Пол Уайт. Запись вокала в компьютерной студии

Опубликовано в журнале Sound on Sound в апреле 2004 года

Пол Уайт

Хоть мы и публиковали множество статей по поводу записи вокала, к нам всё равно приходит большое количество вопросов о том, как получить хорошо записанный вокальный звук и как его обработать, чтобы он нормально сидел в миксе. По большей части, такие вопросы задают пользователи домашних компьютерных студий. В дополнению к этому, часто поднимаются вопросы относительно качества работы плагинов, о том, какой выбрать микрофон и какое значение имеет предусилитель. И так далее. Чтобы осветить некоторые из этих проблем, я быстро пробегусь по всей цепи записи/сведения и сконцентрируюсь на тех областях, где может потеряться или наоборот, добавиться качество.

Первые вещи

Вокальная запись начинается с микрофона, но прежде чем углубиться в проблемы его выбора и размещения, следует рассмотреть помещение, в котором будет проходить запись. Само собой, оно должно быть максимально изолировано от шумов, произведённых компьютерными вентиляторами и приводами. Многие люди думают, что если они купят дорогое оборудование, то все проблемы с вокальным звуком будут решены автоматически. Но когда Вы добираетесь до корня проблемы, то обнаруживаете, что виновник проблемы не оборудование, а комната, и то, как она влияет на записанный звук.

Старайтесь устанавливать микрофон так, чтобы он находился подальше от стен, и чтобы область позади певца ничего не отражала. Вы можете устранить отражения, повесив пуховое одеяло или установив специальные звукопоглотители. Сразу предупрежу об одной опасности: в сильно заглушенных помещениях часто происходит такая вещь, что вся эта обивка эффективно поглощает лишь частоты, лежащие выше 250 – 300 Гц. Таким образом, в отражённом звуке остаются, преимущественно, только частоты, лежащие ниже 300 Гц. Всё это пролазит в микрофон и приводит к «коробочному» тембру записанного звука.

Это распространённое явление в маленьких вокальных кабинках. Но Вы можете довольно неплохо сбалансировать низкочастотные резонансы, если установите внутри кабины несколько отражающих панелей (с шероховатой поверхностью). Хуже всего дело обстоит в комнатах, стены которых покрыты коврами. Ковры поглощают преимущественно высокие частоты, таким образом, Вы получите тусклый записанный звук с «коробочными» оттенками. Намного лучше делать запись в обычной комнате с голыми стенами, с ковром на полу и пуховым одеялом, свободно висящим позади певца. Если комната будет всё ещё слишком реверберирующей, то размещение дополнительных экранов по бокам певца поможет устранить эту проблему.

Записывая в маленькой комнате, расположите позади певца какую-либо звукопоглощающую поверхность. Она поможет избежать «коробочных» призвуков, проникших в запись. Часто, для этого вполне достаточно несколько панелей вспененного акустического материала или двойное пуховое одеяло.

Установите микрофон в нескольких футах от центра комнаты и сделайте пробную запись. Не используйте никаких дополнительных обработок, чтобы проверить, в порядке ли исходная тональность. Если это не так, поэкспериментируйте с размещением микрофона и экранов.

Выбор «оружия»

Теперь обратимся к выбору микрофона. Стоит сказать, что обменяв свой ламповый микрофон стоимостью 1000£ на ламповый микрофон стоимостью 2000£, Вы не обязательно получите более лучшую вокальную запись. Во многих случаях, звук портит вовсе не микрофон. Да, хороший дорогой микрофон действительно звучит лучше, чем дешёвый, но при правильном использовании можно получить великолепные результаты и от бюджетных моделей. Даже от концертного динамического микрофона (такого, как Shure SM58) можно добиться превосходного звука! Но, с другой стороны, стоимость сделанных в Китае конденсаторных микрофонов теперь такова, что любой музыкант может приобрести себе более-менее приличную модель (оригинальный SM58 стоит подороже многих китайских конденсаторников). Поскольку конденсаторные микрофоны имеют большую чувствительность, чем динамические, Вы уменьшаете количество шумов от предусилителя (поскольку не надо будет накручивать на нём ручку GAIN).

SE Electronics SE1000 - недорогой и хороший конденсаторный микрофон с большой диафрагмой. Made in China.

