Мартин Уолкер: Мониторинг

Даже самые лучшие мониторы не гарантируют хороший мониторинг – а Вы можете гарантировать, что работаете на самой лучшей системе? Миксмастер Мартин Уолкер предлагает некоторые советы по созданию мониторной системы…

Заключительное качество Вашей музыки зависит не только от Ваших навыков при микшировании – наличие надёжной мониторной системы жизненно важно для этого процесса. Возможно, самая большая проблема, стоящая перед теми кто делает запись в личных студиях, состоит в том, что их миксы не «едут» - они могут великолепно звучать на Ваших собственных колонках, но окажутся решительно выведены из равновесия при воспроизведении через другие системы. Хотя Вы можете вложить деньги в эту проблему, покупая более дорогие колонки, это – только половина ответа. В действительности, масса людей создаёт замечательные миксы на очень дешёвых мониторах; искусство состоит в том, что они знают, как будет звучать микс в другом месте. Решение состоит в том, чтобы удостовериться, что Вы получаете наилучший звук от любых мониторных громкоговорителей, и не обязательно означает, что на это надо тратить большие деньги.

1) Если Вы собираетесь купить новые мониторы или модернизировать имеющиеся, то выбирайте что-нибудь с нейтральным звуком. Хотя агрессивно, детально звучащие колонки очень популярны, но использование таких мониторов может привести к тому, что на других, более типичных системах, Ваши миксы будут казаться слишком мягкими. Некоторые считают, что если у Ваших мониторов есть какая-нибудь тональная тенденция, то это должно быть напротив Вашей музыки – то есть, если Вы хотите музыку с большим количеством баса, то используйте в работе мониторы с лёгким басовым звуком и наоборот.

2) Если у Вас есть роскошные, дорогие мониторы с очень чистым и детальным звуком, помните, что тонкие второстепенные детали могут быть потеряны на более простых системах, у которых больше всяческой окраски. По этой причине полезно перепроверять звучание на дешёвых и «противных» колонках. Многие звукоинженеры используют две пары мониторов – высококачественная пара для детальной работы и «более типичная» для того, чтобы проверить, как микс будет звучать в реальном мире.

3) Выберите достаточно мощный усилитель, чтобы раскачать динамики (в случае с пассивными мониторами) должным образом. Лучше соединить мощный усилитель с маленькими динамиками, двигающимися без усилий с суперчистым звуком, чем наоборот. Надо с осторожностью относиться к использованию слабого усилителя с дорогими мощными колонками, поскольку это может вылиться в неожиданные счета за ремонт. При перегрузке выходных каскадов усилитель может начать клиповать, срезая верхушки звуковой волны. При этом генерируется масса гармоник, которые вполне способны поджарить высокочастотные динамики. Если Вам уже приходилось заменять их, это вполне могло быть причиной, и замена усилителя на более мощный может предотвратить возвращение проблемы.

4) Удостоверьтесь, что качественные, прочные кабели между усилителем и колонками. Вы не нуждаетесь в сверхвысококачественной экзотике – хотя некоторые клянутся в обратном – но дешёвый низкокачественный кабель поставит под угрозу Ваш звук, особенно в басах.

5) Размещение колонок может иметь огромное влияние на финальный звук. Мониторы ближнего поля, в идеале должны быть на расстоянии между собой в 5 или 6 футов, и на том же расстоянии от Ваших ушей. В принципе, Вы поступите правильно, если разместите их по углам воображаемого равностороннего треугольника – с Вашей головой в качестве третьего угла.

6) Размещайте колонки подальше от углов комнаты, чтобы избежать излишнего баса, и следуйте рекомендациям изготовителя по поводу положения относительно тыловой стены. Некоторые разработки полагаются на басовое усиление, которое Вы получаете, выдвигая мониторы близко к стене; другие будут казаться сбалансированными, только когда помещены достаточно далеко от тыловой стены – в «свободном месте». Пытайтесь размещать мониторы на одинаковом расстоянии от боковых стен, иначе их звук будет отличаться друг от друга и портить стереокартину. Также желательно ставить мониторы так, чтобы расстояние до тыловой стены отличалось от расстояния до боковых стен. Так Вы минимизируете эффект от акустики комнаты.

7) Высокочастотные динамики должны быть на уровне ушей, так как высокие частоты несут много информации о направленности. По той же самой причине, многие мониторы полезно немного развернуть вовнутрь – поворачивая их так, чтобы обе пищалки указывали прямо на Ваши уши. Если Вы регулярно слушаете вдвоём, бок о бок, уменьшите этот угол поворота и настройте его так, чтобы каждая пищалка указывала на воображаемую середину немного позади Вашей головы.

8) Проверьте угол между мониторами, перемещая Ваш стул вперёд и назад. Если Вы будете слишком близко – получите неадекватно широкую стереокартину и будет трудно работать с центральными монозвуками; если слишком далеко – это уменьшит ширину стереообраза.

