Больше всех! Максимизация громкости Ваших треков - Часть 2

Партизанский мастеринг

Пока что я фокусировался на проблемах, которые возникают на стадии сведения, но есть много вещей, которые Вы можете сделать на стадии мастеринга, чтобы заставить Ваши миксы казаться «большими». Не все вещи, которые я собираюсь предложить, считаются хорошей мастеринговой практикой. Но все они могут применяться (и применяются) для производства популярной и танцевальной музыки. Самый простой из всех процессов – «улыбающийся» эквалайзер (называется так, потому что на графическом эквалайзере ползунки формируют кривую, похожую на улыбающийся рот). Средние частоты здесь мягко прибираются на несколько децибелов. Это, грубо говоря, имитирует АЧХ комбинации уши / мозг при прослушивании музыки на достаточно высоком уровне. Любой достаточно гибкий эквалайзер позволит Вам сделать это, и самая эффективная область для сокращения лежит между 200Гц и 1кГц. В качестве альтернативы Вы можете использовать такой процессор, как SPL Vitalizer, который автоматически формирует «улыбку», используя сравнительно немного средств управления. В дополнение к тому, что «улыбка» заставляет музыку звучать более «качово», она также может увеличить ясность и предотвратить путаницу в середине.

Настройка эквалайзера при мастеринге
Здесь «улыбка» была создана, используя канальный эквалайзер Steinberg Cubase SX.

После этого наступает очередь компрессии (хотя, если Вам нравится звук, Вы можете использовать её и до эквайлизации). В условиях максимизации громкости многополосная компрессия более предпочтительна, поскольку динамические изменения в одном конце спектра никак не влияют на обработку в другом (изменения в уровне низких частот не модулируют верха). В принципе, то, что мы собираемся здесь сделать является довольно тонкой вещью, то зачастую, с не меньшим успехом Вы можете использовать и полнодиапазонный компрессор. Вы должны уплотнить общий динамический диапазон довольно нежным способом, устанавливая низкое отношение (1,1:1 или 1,2:1) и настраивая порог так, чтобы получить подавление 3 – 4 dB. Вы будете нуждаться в довольно быстрой атаке и в самом коротком времени восстановления, которое возможно без слышимого эффекта «накачки». Начинайте с атаки в 5 мс и восстановления 50 мс, а затем регулируйте время восстановления, пока не получите самый естественный звук. Не волнуйтесь, что атака в 5 мс пропустит какие-либо транзиенты, потому что после компрессора Вы должны установить лимитер, чтобы уладить подобные вопросы. Во время сведения Вы можете использовать компрессор в роли лимитера, но на стадии мастеринга, как я считаю, он будет работать не столь же хорошо. Так что используйте специализированные плагины-лимитеры, типа Waves L1, Emagic Adaptive Limiter или TC Works mastering limiter. Пользователи аппаратных средств найдут подобные возможности в таких устройствах, как TC Finalizer и Drawmer Masterflow. Как правило, стремитесь не больше, чем к 6dB подавления, но тем не менее, тщательно слушайте результат на предмет наличия побочных эффектов. В некоторых случаях Вы сможете достичь ещё больших результатов без слышимых артефактов, а в некоторых других – наоборот, не сможете получить и этого, поскольку звуковое качество начнёт страдать ещё раньше. Главное, к чему надо в первую очередь прислушиваться – это «перекачка» громкости, потеря деталей и ясности.

Многополосный компрессор для мастерингаМногополосный компрессор - прекрасное начало для мастеринга.

К этому времени Ваша музыка должна быть значительно громче, чем это было изначально, но Вы можете пойти ещё дальше, используя плагины-эмуляторы ламповой или ленточной насыщенности (как например Dsound VL2 для платформы TC Powercore). Это имеет несколько различный эффект, если применять такую на индивидуальных треках или на всём миксе (поскольку во втором случае затрагивается смесь всех звуков). Такие процессы лучше всего применять перед лимитированием, но поскольку изменение последовательности обработки приводит к немного различным результатам, то у Вас будет повод поэкспериментировать, чтобы увидеть, что лучше всего подходит для данного трека.

Последнее оружие в арсенале «партизанского мастеринга» - добрый старомодный клиппинг. Народная мудрость гласит, что никогда нельзя допускать цифрового клиппинга (цифровой перегрузки), поскольку это обычно звучит ужасно; но одинаково верно, что короткие взрывы клиппинга могут допускаться, не вызывая никакого повреждения звука – просто потому, что эти события слишком коротки для наших ушей. Продолжительность (период) этих всплесков не должна превышать 1 мс (44 сэмпла при частоте дискретизации 44,1кГц). Если два или более события клиппинга быстро следуют друг за другом, то их период должен быть уменьшен, чтобы предотвратить слышимые артефакты. Единственный способ узнать, с каким количеством клиппинга Вы ещё можете избегать неприятностей заключается в том, чтобы слушать – и если Вы будете удачливы, то Ваше программное обеспечение также предупредит Вас относительно клиппинга и скажет, сколько подряд идущих сэмплов было подрезано. Когда Вы записываете акустическую музыку, использование клиппинга для достижения пары добавочных децибелов не выглядит хорошей идеей, но когда дело доходит до энергичной танцевальной музыки, то клиппинг часто используется или при сведении, или при мастеринге (а иногда и вместе!) И если Вы не слышите никаких побочных эффектов (или это заставляет звук казаться лучше), то тогда это – честная игра.

Последние слова предостережения

То, что я описал в этой статье, заставит многих мастеринг-инженеров поёжиться, но я думаю, что они согласятся с моим утверждением, что самая важная часть процесса – это слушание. Вы должны рассматривать свои миксы с уважением и использовать хорошую контрольную систему. Неплохо будет поэкспериментировать с вышеописанными процессами, чтобы самостоятельно выявить сильные и слабые стороны и услышать возможные побочные эффекты. Знайте, что чрезмерная обработка может умалить субъективную энергию музыкальной пьесы. Так что старайтесь избежать сплошной «квадратуры» на волновом дисплее Вашего программного обеспечения. Используйте все эти инструменты с заботой и сдержанностью, и Вы удивитесь, когда поймёте, какие перспективы открываются перед Вами. Вы будете знать, что Ваша работа завершилась успехом, когда получите необходимую Вам громкость, но Ваша музыка всё ещё будет давать впечатление от широкого динамического диапазона.

Опубликовано в журнале «Sound on Sound», март 2003 год

Перевод подготовил Бережной Вячеслав www.unisonrecords.org

Посетите наш форум www.unisonrecords.org/forum/

Рекомендуем к прочтению:

Пол Уайт и Мэтт Хаутон: Делаем громкие миксы, которые звучат хорошо

←ЧАСТЬ 1


Загрузка беседы