые компрессоры позволяют подключать внешний стереоэквалайзер в разрыв детекторной цепи.

Плагины становятся всё более популярными в наше время. Они эмулируют свойства классических аппаратных устройств, либо реализуют новые и инновационные идеи.

Цифровые устройства (и особенно плагины), больше используются в качестве внутренних процессоров, чем для компрессии выходной шины. Тем не менее, если Вы сводите исключительно в «коробке», они могут стать достаточно неплохим выбором. Популярные плагины-компрессоры зачастую эмулируют реальные аппаратные устройства. Такие компании, как Neve, API и SSL хотят лицензировать официальные программные версии своих популярных процессоров.

Цифровая обработка открывает некоторые интересные возможности, которые трудно реализуемы (или вообще недоступны) в аналоговом мире. Среди них – прекрасные способности к автоматизации и возможность очень точной настройки. Но тем не менее, очень много людей полагает, что звук плагинов всё ещё не соответствует звуку аналогового оборудования, даже при том, что многие фирмы утверждают, что добавили аналоговое волшебство через использование очень сложных цифровых алгоритмов. На мой взгляд, одну из лучших эмуляций сделала компания Universal Audio. Это – её Precision Mix Buss Compressor для системы UAD1. 

И наконец, есть ещё и многополосные компрессоры, которые делят поступающий сигнал на несколько частотных диапазонов и компрессируют их индивидуально. Их тоже можно использовать для общей компрессии микса, но только не пытайтесь запрячь телегу впереди лошади. Если Вы во время сведения сталкиваетесь с проблемами, которые требуют применения многополосного компрессора (на общей шине), то почти что всегда лучше локализовать её, обратившись к обработке индивидуальных треков.

Как настраивать компрессор?

Если Вы знакомы с эффектами, которые оказывают различные параметры настройки компрессора на отдельных источниках, то Вы найдёте, что они не столь отличаются и при использовании компрессора на основной шине. Масса музыкальных событий (удары барабанов, гитарные аккорды) имеет между собой много общего: самый громкий пик прибывает в начале, в то время как музыкальный резонанс происходит впоследствии. Компрессор позволяет изменять баланс между ними. Вы можете усилить начальное воздействие относительно распада, или наоборот, «сдавить» более ранние стадии звука и позволить дышать гармоническому резонансу.

Этот принцип точно также применяется и к полным миксам. Например, быстрая атака и среднее время восстановления будет подавлять переходные процессы (транзиенты) и поднимать относительный уровень окружения и продолжительных нот. Однако, общая компрессия микса сильно зависит от темпа и музыкального содержания песни. Обрабатывая отдельные источники, можно особо не волноваться по поводу того, как параметры атаки и восстановления соотносятся с таймингом песни в целом. Но компрессируя общую шину, Вы должны обратить самое пристальное внимание на общий грув песни. Неправильные параметры, как например, очень медленное восстановление на быстром роковом треке, могут просто-напросто «забить» Ваш микс. Если же, наоборот, установить слишком быстрое восстановление, это может вызвать неудобные эффекты «перекачки» компрессора, которые подрывают чувство и «кач» музыки.

Наблюдение за колебаниями индикатора подавления окажет неоценимую помощь при настройке правильного времени восстановления.

Хороший способ найти правильные параметры компрессора для Вашей песни – это контролировать уровень подавления по VU-метру. Поскольку индикатор обладает довольно большой инерцией, то колебания стрелки «разгладят» маленькие и быстрые движения и помогут сосредоточиться на большой картине. Думайте об измерителе как о визуальном отображении грува песни: как только Вы определите фундаментальные аспекты грува, Вы сможете приспособить восстановление так, чтобы пульс VU-метра соответствовал таймингу Вашей песни. Если измеритель подавления «подпрыгивает» быстрее, чем темп песни, это означает, что компрессор слишком быстро пытается вернуться в исходное состояние – т.е. время восстановления слишком мало. Если стрелка остаётся слева большую часть времени (или постоянно), это означает, что время восстановления, наоборот, слишком велико.

 
Как правило, треки индивидуальных инструментов (вверху) имеют достаточно предсказуемые и повторяющиеся динамические вариации. А вот полные миксы (внизу), намного более сложны и непредсказуемы.