9) Если Вы сможете убедить своих друзей помочь, то размещение громкоговорителей может быть выполнено наоборот – перемещая колонки в то время, когда Вы слушаете. Выберите самое удобное положение для своего стула и медленно перемещайте мониторы. При этом слушайте в моно. Вы должны получить сильное центральное изображение точно на полпути между колонками, и после определённой ширины ясность начнёт теряться.

10) Как только мониторы будут находиться примерно в правильном положении, послушайте на них большое количество хорошего стереоматериала, и подрегулируйте угол между ними – для создания наилучшего звукового центра. Подвигайте головой по сторонам, чтобы проверить размеры этого «сладкого пятна» - хотя его размер и зависит сильно от конструкции колонок, но и размещение также оказывает сильное влияние.

11) Как правило, мониторы ближнего поля должны устанавливаться на жёстких, прочных стендах, хотя есть специальные сверхпрочные настенные полки на тот случай, если появится нужда в установке колонок близко к тыловой стене.

12) Теперь, когда Ваши громкоговорители установлены, требуется их жёстко зафиксировать в оптимальном положении. Любое колебание или раскачивание ухудшат Ваш звук. Думайте об этом так: каждый раз, когда диффузор басового динамика движется вперёд, кабинет (корпус колонки) пытается сдвинуться назад. Если это ему всё-таки удаётся, он затрагивает не только басы, но также и высокие частоты, которые появляются теперь из движущегося источника. Поскольку длина звуковой волны в воздухе на частоте 10 кГц не намного больше дюйма, могут серьёзно пострадать ясность самых высоких частот и центр.

13) Не взгромождайте Ваши мониторы на микшерный пульт – это не только недостаточно жёсткая поверхность, но и вся поверхность пульта начинает действовать как зеркало, искусственно повышая средние частоты.

14) У многих напольных стендов есть регулируемые шипы, которые идеальны для того, чтобы гарантировать устойчивость даже на неровных полах. Неопреновые прокладки между мониторами и полками помогут Вам не испугать половицы басовыми частотами и не испортят Вам бас.

15) После того, как наконец-то всё расставлено, повторно проверьте свою мониторную систему, слушая некоторое количество хорошо сведённых коммерческих записей. Если всё ещё будут проблемы в звуке, то это вероятно происходит из-за акустики вашего помещения. Много книг было написано о студийной акустике, и если Вы стремитесь к производству коммерческих записей, то должны, возможно, привлечь к этому делу эксперта. Однако, есть очень много простых вещей, которые Вы можете сделать сами, чтобы улучшить большинство помещений.

16) Сначала удостоверьтесь, что Ваше звукозаписывающее оборудование расположено в разумно симметричной форме. Чтобы гарантировать лучший стереозвук, левая и правая половины Вашей студии должны быть идеально зеркальными отображениями друг друга. Вы должны также попытаться предотвратить звуковые отражения от стены позади Вас, которые могут интерферировать с прямым звуком от мониторов.

17) Если Вы не имеете большую, акустически нейтральную комнату, избегайте использовать мониторы с очень широким басовым ответом, потому что это усугубит проблемные места Вашего помещения и даст ложное представление о том, как работает бас. Срез низов приблизительно от 60 Гц - весьма адекватная мера для самых маленьких студий. Кроме того, сильная басовая отдача мешает сконцентрироваться на решающем среднечастотном диапазоне. Это, конечно, может произвести впечатление на Ваших клиентов, но вероятно приведёт не к самому лучшему миксу.

18) Сильные ранние отражения от объектов в студии будут пачкать звук и вызовут проблемы с корректностью стереокартины. Предположите, что из каждого монитора выходит лазерный луч. Прямой (и самый сильный) путь – непосредственно между колонками и Вашими ушами. Однако, есть и другие, не менее важные пути, которые вовлекают только единственное отражение – (например отражение от потолка или от микшера). Вы можете отыскать эти пути сильных отражений, используя зеркало. Заставьте кого-нибудь держать его на стенах, потолке и поблизости от крупных объектов между Вашим нормальным положением при прослушивании и мониторами. Когда Вы сможете увидеть колонки в зеркале, то значит нашли такой путь.

19) Не ложите мониторы ближнего поля на бок (если это не предусмотрено их конструкцией). Дело в том, что звуки от пищалок и басового / среднечастотного динамиков перестанут совпадать по фазе, если Вы даже немного сдвинетесь от точного центра «сладкого пятна».

20) И наконец, проверяйте свои миксы на разных аудиосистемах. Не существует абсолютно идеальной мониторной системы, и даже если бы была, то всё равно Вы должны проверить, как Ваши миксы будут звучать на более скромных комплектах, используемых большинством нормальных слушателей. Если Ваш микс всё ещё будет казаться хорошим и на автомобильной магнитоле, и в моно на единственном маленьком динамике – то Вы сможете с уверенностью сказать, что сделали свою работу хорошо.

Опубликовано в журнале “Sound on Sound” в сентябре 1998 года.

Перевод подготовил Бережной Вячеслав
www.unisonrecords.ru


Загрузка беседы