Конденсаторные микрофоны дадут Вам более богатые и живые высокие частоты, и в большинстве случаев – они самый лучший выбор. Обратите внимание, что некоторые электретные микрофоны (такие, как популярный AKG C1000S), разработаны, прежде всего, для сценического применения. Таким образом, характеристики их чувствительности ближе к динамическим моделям, чем к «настоящим» конденсаторникам. Они прекрасны для записи близкого вокала, но не очень подходящи для тихих и отдалённых звуковых источников. С точки зрения тональных и шумовых характеристик, наиболее оптимальный вариант – это конденсаторные микрофоны с большой диафрагмой, потому что они предлагают наилучшее отношение цена/качество.

Старайтесь всегда размещать микрофон на эластичном подвесе (shockmount). Это поможет избежать непредвиденных низкочастотных шумов и грохота. Многие профессионалы рекомендуют включать при записи обрезной НЧ-фильтр на предусилителе или микшере. Не забывайте и о такой важной вещи, как поп-фильтр. Без него Вы можете получить такое неприятное явление, как поппинг на звуках «Б» и «П». Эти звуки сопровождаются направленными порывами воздуха, которые врезаются в диафрагму. Они генерируют мощный низкочастотный сигнал, зачастую перегружающий вход предусилителя. Поп-фильтр рассеивает эти воздушные струи и препятствует им добраться до диафрагмы. Обычно он устанавливается на расстоянии трёх дюймов от микрофона, а расстояние между певцом и фильтром – от 6 до 12 дюймов.

Если тональность записанного вокала в чём-то не устраивает, то прежде чем обратиться к эквализации, попробуйте переместить микрофон относительно вокалиста. Небольшие перемещения микрофона вверх или вниз часто приводят к поразительным результатам. В некоторых случаях, может потребоваться увеличить расстояние между певцом и микрофоном. С другой стороны, если у Вашего певца тихий голос, Вы можете добавить ему немного больше веса, уменьшив расстояние до микрофона. Здесь Вам поможет характерный для кардиоидных микрофонов «эффект близости», который усилит и поддержит низкочастотные компоненты такого слабого вокала.

Пробная запись

Когда Вы дошли до этого этапа, проверьте пиковые уровни на предусилителе, чтобы гарантировать, что громкие ноты не вызывают перегрузку. Кроме того, проверьте уровень записи в своей DAW и в аудиоинтерфейсе, и отключите все эффекты и прочие обработки. При записи используйте наушники закрытого типа, через которые певец будет слушать микс (полуоткрытые наушники создают в микрофоне очень много помех). Если есть возможность изменить фазу мониторного сигнала, идущего в наушники, поэкспериментируйте с этим. Проверьте, слышит ли певец различие. Очень часто вокалисты ощущают это, поскольку звук от наушников по-разному объединяется с прямым звуком, который человек слышит благодаря костной проводимости. В некоторых случаях, певцу легче петь с инвертированной фазой мониторного сигнала. Многие вокалисты более комфортно себя чувствуют, если в мониторный сигнал добавлено немного реверберации – но этот вопрос следует обсудить заранее.

Делая запись, настройте входную чувствительность предусилителя так, чтобы не было перегрузок и оставался запас по динамическому диапазону. Удостоверьтесь, что выходной сигнал с предусилителя не перегружает вход звуковой карты (ибо цифровой клиппинг – крайне неприятная вещь).

После того, как была сделана пробная запись, тщательно прослушайте записанный вокальный звук. Проверьте, что он ясен, чист и свободен от нежелательных резонансов комнаты. Стремитесь захватить честное представление голоса и не бойтесь сравнивать естественный вокальный звук с тем, что Вы записали. Постарайтесь увидеть, где находятся различия.

Наушники закрытого типа, такие, как Sennheiser HD250, более предпочтительны для задач мониторинга во время записи, чем полуоткрытые наушники (как Sennheiser HD600). Закрытые наушники уменьшают проникновение мониторного сигнала в микрофон.

Какую применять компрессию?

