Пол Уайт. Интенсивный курс микширования

Вокалы великолепно звучат, барабан реально качает и гитары исключительны – но соединяете это всё вместе, и что в итоге Вы получили? Беспорядок! Знакомо? Пока Вы не получили большого опыта в микшировании музыки, этот процесс может показаться очень расстраивающим. Есть, вероятно, столько способов правильного сведения, сколько есть на белом свете успешных звукоинженеров и продюсеров. Даже в этом случае, я взял 20 полезных советов, которые выработал за годы, и представил их в форме контрольного списка. Это не неизменные правила, это только общие руководящие принципы.

1) Прежде чем начать работать, поместите все регуляторы в нейтральные позиции (плоский EQ, уровни посыла на шины AUX в ноль, панораму в середину и т.д.) и уберите фейдеры на всех неиспользуемых каналах. Убедитесь, что все неиспользуемые посылы AUX стоят на нуле и незадействованные каналы микшера никуда не маршрутизованы и заглушены, поскольку это уменьшает уровень фонового шума. Если Вы не сделаете этого, то обнаружить эффекты на треках, которые в этом не нуждаются, или получить проникновение нежелательных треков из-за неправильно применённой маршрутизации (и посылов). У Вас должен быть трек-лист для Вашей записи, по которому Вы можете маркировать каналы микшера. Освящённый веками способ – использовать фломастер и липкую ленту. Потом Вы сможете очистить свой микшер от надписей буквально одним движением руки.

2) Оптимизируйте чувствительность не только на треках, но и на всех посылах / возвратах и внешних процессорах эффектов. Гарантируйте, что Ваш основной рекордер получает на вход максимально возможный без пиков уровень сигнала. Эти простые меры могут значительно улучшить ясность Вашего микса. Если Вы собираетесь подвергнуть свои записи цифровому редактированию, оставьте после каких-либо фрагментов (или перед ними), немного шума. Возможно, это понадобится для настройки цифрового шумоподавителя, который требует «голого» шумового отпечатка.

3) Объединяйте определённые однотипные элементы Вашего микса в подгруппы (барабаны, бэк-вокалы и т.п.) так, чтобы Вы могли управлять полным уровнем сгруппированных элементов одним фейдером (или их стереопарой). Это позволит Вам управлять миксом, используя меньше фейдеров и меньше пальцев! Учтите, что если Вы сгруппировали каналы в подгруппу, то эффекты, назначенные на эти каналы, тоже должны быть маршрутизованы на эту подгруппу – иначе уровень эффектов не будет изменяться при регулировании фейдером подгруппы.

4) Отмечайте восковым маркером позиции, куда должны быть установлены фейдеры, и в случае необходимости примечайте положение счётчика ленты или тайм-кода в тех местах, где происходят изменения уровня. Таким путём Вы сможете привлечь в помощь своих товарищей, если сведение становится слишком сложным. Если Вы используете автоматизацию микшера, слушайте произведение целиком, не наблюдая уровни. Так Вы сможете лучше сконцентрироваться на балансе инструментов.

5) Не думайте, что Ваши уши всегда говорят Вам правду. Отдохните перед началом микширования и постоянно обращайтесь к коммерческим записям, воспроизводя их через Ваши мониторы: так Вы будете иметь образец того, к чему надо стремиться. Это особенно важно, если Вы используете энхансеры (устройства, генерирующие или усиливающие гармоники), поскольку уши могут привыкнуть к таким эффектам очень быстро.

6) Не переусердствуйте с эффектами, особенно с ревербератором, поскольку это может загромоздить Вашу запись и убрать контраст, который необходим, чтобы дать «кач» Вашему миксу. Как правило, «сухие» звуки кажутся ближе, выходят на передний план, в то время как тяжело реверберированные звуки имеют тенденцию перемещаться на задний план (в фон). Если Вы нуждаетесь в сильной реверберации на ведущих вокалах, попробуйте добавить некоторую пред-задержку к эффекту, и тщательно отстройте уровень вокала и реверберации так, чтобы вокалу было комфортабельно среди поддержки.

7) Не панорамируйте басовые звуки, такие как бас-барабан и бас-гитара, по сторонам стереополя. Эта высокая энергия должна быть одинаково разделена между каналами. Как правило, очень низкие звуки содержат мало информации о направленности (или вообще не содержат), хотя басовые звуки, в которых есть много гармоник, могут казаться более направленными.

8) Оставьте в покое эквалайзеры и эффекты до тех пор, пока не заиграет весь микс. Если Вы воздействуете на какой-то инструмент в изоляции от остальных треков, то когда Вы добавите остальные инструменты, он может начать выпадать из общего звука. Если у Вас есть возможность избежать тяжёлой эквайлизации, то результат, вероятно, будет казаться более естественным.