Вам, конечно же, придётся попрактиковаться, прежде чем Вы сможете правильно устанавливать время восстановления, но скоро это станет второй натурой, по крайней мере, на том материале, который находится во власти сильного ритмического инструмента – например, барабанов или гитары. С более сложным или менее предсказуемым материалом Вы сможете обнаружить, что программно-зависимый (Auto) режим установки восстановления будет лучшим выбором. Компрессор на общей шине ответит на любое событие, которое превышает пороговый уровень, и если микс содержит множество различных элементов, по разному объединяющихся в течение песни, то статичное восстановление, возможно, не столь будет лестным для всех пиков различной формы.

По сравнению с восстановлением, атака – менее сложное для освоения понятие. Время атаки только лишь влияет на то, как быстро компрессор отреагирует на звуки, которые пересекут порог. Как только порог пересечён, звук будет скомпрессирован в зависимости от установленного отношения (ratio). Если атака будет очень быстрой, то компрессор захватит большую часть первичной атаки звука и применит к ней компрессию. Если атака будет медленной, это позволит быстрым переходным процессам пройти неповреждёнными, но заставит компрессор захватывать более медленные пики. Если Ваш микс содержит инструменты с хорошей динамикой и с большим количеством транзиентов (барабаны, фортепьяно, гитары), то слишком быстрая атака может заставить такой микс казаться тёмным и плоским; барабаны даже могут приобрести такое звучание, будто они находятся позади акустической системы.

Стоит отметить, что имея даже самую быструю атаку, обычный компрессор не будет достаточно проворен, чтобы предотвратить кратковременные перегрузки в цифровых записях. Чтобы поймать эти переходные процессы, Вы нуждаетесь в лимитере со временем атаки, близким к нулю, или в лимитере с функцией предвидения (lookahead). Такие устройства существуют, и они могут помочь поднять общий уровень цифровых записей, но их использование лучше отложить до стадии мастеринга.

Как правило, хорошей отправной точкой является установка отношения 1,5:1 или 2:1, а также установка среднего времени атаки и восстановления. Для начала, установите порог так, чтобы установить минимальное подавление (1 – 3dB). Установите значение make-up gain так, чтобы уровень обработанного сигнала соответствовал уровню исходного. Таким образом, Вы сможете включить «обход» (bypass) и оценить, что же реально делает компрессор с Вашим миксом. Самый лучший вариант – это изначально прочувствовать идею и звуковое содержание песни, установить на выход микса компрессор, настроить его и больше не трогать. Любые изменения, которые Вы позже произведёте в его настройках, изменят внутренний баланс микса.

Что компрессор делает с моим миксом?

Лучший способ понять звуковую концепцию общей компрессии состоит в том, чтобы смикшировать одну и ту же песню дважды: один раз через компрессор, и один раз – без него. Это покажет Вам, как общая компрессия затрагивает взаимный баланс самых громких и самых важных элементов Вашего микса.

Вы можете обнаружить, что действия микс-компрессора имеют тенденцию бороться с движениями Ваших фейдеров.

Когда Вы микшируете без компрессии, относительный уровень каждого элемента в миксе определяется только лишь положением фейдеров. Когда Вы добавляете компрессор на общую выходную шину, то Вы добавляете ещё один слой динамического управления, над которым Вы имеете меньше непосредственного контроля. При некоторых обстоятельствах, Вы можете почувствовать, как будто фейдеры «борются» с действиями компрессора. 

Как правило, компрессор в большей степени реагирует на инструменты, которые являются самыми громкими в миксе. Это, например, ведущие вокалы и барабаны. Они самые громкие, и поэтому первыми пересекают порог компрессора. Он может по разному влиять на различные элементы микса (в зависимости от своих настроек), но вообще, чем тяжелее Вы нагружаете компрессор, тем больше возникает ощущения того, что движения Фейдеров как-то не очень влияют на доминирующие партии. Давайте рассмотрим ведущий вокал, который был скомпрессирован во время записи и теперь ещё раз компрессируется в режиме реального времени в процессе миксдауна. Если вокал является самым громким элементом в миксе, то он получит ещё большую степень компрессии. Таким образом, общая компрессия микса будет иметь тенденцию уменьшать громкость вокала. Чтобы достичь его желательного уровня, Вам придётся дать компенсацию путём поднятия фейдеров. Но не забудьте, что чем сильнее Вы поднимаете фейдеры, тем сильнее Вы будете компрессировать выходную шину микса! И, конечно, степень подавления, которая вызвана ведущим вокалом, будет сразу применена ко всем элементам микса. Таким образом, субъективная громкость ведущего вокала относительно других инструментов реально может быть увеличена при помощи общей компрессии. 

