Майкл Росс. Как получить лучший звук от виртуального гитарного усилителя

Дебаты о неполноценности виртуально-моделированных усилителей по сравнению с настоящими железными приборами практически закончились. Многочисленные слепые тесты среди музыкантов и звукоинженеров показали, что зачастую совершенно невозможно отличить звучание виртуальных усилителей от их реальных собратьев. Особенно, если слушать в общем контексте микса.

Тем не менее, не обязательно верить этим утверждениям на слово. Всё можно испытать и самому – не составит труда скачать последние версии AmpliTube, Guitar Rig, Pod Farm, ReValver или любых других плагинов (конечно, речь идёт о ПО, разработчики которого самым серьёзным образом подошли к созданию алгоритмов эмуляции). В каждом из них заложен огромный потенциал, но, чтобы полностью раскрыть его и получить максимальный реализм звучания, нужно приложить некоторые усилия и подобрать правильные параметры настройки. В целях демонстрации, мы будем использовать IK Multimedia AmpliTube, но принципы, описанные здесь, будут точно также применимы и к плагинам любых других производителей.

Структура входных и выходных уровней

В цифровой среде, правильная организация сигнальных уровней не менее, а может быть и более важна, чем в аналоговой. Чтобы добиться реализма и избежать цифровых искажений, уровни должны быть согласованы на всём протяжении цепи гитара – звуковая карта – DAW – плагин. А также, внутри самого плагина. Или между ними, если используете цепочку из нескольких процессоров.

Для начала, наблюдайте за входным уровнем на аудиоинтерфейсе. У Вас должен быть сигнал, достаточный чтобы раскачать виртуальные педали и усилители именно так, как это задумывали разработчики, но при этом не загоняя DAW в зону перегрузок. Как видно на рисунке, у AmpliTube есть регуляторы входного и выходного уровня. Важно следить за соответствующими индикаторами, не перегружая плагин или DAW. В данном аудиопримере, сначала Вы слышите усилитель с правильно настроенным входным уровнем. А потом, звучит запись, в которой можно услышать потрескивания, вызванные входной перегрузкой.

http://medias.audiofanzine.com/audio/474815.mp3


Цифровое разрешение

Во многих виртуальных усилителях есть опция, позволяющая выбирать, скажем так, качество внутренних вычислений. В AmpliTube имеются такие глобальные опции, как High, Medium и Low, а в меню Preferences можно выбрать, будет использоваться передискретизация или нет, и каким образом будет осуществляться моделирование кабинетов и реверберации – то ли полностью цифровым, то ли на основе импульсов. Не будем углубляться в описание того, что это означает, но, к примеру, с минимальными настройками AmpliTube потребляет на моём компьютере 7% ресурсов CPU, а с максимальными – 17%.

Всё это конечно, хорошо, но что делать, если требуется организовать целую цепочку таких прожорливых плагинов? Так никаких ресурсов не хватит. Здесь можно сделать этакий ход конём: при записи гитарной партии выставить минимальное качество и самую низкую латентность, а при микшировании сделать наоборот – установить самое высокое качество и большую латентность. В данном примере, сначала прозвучит запись с самым низким разрешением, а потом – с самым высоким.

http://medias.audiofanzine.com/audio/474816.mp3


Подбор кабинетов

Одно из преимуществ виртуальной среды заключается в том, что здесь Вы легко можете выполнять звуковые эксперименты, которые в реальной жизни были бы трудоёмкими и дорогостоящими. Хотите узнать, как будет звучать Fender Twin через кабинеты Marshall 4x12 или Vox? Нет проблем! Следующий звуковой пример демонстрирует усилитель Marshall, который сначала играет через кабинет 4x12, а затем через 2x12.

http://medias.audiofanzine.com/audio/474817.mp3


Пространство

Даже если Вы принципиально не используете задержку или реверберацию, не забывайте о том, что реальный усилитель всегда играет внутри какого-то акустического пространства. Поэтому, чтобы приблизиться к реализму, не стоит насмерть высушивать звук. Если у Вашего плагина есть функция моделирования помещения, то можно использовать её, чтобы добавить ощущение естественной акустики. Либо, можно просто воспользоваться небольшой задержкой и/или реверберацией.

Тем не менее, не стоит заниматься пространством прежде, чем будут настроены основные компоненты звука, полностью удовлетворяющие Вашему идеалу. Потому что, слишком легко спрятать плохой звук под одеялом этих эффектов.

Звучание виртуального гитарного усилителя будет более аутентичным, если добавить к нему некоторое окружение. Это поможет создать впечатление, что усилитель играет в реальном помещении.

Итоги

В этом последнем аудиопримере были использованы все вышеупомянутые советы: я тщательно настроил уровни на всех участках цепи; работал с абсолютно сухим звуком, подбирая кабинет, регулируя эквалайзер и добавляя компрессию. И только тогда, когда я был полностью доволен звучанием, то добавил совсем немного стереодилэя, чтобы создать ощущение реального пространства. После этого, я сделал миксдаун, установив максимальное разрешение. И как Вы видите, при надлежащем подходе, звучание виртуального усилителя может на равных конкурировать со звуком реального аппарата.

http://medias.audiofanzine.com/audio/474818.mp3

Перевод подготовил Бережной Вячеслав


Загрузка беседы