9) Постарайтесь не иметь слишком много инструментов, конкурирующих за одну и ту же часть частотного спектра. Среднечастотный диапазон наиболее уязвим, так что пытайтесь выбрать лучшие звуки непосредственно в источнике. При микшировании Вы можете улучшить разделение (разборчивость), используя EQ, чтобы сузить спектр, с которым работаете. Попытайтесь делать плавный спад к низам и иногда убирать любые чрезмерные верха. Эта технология известна как «спектральное микширование», когда каждому звуку или инструменту дают своё собственное место в звуковом диапазоне. Хороший пример этого – акустическая гитара, которая в роковом миксе может запутать низкую середину. Если Вы немного подрежете низа, то всё равно получите достаточно звукового разрешения (определённости), а вот микс будет казаться намного более чистым. Фильтры в цепях сайд-чейна устройств шумоподавления (при помощи функции прослушивания Key Listen), зачастую являются очень хорошим инструментом для того, чтобы урезать избыточные высоко- и низкочастотные концы звуков, не затрагивая при этом другие области.

10) Не используйте чрезмерную эквайлизацию, а особенно повышение частот: из-за этого звук может казаться неестественным. Как правило, хороший внешний EQ будет работать лучше, чем канальный эквалайзер пульта. Если Вы не сможете ограничиться лёгким, нежным спадом или подъёмом, а вместо этого будете производить жёсткую «зачистку», то в результате, скорее всего, получите «носовой», резкий звук с фазовыми искажениями.

11) По возможности, используйте сокращение частот, а не повышение. Человеческое ухо менее чувствительно к сокращению. Это особенно актуально, если Вы используете дешёвый EQ, или EQ в вашем микшере.

12) Скомпессируйте вокалы, заставьте их как положено сидеть в миксе. Немного вокалистов могут как следует контролировать динамику своего исполнения, чтобы можно было обойтись без компрессора. Компрессоры с мягким коленом (soft-knee) не столь навязчивы, но если Вы хотите, чтобы компрессия добавила теплоту и «волнение» к Вашему звуку, попробуйте оптический компрессор или модель с жёстким коленом (hard-knee), и установите более высокое отношение (ratio) чем обычно Вы используете. Знайте, что компрессор поднимает фоновый шум (на каждый 1dB подавления основного сигнала, фоновый шум в тихих местах тоже поднимается на 1dB). Тяжёлая компрессия также может усилить вокальные сибилянты.

13) Время от времени проверяйте баланс своего микса, слушая снаружи дверей студии. Это разоблачает неустойчивость уровней более чётко, чем если непосредственно слушать возле мониторов. Не знаю почему, но это работает.

14) Не контролируйте слишком громко. Это может заставить музыку казаться очень захватывающей (первоначально), но конечный потребитель вряд ли будет слушать на таком высоком уровне. Высокая громкость мониторов может временно переместить перспективу слушания, да и до повреждения слуха так не далеко. Высокая громкость прекрасна, чтобы проверить микс в течение коротких периодов, но большую часть времени полезно работать на том уровне громкости, с которым, в конечном счёте, музыка будет воспроизводиться. (Забудьте что я сказал, если Вы сводите танцевальную клубную музыку!)

15) Проверяйте свою работу в наушниках. Они разоблачают маленькие искажения и щелчки, которые Вы никогда не сможете услышать через колонки. Однако, не полагайтесь исключительно на наушники во время процесса сведения – они представляют стереокартину по-другому и общеизвестно непредсказуемы в низких частотах.

16) Не изменяйте излишне уровень барабана и баса в разных частях Вашего микса, поскольку ритм-секция - традиционно постоянный фон, напротив которого перемещаются остальные звуки. Если естественная динамика ритм-секции в порядке, оставьте фейдеры в покое.

17) В заполненном миксе попытайтесь «прогнуть» среднечастотные инструменты под контролем вокалов таким образом, что когда вокалы присутствуют, то противоречащие им звуки приглушаются на 2 – 3dB. Этот способ называется «ducking». Используйте для дакера довольно быстрое время атаки, а время восстановления определите на слух. Более короткое время восстановления может вызвать достаточно очевидный пампинг, но в контексте рокового микса это может добавить долгожданную энергию и «качалово».

18) Если Вы сводите запись, основанную на MIDI-треках, попытайтесь не смотреть на дисплей Вашей секвенцерной прграммы во время работы: визуальный стимул сталкивается с Вашей способностью делать субъективные, основанные только на звуке, суждения. Наблюдение продвижения курсора может дать Вам ложное впечатление о том, как хорошо работает аранжировка. Поэтому, многие композиторы до сих пор используют аппаратные секвенцеры.

19) Если микрофонный звук кажется противоестественно безжизненным, но Вы не хотите добавлять любую заметную реверберацию, попробуйте поиграть с настройками окружения и ранних отражений, чтобы вызвать чувство какого-то пространства. Чем короче реверберация, тем легче переместить рассматриваемый звук во фронт Вашего микса.

20) Послушайте Ваш финальный микс через день после окончания работы, поскольку Ваше восприятие после отдыха может внезапно измениться. Также проверьте свою запись на различных аудиосистемах, чтобы удостовериться, что она везде играет корректно. Даже тогда, сохраните всю информацию о миксе и трек-лист (включая параметры настройки эффектов): вдруг Вам захочется попытаться изменить к лучшему Ваш «финальный микс»!

Журнал «Sound on Sound», июнь 1998 года.

Перевод подготовил Бережной Вячеслав
www.unisonrecords.ru


Загрузка беседы