Дайте шанс мастеринг-инженеру

А теперь предупреждение: одна из частых ошибок, которую делают неопытные миксеры – это добавление компрессора или лимитера к уже укомплектованному миксу, непосредственно перед миксдауном. Обычно, единственная цель этого – сделать свой микс громче. Это действие зачастую делается из опасения того, что их клиенты не поймут, почему их материал настолько тих по сравнению с другими коммерческими записями. Это прекрасно при изготовлении «микса для клиента», но если Вы сделаете такой микс для студии мастеринга, то это создаст мастеринг-инженеру достаточно много проблем, поскольку последствия чрезмерной компрессии (или лимитирования) практически неуничтожимы. Мастеринг-инженеры тоже используют компрессию в процессе мастеринга, но имейте ввиду, что это - их конёк, их forte. 

Общая компрессия, возможно, и не подойдёт для Вашего стиля микширования. Единственный способ узнать это – поэкспериментировать и посмотреть, какой способ производит лучший микс. Но в любом случае, используете ли Вы компрессию микса или нет, не заставляйте мастеринг-инженера идти на крайности.

Мнения экспертов

Чтобы получить некоторые другие перспективы относительно микс-компрессии, я разговаривал с микс-инженером Кевином Дойлом (Kevin Doyle), который работал с такими исполнителями, как Anne Murray, Alannah Myles, Emmy Rossum, Glenn Gould, Sinead O'Connor, а также над саундтреком к фильму «Страсти по Христу». Также, я провёл беседу с мастеринг-инженером Питером Джей Муром (Peter J Moore), в послужном списке которого Bruce Cockburn, Cowboy Junkies, Diana Krall, Finger Eleven и Oscar Peterson.

У.Х. Кевин, Вы сводите через компрессор?
Кевин: «Это не обычно для меня. Я знаю, почему некоторые миксеры предпочитают сводить через компрессор, но я сам хочу управлять внутренней динамикой. Например, микшируя акустические барабаны и перкуссию, я создаю свой микс, компрессируя отдельные треки, чтобы достичь связного баланса и нужного звука. Потом я устраню пики в транзиентах (которые не затрагивают общие балансы микса) при помощи пикового лимитера. Он настраивается с минимальным подавлением (не больше 2 dB) и быстрым восстановлением. Так он эффективно устраняет пики, но не затрагивает барабанный микс. У меня очень много опыта относительно процесса мастеринга и того, чего можно ожидать от моих миксов. Таким образом, я удостоверяюсь, что мой материал положительно ответит на ту динамическую обработку, которую применит мастеринг-инженер. Я могу вставить компрессор и/или лимитер только для того, чтобы посмотреть, что происходит с балансом моего микса. Это позволит мне услышать пример того, на что будет походить микс после мастеринга. Моя цель состоит в том, чтобы послать мастеринг-инженеру такой микс, который позволит ему сделать свою работу, не сталкиваясь с препятствиями и не изменяя мой баланс».

У.Х. Питер, опишите свои взгляды по поводу миксеров, которые используют общую компрессию микса перед мастерингом. 
Питер: «Я рекомендовал бы миксерам взять себе привычку использовать надлежащую компрессию общей шины своих миксов. Это позволит мне применять меньше динамической обработки, но при этом достигать хорошего качества и желаемого среднего уровня (громкости). Думайте о компрессии, как о покраске автомобиля. Лучше иметь много тонких слоёв краски, чем одно толстое покрытие. Слой №1 – это первичный слой – динамическая обработка, применённая к индивидуальным трекам при записи и/или сведении. Слой №2 – это общая компрессия микса. Слой №3 – это компрессия, применённая на стадии мастеринга. Если Вы присылаете мне микс, который «покрашен» только одним слоем, я должен буду применять больше компрессии при мастеринге, чтобы достичь желательного результата, поскольку RMS всё ещё слишком низок. Должная предварительная компрессия может резко увеличить средний уровень».