Посмотрите на волновую форму записанного звука в своей DAW, и оцените, насколько сильно изменяется уровень. Если имеются большие колебания, то Вы, возможно, должны использовать во время записи компрессию. Но старайтесь не переусердствовать с нею, потому что потом её убрать уже невозможно. Обычно, я придерживаюсь отношения 4:1 и настраиваю порог так, чтобы на пиках подавление составляло не больше 6dB. Используйте быструю атаку и время восстановления около 250 мс (или переключитесь в автоматический режим). Если в предусилителе компрессор не предусмотрен, то пишите голос как есть. На стадии миксдауна Вы сможете сжать его как угодно. Будьте осторожны: чрезмерная компрессия во время записи может привести к плоскому и безжизненному звуку, который практически невозможно будет «вылечить». Также примите во внимание, что компрессор поднимет звук комнаты, проникший в запись. Особенно это будет слышно в тихих местах. Если Вы записывали без компрессора, то, вполне возможно, в исходных сырых треках Вы ничего и не услышите, но как только Вы начнёте добавлять компрессию в процессе миксдауна, тут то она и проявит свой характер. Поэтому, прежде чем приступить непосредственно к записи, стоит с максимальной тщательностью подойти к акустическому оформлению своего помещения.

Во многих случаях, некоторые секции песни бывают спеты громче других (обычно это припевы). Вы можете записать их на разные треки, что облегчит работу по их взаимному балансированию. Ещё один вариант – это записать всё на один трек, а потом перенести разные секции на отдельные дорожки. Так Вам будет легче настроить их уровни и не понадобится прибегать к автоматизации. К тому же, Вы сможете использовать для каждой такой секции свои параметры компрессии (или вообще разные компрессоры). Во многих случаях, более громкие секции нуждаются в компрессии с более высоким отношением (особенно, если они имеют много естественной динамики).

Будет разумно, если во время записи использовать не очень сильную компрессию. Я предпочитаю 4:1. Вы легко добавите любое количество компрессии на этапе миксдауна, но не сможете удалить её из уже записанного сигнала. Точно также, лучше отключать любую дополнительную обработку и эффекты.

Хотя компрессоры могут компенсировать многие проблемы с уровнем, иногда попадаются такие слова и фразы, которые являются слишком громкими или слишком тихими, чтобы компрессор мог их исправить. В этом случае, самое лучшее решение – использовать автоматизацию уровня, и при её помощи сбалансировать проблемные места.

Укладываем вокал в микс

Чтобы получить вокал, хорошо сидящий в миксе, требуется сочетание следующих факторов: правильный уровень, правильный тональный баланс и правильное окружение. Обычно я начинаю с настройки компрессора и автоматизации уровня. Если вокалу требуется добавить плотности, то можно попробовать повысить степень компрессии до 8:1 и затем настроить порог так, чтобы в секциях со средним уровнем подавление составляло 1 – 2dB. Это означает, что сравнительно тихие места компрессор не затронет, а громкие будут довольно жёстко прижаты и приближены к среднему уровню. Если в компрессоре имеется ограничитель, в котором можно переключаться между режимами Peak или RMS, то выберите RMS (во многих случаях, с вокалами он работает лучше).

На стадии миксдауна Вы можете использовать любую компрессию, которая нравится. Однако, в треке могут присутствовать слова и фразы, настолько громкие или тихие, что даже тяжёлое сжатие не может справиться с ними. В таких случаях, Вам следует использовать автоматизацию, чтобы регулировать уровень в таких проблемных местах.

После этого очередь доходит до эквализации. В большинстве случаев, Вам вряд ли понадобится радикальное вмешательство, разве что для создания специального эффекта или для устранения некоторых дефектов. Общее правило – понижение делать узкими полосами, повышение – максимально широкими. Если Вы считаете, что в голосе присутствуют «лишние» частотные компоненты, то сделайте следующее: установите в одном из пиковых фильтров максимальное усиление и настройте добротность около 1,5. Потом протащите этот «горб» по всему диапазону, пока не услышите проблемную частоту. Теперь Вы можете вырезать (уменьшить) её, используя этот же фильтр, но с более высокой добротностью (то есть, сделав его намного уже). Если в вокале имеется несколько проблемных частот, то подключите дополнительные фильтры и проделайте то же самое. Старайтесь использовать не очень глубокие вырезы, поскольку чем меньше эквализации – тем лучше.