У.Х. Вы когда либо получали премастерённые миксы, которые были столь скомпрессированы, что казались повреждёнными?
Питер: «Постоянно! Зачастую случается так, что миксер применяет на общей шине L2 или другой brick-wall лимитер только лишь с единственной целью сделать свой микс как можно громче. Я часто получаю перекомпрессированные, насмерть задушенные миксы, которые очень трудно или практически невозможно исправить. Миксер не сводил через компрессор; лимитером «хлопнули» в конце работы только лишь для того, чтобы создать дополнительную громкость. Мастеринг таких миксов – это миссия спасения, а не то, что в действительности подразумевается под словом «мастеринг». Мастеринг – это причёска, косметика и платяной шкаф, но уж ни в коем случае не пластическая хирургия! Я многое могу сделать для спасения плохих миксов, но надо иметь ввиду, что я хоть и хорош, но всё таки не Господь Бог! В наши дни, начинающие продюсеры и микс-инженеры опасаются предоставлять своим клиентам тихо звучащий микс, поскольку у некоторых людей имеется превратное представление по поводу громкости. Если они работают с клиентом, который не осведомлён о процессе мастеринга, то они должны сделать для него «микс клиента», который получил дополнительную динамическую обработку, чтобы дать компенсацию за проблемы динамики и громкости. Я же, в свою очередь, хочу получить от Вас оригинальный файл, т.е. тот микс, который Вы услышали при сведении. 

У.Х. Как Вы рекомендуете настраивать микс-компрессор? Какой уровень подавления наиболее типичен?
Питер: «Начните с низкого отношения – 1:1,5 или 1:2; со статичной средней атакой – скажем 50мс; и со среднего времени восстановления – приблизительно 250мс. Использование автоматического регулирования восстановления – это хорошая отправная точка, которую я чрезвычайно рекомендую в том случае, если Вы ещё не набили себе руку. Режим «Auto» выручит Вас в 98% случаев. Экспериментируйте с настройкой компрессора, чтобы изучить, как различные параметры влияют на музыку. Когда Вы получите понимание того, что Вы слышите, то сможете точно настроить атаку и восстановление и лучше удовлетворить груву песни. Уровень подавления напрямую влияет на RMS трека, и, к примеру, 2dB подавления позволяют увеличить его на те же самые 2dB. Консервативные уровни – норма: даже 1dB подавления будет иметь значение».

У.Х. Параметры общего компрессора микса должны быть статичными, или наоборот, должны непрерывно изменяться в процессе сведения?
Питер: «Возможно, в начале сведения Вы должны делать некоторые небольшие регулировки, но как только Вы выбрали оптимальные параметры, лучше всего оставить компрессор в покое.

У.Х. А многополосные компрессоры могут использоваться для таких применений?
Питер: «Я не рекомендую многополосные компрессоры. Определённо, они могут использоваться на индивидуальных треках, но если у Вас возникает нужда в таком виде компрессии на основной шине, то Вам лучше всего решать её путём тщательного рассмотрения индивидуальных треков. Типично использовать такие компрессоры на стадии мастеринга, но даже тогда, они больше являются хирургическим инструментом для исправления проблемных миксов».

У.Х. Какие, на Ваш взгляд, компрессоры лучше всего подходят для общей компрессии микса? Какие модели лучше «угождают» определённым стилям?
Питер: «Конечно же, определённые модели лучше «угождают» одним стилям музыки, чем другим. Мой любимый микс-компрессор - Focusrite Red 3. С этим компрессором я могу найти баланс для большинства миксов. Manley Stereo Variable-Mu прекрасно подходит для джаза и мягкой музыки, потому что является «пышным и экспансивным». Joemeek SC2 творит чудеса с рок-музыкой. У меня есть много различных компрессоров, но если бы я должен был выбрать один для всего, то я взял бы Focusrite Red 3.

Опубликовано в журнале «Sound on Sound» в мае 2008 года

Перевод подготовил Бережной Вячеслав
www.unisonrecords.ru


Загрузка беседы