В качестве дополнительных штрихов, Вы можете немного поднять или, наоборот, понизить область 100 – 300 Гц. Сделав усиление, Вы добавите голосу теплоты; сделав понижение – уберёте гулкость. Также проверьте область 1 кГц, в которой обычно сосредоточены неприятные «носовые» призвуки. Если Вы хотите добавить вокалу немного презенса – сделайте небольшое повышение между 4 и 6 кГц. Если требуется добавить ощущение воздуха и пространства, используйте очень широкое повышение, сосредоточенное в области 14 – 16 кГц. Делая все эти частотные регулировки, не забывайте иногда включать обход на эквалайзере и сравнивать обработанную версию с оригиналом. А то уши быстро привыкают к новому звучанию, и, в результате, можно зайти слишком далеко…

Если Вы используете инструменты для высотной коррекции (как Antares Auto-Tune), то самые естественные результаты обычно получаются при достаточно медленном времени срабатывания. Те параметры, что предлагают эти плагины по умолчанию, кажутся мне слишком быстрыми, поскольку я могу услышать, как они работают. Я считаю, что самый лучший вариант – вынести «кривые» слова и фразы на отдельный трек, и только его обработать питч-корректором. Это даст Вам наиболее естественные результаты. Бэк-вокалы можно обрабатывать более тяжело, поскольку все артефакты замаскируются в результате наложения двух или более голосов.

Здесь Вы видите некоторые параметры настройки эквалайзера. Узкий вырез в районе 1,1 кГц уменьшает «носовые» призвуки, а два широких повышения в областях 5 и 17 кГц добавляют презенс и «воздух».

Настройка реверберации и миксдаун

Теперь осталось дело за реверберацией. Это более сложный вопрос, чем кажется на первый взгляд. Для начала, немногие виртуальные ревербераторы, работающие на ресурсах центрального процессора, обладают таким же качественным звуком, как аппаратные устройства или DSP-плагины. Дело в том, что многие производители разрабатывают свои плагины с приоритетом экономии ресурсов, а не по высшему звуковому качеству. Однако, если кроме native-плагинов Вы больше ничего не имеете, то постарайтесь найти самый лучший из них с самым качественным алгоритмом. Загрузите его в шину посыла (FX-канал) своей DAW, и установите параметр DRY\WET на 100%. Так Вы сможете использовать один плагин для нескольких треков и сэкономите ресурсы центрального процессора. Если у Вас есть хороший аппаратный ревербератор, то Вы можете подключить его к дополнительным входам и выходам звуковой карты и сделать на него посылы с микшера своей программы. Такую уловку я часто использую со своим Lexicon MPX550. К примеру, в Cubase есть специальная шина для работы с внешними процессорами эффектов.

Если Вы пользуетесь плагинами, работающими на ресурсах центрального процессора, то попробуйте уменьшить уровень реверберационного хвоста по сравнению с ранними отражениями. Во многих случаях это улучшает качество звучания. Кроме того, некоторая предзадержка поможет избежать замутнения вокала.

Традиционно, с вокалами используется листовая или room-реверберация. Однако, используя фабричные пресеты в дешёвых аппаратных или виртуальных ревербераторах, Вы часто заметите, что они замутняют звук ещё до того, как проявится желаемый эффект «утолщения». Одна хорошо работающая стратегия заключается в том, чтобы использовать ревербератор, в котором можно независимо настраивать ранние отражения и реверберационный хвост. Попробуйте уменьшить уровень хвоста на 6dB. Ранние отражения утолщают вокальный звук, но при этом не размывают его. Уменьшая хвост реверберации, Вы препятствуете ей заполнить всё звуковое пространство и сохраняете вокал в ясности. До 100 мс предзадержки помогают добавить глубину и отделить реверберацию от основного звука. Если Вы стремитесь к субъективно сухому звуку, то можете ещё больше понизить уровень реверберационного хвоста. Если у Вас имеется коммерческая запись в похожем стиле, то во время миксдауна используете её в качестве образца. Это поможет сравнить общую тональность и параметры настройки реверберации.  

Если Вы считаете, что микс уже готов, то проделайте следующий тест: включите воспроизведение, выйдите из студии и слушайте снаружи с открытой дверью. Вокал должен быть громким и отчётливым – но не настолько громким, чтобы казаться прилепленной сверху надстройкой. Обычно Вам потребуется такое количество реверберации, которое даст ощущение, что вокал записан в том же самом акустическом месте (пространстве), что и остальные инструменты. Прослушивание микса за пределами комнаты – это прекрасный способ оценить баланс. Проблемы, которые не заметны когда Вы сидите за мониторами, сразу же станут явными, стоит только выйти из студии. Будет неплохо, если Вы запишите компакт-диск и послушаете его в условиях различного акустического окружения – в машине, на домашней стереосистеме, на бумбоксе или в клубе. Это поможет выявить проблемы и нестыковки, которые не заметны на мониторах.

Опубликовано в журнале Sound on Sound в апреле 2004 года

Перевод подготовил Бережной Вячеслав www.unisonrecords.ru


Загрузка беседы